Случаев, когда человек берет в долг и умирает, не успев его вернуть, в жизни немало. А бывает и так, что человек, взяв в долг крупную сумму, и не думает ее возвращать, уходит в мир иной вместе с невыплаченными долгами и с проклятиями в свой адрес. Каковы принципы долгового обязательства в исламе? Должны ли близкие брать на себя долги усопшего? На эти и другие вопросы Zakon.kz попросил ответить руководителя отдела шариата и фетв Духовного управления мусульман Казахстана, исламоведа Сансызбая Курбанулы Шоканова.
Не так давно мне позвонил бывший коллега и говорит:
- Умер сосед, хороший был дяденька, но в прошлом году он занимал у меня две тысячи долларов, дом строил, не хватало, я дал. Сказал, вот-вот вернет, но скончался скоропостижно, сердце прихватило. Сегодня хоронили, и мулла на джаназе (джаназа-намаз – погребальная молитва, которая совершается над покойным перед захоронением – Т. Н.) спросил, есть ли у него долги, занимал ли он у кого-нибудь из вас? Все промолчали, потом из толпы кто-то выкрикнул, нет, не должен. Я тоже почему-то промолчал, и другой наш сосед промолчал, хотя он у него тоже занимал. Не хватило нам духу сказать об этом во всеуслышание. Теперь думаем, можно ли нам вернуть свои деньги, все-таки сумма не маленькая.
Случаев, когда человек берет в долг и умирает, не успев его вернуть, в жизни немало. А бывают и так, что человек, взяв в долг крупную сумму, и не думает их возвращать и уходит в мир иной вместе с невыплаченными долгами и с проклятиями в свой адрес. Такие люди не считают важным и нужным возвращать долг, они деньги на что угодно могут потратить, но только не на погашение долга. Начинают скрываться, выключать телефоны, не отвечают на сообщения и так далее. Долги сегодня не возвращают даже близкие родственники, друзья, поэтому надеяться на совесть людей в наше время рискованно, особенно, когда речь идет о крупных суммах.
Говорят, невозвращенные долги это большой грех и душа умершего не упокоится, пока близкие не вернут его долги. Также говорят, что человека не хоронят, пока не отдадут его долги, а отдать должны дети или другие родственники. Так это или не так? Обязаны ли дети нести ответственность за долги усопших родителей? Как правильно брать в долг, чтобы потом не возникли правовые и иные последствия, каковы принципы долгового обязательства в исламе? Также есть немало смертельных ДТП, когда виновник погиб, а пострадавшая сторона требует от его родных компенсации ущерба. Могут ли они заявить об этом на джаназе? И вобще, как вернуть долг с умершего человека? На эти и другие вопросы отвечает руководитель отдела шариата и фетв Духовного управления мусульман Казахстана, исламовед Сансызбай Курбанулы Шоканов.
Сансызбай Курбанулы: Долг для мусульманина – тяжелое бремя, поэтому мусульманам следует остерегаться долгов, кроме тех случаев, когда он действительно нуждается. Но как показывает жизнь, сегодня люди набирают долги без особой нужды и злоупотребляют этим. Если хватает на самое необходимое - на еду, жилье, одежду, учебу, лечение, то зачем брать в долг? Некоторые берут, чтобы показать себя богатым, покупают в кредит дорогие машины, мебель, особняки, но потом не могут вернуть деньги и попадают в плачевные ситуации. Это по шариату неправильно. Эти вещи не являются первой жизненной необходимостью, поэтому нет надобности влазить из-за них в долги.
Невыплаченный долг – один из самых больших тяжелых грехов в глазах Аллаха наряду с такими грехами как убийство, прелюбодеяние, употребление спиртного… Есть хадис, который гласит, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), говорил, что человеку, умершему на пути Аллаха, будут прощены все грехи, кроме долгов. С долгами нужно расплачиваться вовремя, должник не имеет права подавать милостыню, совершать хадж и прочие благие дела. В хадисе сказано: «Не будет принята милостыня того человека, члены семьи которого находятся в нужде, и у которого есть долги» (аль-Бухари). Имея долг, запретно тратить деньги на то, в чем нет крайней нужды.
Во времена Пророка, когда умирал какой-нибудь человек, он спрашивал, есть ли у этого человека долг? И если говорили, есть, Посланник не читал джаназу-намаз, а просил это сделать своих сахабов (сподвижники – Т. Н.). И если кто-нибудь из них говорил: «О, Расулуллах, я заплачу его долг» - только тогда Пророк приступал к джаназе.
Есть и другие хадисы о долгах, например, «должнику, имевшему возможность вернуть долг, но не сделавшему это, ежедневно будет записываться грех притеснителя», «Шахиду (павшему на поле битвы, священной войны) прощаются все грехи, за исключением долга». То есть долги не прощаются даже шахиду. Долг удерживает человека от входа в Рай. Тот, кто не возвращает долги, предстанет в Судный День перед Аллахом как вор.
Долг доставляет человеку много неприятностей, дискомфорта, человек мучается, переживает, думает об этом днем и ночью, поэтому нужно быть подальше от этого греха. У казахов есть хорошая пословица: Құдайдан сұрағанның екі бүйірі шығады, адамнан сұрағанның екі көзі шығады (просящий у Бога будет в достатке, просящий у человека будет в убытке – Т. Н.). Прежде чем взять в долг, человек должен думать, сможет ли вернуть, будут ли у него для этого возможности. Сейчас банки заманивают людей тем, что дадут кредит только по одному лишь удостоверению личности и люди привыкают брать, а потом попадают в очень трудную ситуацию. Бывают даже случаи, когда человек, будучи не в состоянии погасить кредит, кончает жизнь самоубийством и у него, получается, двойной грех – и долги не выплатил, и руки на себя наложил. Да еще жену с детьми подвел, повесив на их шею кредит. Поэтому, прежде чем брать в долг, надо сто раз подумать.
Zakon.kz: Сансызбай Курбанулы, как во время джаназы сказать, что покойный должен тебе и кто должен вернуть эти деньги?
Сансызбай Курбанулы: Заупокойная молитва джаназа-намаз совершается перед выносом тела. Мулла стоит над завернутым в саван телом усопшего и читает молитву. Но сначала он спрашивает, не остались ли у него долги, должен ли он кому-нибудь из вас? Если кто-нибудь скажет: «Да, он мне должен был», то мулла говорит: «Здесь присутствуют его дети, братья» и обращается к ним со словами, готовы ли вы выплатить долги отца? И после того, как скажут, готовы, читает джаназу.
Погашают долги обычно самые близкие люди, наследники, хранители очага. Если, к примеру, у человека трое сыновей, то долг выплачивает младший, так как родители живут с ним и вся их собственность остается у него. Если у него нет такой возможности, то это ложится на самого обеспеченного в семье. Если таковых нет, то могут вернуть другие родственники или друзья, это значения не имеет, главное, чтобы человек ушел без долгов.
Zakon.kz: Некоторые говорят, тело покойного не будут выносить до тех пор, пока кто-нибудь не возьмет на себя его долги. Это так?
Сансызбай Курбанулы: Нет, джаназу все равно читают, и тело умершего выносят, ведь человека по любому надо похоронить. Просто спрос за долги для покойного будет очень тяжелым, ему придется держать ответ перед Всевышним. Поэтому, когда человек умирает, в первую очередь должны быть закрыты его долги. Но многие, особенно друзья, не напоминают о долге, прощают, и мы это часто видим в жизни.
Zakon.kz: А бывает, что родные пообещали вернуть, но не вернули?
Сансызбай Курбанулы: Всякое бывает, и до нас доходят эти слухи. Был случай, когда один человек заявил на джаназе, что покойный ему должен и сын сказал, я верну, но возвращать не спешил и когда тот опять напомнил ему, говорит, откуда я тебе возьму. Это неправильно. Поэтому мы постоянно предупреждаем, не берите в долг, тем более, большие суммы.
Zakon.kz: А как доказать, что умерший тебе должен?
Сансызбай Курбанулы: Для этого должны быть два свидетеля или расписка, поэтому, когда мусульмане берут в долг или дают в долг, делать это нужно при свидетелях, или заверять в письменном виде.
Также нужно всегда записывать свои долги - у кого брал, сколько брал, когда брал, когда вернул или, наоборот, кому ты давал, когда, сколько, вернули-не вернули и ставить свою подпись.
Обо всех своих долгах желательно говорить своим близким, чтобы при необходимости они могли подтвердить.
(Коран, сура «Аль-Бакара», аят 282)
О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его, и пусть писарь записывает его справедливо. Писарь не должен отказываться записать его так, как его научил Аллах. Пусть он пишет, и пусть берущий взаймы диктует и страшится Аллаха, своего Господа, и ничего не убавляет из него. А если берущий взаймы слабоумен, немощен или не способен диктовать самостоятельно, пусть его доверенное лицо диктует по справедливости. В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вашего числа. Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибется, то другая напомнит ей. Свидетели не должны отказываться, если их приглашают. Не тяготитесь записать договор, будь он большим или малым, вплоть до указания его срока. Так будет справедливее перед Аллахом, убедительнее для свидетельства и лучше для избежания сомнений. Но если вы заключаете наличную сделку и расплачиваетесь друг с другом на месте, то на вас не будет греха, если вы не запишите ее. Но призывайте свидетелей, если вы заключаете торговый договор, и не причиняйте вреда писарю и свидетелю. Если же вы поступите так, то совершите грех. Бойтесь Аллаха — Аллах обучает вас. Аллах ведает о всякой вещи.
Zakon.kz: А если на похороны пришел, например, его партнер и сказал, он мне должен 50 тысяч долларов, но при этом у него ни расписки, ни свидетелей нет, тогда как?
Сансызбай Курбанулы: При отсутствии расписки и свидетелей доказать долг будет трудно, а порой и невозможно. Поэтому, во-первых, нужно давать тем, кто не обманывает, кому вы верите. Во-вторых, у вас должны быть неопровержимые доказательства, на слово сегодня никто не поверит и правильно сделает.
Zakon.kz: Как быть, если, наоборот, покойнику должны, но не успели вернуть?
Сансызбай Курбанулы: Такое тоже часто бывает. Если должник боится Бога, отдаст родным, если нет, то это будет на его совести. Но тут опять же всё нужно записывать – и когда берешь, и когда даешь в долг, о чем я уже сказал выше.
Zakon.kz: О том, что ты должен покойному, тоже нужно говорить на джаназе?
Сансызбай Курбанулы: Необязательно, достаточно просто вернуть этот долг его семье. Иногда бывает, что родные покойного, который, например, занимался торговым бизнесом, говорят, у него вроде были такие-то деньги, куда они делись, кому он давал? Поэтому нужно возвращать долг, это хороший богоугодный поступок.
Zakon.kz: В наше время часто бывают ДТП со смертельным исходом. Допустим, виновником является покойный, пострадавшая сторона требует от его родных возместить ущерб, для этого они специально приходят на дажаназу и заявляют об этом. С точки зрения шариата это дозволительно?
Сансызбай Курбанулы: При смертельных авариях близкие погибшего, конечно, должны возместить ущерб пострадавшей стороне. В моей практике был случай, когда я был имамом и ко мне пришел один человек и сказал, моя машина разбита, что делать. Я сказал об этом братьям погибшего, и они купили ему машину, возместили ущерб. Конечно, при этом должны быть доказательства и все соответствующие документы, заключения, свидетели, решение суда.
Zakon.kz: Иногда люди, чтобы выбить свой долг, говорят при ссоре, я пойду на твою джаназу и всё расскажу, подниму шум, скандал, опозорю тебя…
Сансызбай Курбанулы: Так делать нельзя, по шариату это недопустимо. По возможности лучше простить долг, это большое благо и, прежде всего, для самого простившего. Давать в долг – хорошее богоугодное дело, сауап (божья милость, благодеяние, награда за доброе дело – Т. Н.), а простить долг – еще больший сауап.
В хадисах сказано: «Тому, кто дает в долг, за каждый день дается благость милостыни. Тому, кто не спешит с получением долга от бедняка, за каждый день дается такая же благость, как если бы он все имущество отдал в качестве милостыни» (аль-Хаким); «Тот, кто желает, чтоб Всевышний спас его от ужасов Судного дня, пусть своему должнику сделает послабление, предоставив отсрочку или освободив его от долга».
Также есть хадис, что в ночь вознесения Пророк увидел на вратах Рая надпись: «Давать садака – 10 сауап, давать в долг – 17 сауап». Пророк удивился и спросил у Джебраила: «Когда человеку даешь садака, он не возвращает, а когда дашь в долг - возвращает. Почему тогда сауап от того, что ты даешь в долг, больше, чем когда даешь садака?». Джебраил ответил: «Когда человеку даешь садаку, неизвестно, нуждается он в этом или нет. А когда даешь в долг, значит, человек в этом очень нуждается».
Торгын Нурсеитова