Казахстанская лига юристов дает очередной совет читателям Zakon.kz по защите прав и интересов граждан (ранее был опубликован совет о том, как получить гарантированную государством юридическую помощь и что делать девушке в случае похищения и принуждения к вступлению в брак).
ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕОРЕМА № 6
Если в Вашей квартире произошло отключение электрической энергии, то первоначально необходимо выяснить причину отключения. Возможны следующие варианты:
1. Технические причины:
1.1. Авария или плановые ремонты на линии (подстанции), в таком случае вы можете позвонить в авариную службу соответствующей энергопередающей организации вашего региона для получения информации о наличии аварии и сроках ее устранения. В городе Астана это аварийная служба АО «Астана-РЭК».
1.2. Авария или плановые ремонты в общедомовых электрических сетях многоквартирного дома, в таком случае для получения соответствующей информации необходимо позвонить в соответствующую обслуживающую организацию (КСК, сервисную компанию или иную специализированную организацию).
1.3. Сработал автоматической предохранитель при перегрузке или коротком замыкании в сети квартиры. В данном случае самостоятельное устранение неполадок не рекомендуется лицам, не имеющим опыта работы с электроустановками, необходимо вызвать электрика КСК или другого специалиста, который устранит неполадки и примет меры для замены предохранителя (при необходимости).
2. Иные причины (не технические):
2.1. Отключение в связи с наличием у потребителя задолженности за электроэнергию.
2.2. Отключение, произведенное энергопередающей организацией, в связи с нарушением потребителем схемы подключения или самовольным подключением.
Основания отключения электрической энергии установлены в п.35 Правил пользования электрической энергией, утвержденных Постановлением Правительства РК от 10.07.2013г. № 713 (далее – Правила).
Если отключение произошло не по техническим причинам, необходимо выяснить правомерность и обоснованность данного отключения.
Отключение в связи с наличием задолженности за электроэнергию возможно только при условии письменного предупреждения абонента не позже чем за месяц до отключения (пп.1 п.35 Правил), в связи с чем, вы можете обратиться поставщику электроэнергии для выяснения наличия задолженности и извещения об отключении. В случае расхождения данных по оплате за электроэнергию необходимо предоставить квитанции по оплате для проведения сверки платежей.
Случаи неправомерного отключения электроэнергии:
1. При отсутствии задолженности по оплате, отключение электроэнергии является не правомерным (при отсутствии технических причин).
2. Даже при наличии задолженности по оплате, отключение электроэнергии должно производиться, как было сказано выше, при условии предварительного письменного уведомления потребителя об отключении за месяц до даты отключения. Отключение электроэнергии без письменного предупреждения потребителя является также не правомерным.
Необходимо также учитывать, что в счетах за электроэнергию, доставляемых потребителям, обычно указывается, что «в случае неоплаты данного счета в установленный срок, подача электроэнергии будет отключена». Данное примечание в счете многие энергоснабжающие организации считают этим «предварительным письменным уведомлением потребителя об отключении»
В действительности примечание в счете не является надлежащим уведомлением об отключении, так как не содержит даты предполагаемого отключения, даты вручения потребителю, соответственно нет возможности установить наличие и отсутствие соблюдения месячного срока предупреждения.
Последствия незаконного отключения электроэнергии.
Энергоснабжающая организация обязана подключить потребителя в течение 1 рабочего дня с момента обращения. Потребитель в данной ситуации имеет право на возмещение понесенного ущерба (разморожен холодильник, испорчены продукты, перегорела техника и т.д.), а также на возмещение морального ущерба.
Порядок возмещения ущерба определяется в соответствии с гражданским и гражданским процессуальным законодательством в претензионном или судебном порядке.
В соответствии с ч.5 ст.147-13 Кодекса РК об административных правонарушениях за незаконное отключение электрической энергии потребителям установлена административная ответственность в отношении энергоснабжающей организации с наложением штрафа в размере до 75 месячных расчетных показателей.
Для привлечения энергоснабжающей организации к административной ответственности вы имеете право направить соответствующее обращение в местный Департамент государственного энергетического надзора.
Порядок подключения электроэнергии (после правомерного отключения):
1) потребитель устраняет причину отключения с представлением подтверждающего документа (п.37 Правил).
2) энергопередающая организация подает напряжение отключенному объекту в течение 1-го рабочего дня с момента уведомления об устранении причин отключения.
В данном случае потребитель также обязан оплатить стоимость подключения электрической энергии, но только в случае повторного отключения за неоплату, в первый раз подключение производится бесплатно (согласно п.20 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РК от 7.12.2000 г. №1822).
Пример. Решением Усть-Каменогорского городского суда №2-13550/2008 от 05 февраля 2009 года отключение электрической энергии потребителю было признано незаконным, так как на день отключения электроэнергии задолженности по оплате у потребителя не имелось. Потребителю также было присуждено возмещение морального вреда и расходы на представителя.
Примечание: Настоящая теорема является рекомендацией и мнением Казахстанской лиги юристов.