Товар с дефектами: в какие сроки казахстанцы могут требовать возврата

Кто из нас, совершая покупку, не мечтает, что она будет верой и правдой служить долгие годы? И как мы огорчаемся, когда обнаруживаем, что новый утюг перестает нагреваться уже через неделю, а кофеварка выдает ошибку через месяц использования, передает Zakon.kz.

Не всегда продавец, особенно, если это не крупный и официальный магазин, готов нести ответственность за проданную вещь. Нередко покупатели жалуются на то, что деньги за некачественный товар продавец возвращать не желает, обменивать на другой аналогичный предмет не хочет.

А решать проблему предлагает в судебном порядке, понимая, что далеко не каждый будет добиваться своих прав, тем более, если речь идет о небольшой сумме ущерба. А порой нерадивый предприниматель просто ссылается на то, что гарантийный срок истек. Давайте разберемся, в какие сроки потребитель может предъявлять требования в отношении недостатков товара.

Этот вопрос регулируется Законом «О защите прав потребителей». Так, разумеется, в отношении товара, на который установлен срок годности или гарантийный срок, покупатель может предъявлять претензии в рамках этого срока.

Гарантийный срок исчисляется с того дня, когда товар был передан покупателю. Если же гарантийный срок или срок годности не установлен, предъявлять требования можно в течение двух лет со дня передачи товара покупателю. А если сам гарантийный срок – менее двух лет, то претензии потребитель можно предъявлять по недостаткам товара в течение двух лет. Однако здесь есть одно условие – дефекты товара должны были возникнуть еще до его приобретения, и потребитель должен это доказать.

То есть, если был продан товар, на который при его продаже продавцом (изготовителем) не был установлен гарантийный срок, потребитель вправе при выявлении дефектов претендовать на возмещение ущерба при наличии доказательств в течение двух лет с момента покупки товара.

Кроме того, гарантийный срок распространяется не только на само изделие, но и комплектующие для него. И исчисляются эти сроки одновременно. Также стоит знать, что гарантийный срок исчисляется заново, если товар или комплектующая деталь были заменены. Но если в договоре прописано иное – то следовать придется ему. Если нет – тогда действовать можно и нужно согласно законодательству.

Однако бывает и такое, когда гарантийный срок на комплектующее изделие меньше, чем на основной товар. Как же быть в этом случае? Закон гласит, что потребитель тогда имеет право предъявлять требования по поводу недостатков комплектующего изделия в течение срока гарантии на основной товар.

В обратном случае, когда гарантия на комплектующее изделие дольше, чем на сам товар, претензии по поводу качества комплектующего должны приниматься в течение этого срока, даже если на товар гарантийный срок истек.

А если товар продан дистанционно и моменты заключения договора купли-продажи и передачи товара отличаются? Тогда началом для гарантийного срока будет тот день, когда вы фактически получили свой товар, даже если оплату за него совершили, например, за две недели до получения. А если он еще и требует специальной установки, сборки или подключения, то гарантийный срок начинается именно с этого дня.

Но если этот день определить невозможно, тогда все же гарантийный срок будет исчисляться со дня заключения договора купли-продажи.

Когда не представляется возможным определить день передачи товара, то срок гарантии начинается со дня изготовления. А если и этот день неизвестен, а, к примеру, только месяц и год или лишь год – тогда срок начинается с последнего дня этого месяца или этого года.

В случае, когда потребитель не может использовать товар из-за каких-либо обстоятельств продавца, то гарантийный срок исчисляется до устранения таких обстоятельств.

Таким образом, потребитель может защитить свои права, даже если продавец отказывается выполнять обязательства. Для этого необходимо оставить предпринимателю, продавшему товар, письменную претензию, которую тот должен рассмотреть в течение 10 календарных дней, а если это условие продавцом нарушено – можно обратиться в орган по защите прав потребителей или в суд.

Казахстан
Следите за новостями zakon.kz в: