- Насколько мне известно, студенческая федерация Казахстана дважды участвовала в заявочных процедурах на право проведения зимней Универсиады?
- Я возглавляю студенческий спорт Казахстана с 1998 года, - начинает наш разговор Кайрат Хайруллинович. – В году 2007, когда стартовала заявочная кампания на право проведения Всемирной зимней Универсиады-2013, у меня уже были наработаны связи со многими членами исполкома FISU. Наш студенческий спорт уже высоко котировался к тому времени на мировой арене. И именно тогда и возникла мысль о том, чтобы провести в Алматы одну из зимних Универсиад. Одобрения от Правительства РК и Администрации Президента я не получил. Но посоветовавшись со своими коллегами-ректорами университетов, принял решение подать заявку на проведение Всемирных студенческих игр 2013 года. Подав ее и зарегистрировавшись в FISU, мы стали одним из городов-претендентов на право проведения зимней Универсиады-2013. Хочу сразу сказать, что согласно уставу FISU заявку подает не город или страна, а национальная федерация студенческого спорта. Так что и де-юре и де-факто мы являемся инициаторами Универсиады-2017. Тогда нашими конкурентами стали словенский Марибор и канадский Калгари. На финальной стадии за право проведения Игр нужно было получить одобрения Правительства РК. Когда через Министерство образования нашей страны я туда обратился с такой просьбой, мне сказали: вы бы еще завоевали бы право проведения Олимпиады, а затем пришли бы к нам и попросили бы деньги на данное мероприятие. В итоге тогда нам пришлось снять свою кандидатуру.
- Какие уроки вы извлекли из той неудачи?
- Нужно более основательно готовиться. Пришлось, конечно, и много побегать по кабинетам. Перед подачей второй заявки, уже на Игры-2017, я заручился поддержкой тогдашнего Министра образования и науки РК Бахытжана Жумагулова, акима г. Алма-Аты Ахметжана Есимова, переговорил с ответственными работниками Правительства и Администрации Президента РК. Запустил туда бумагу. Из чисто политических соображений предложил провести Универсиаду не в одном городе, а по примеру зимней Азиады, в двух: в Алма-Ате и Астане. Это не в правилах FISU, но в виде исключения она согласилась на два города. Мы получили одобрения во многих министерствах и ведомствах. Единственным противником идеи проведения Универсиады у нас в республике был тогдашний министр туризма и спорта Темирхан Досмухамбетов. Кстати, почему именно, до сих пор не знаю, но думаю, это был не его выбор, так как при личных встречах он идею Универсиады поддерживал. Из Правительства мне прислали документ, в котором говорилось о нецелесообразности проведения в Казахстане такого мероприятия как Универсиада. Духом я не упал и предпринял еще одну попытку добиться поддержки в высоких кабинетах. Но с одним условием: поскольку Всемирные студенческие игры – дело всего студенчества республики, этим должен заниматься в первую очередь человек, имеющий непосредственное отношение к данной касте, то есть Министр образования и науки. В этот раз мне не отказали, но порекомендовали дождаться проведения у нас зимней Азиады. Она прошла успешно. В апреле 2011-го вновь обратился в Администрацию Президента РК. В итоге все согласования прошли успешно, а 3 мая истекал последний срок подачи заявки. Уже надо было вносить заявочный взнос 10 тысяч евро. Одобрения в Правительстве я пока не получил, хотя знал, что в ближайшее время «добро» мне все-таки дадут. На свой страх и риск собрал нужную сумму, спасибо ректорам вузов, поддержавших меня, и заплатил в FISU эти деньги.
- Чем вы тогда руководствовались, идя на такую авантюру?
- Я сам работал в Администрации Президента и прекрасно знаю, как принимаются решения в нашей стране. У меня была большая доля уверенности, что вопрос для нас решится положительно. Просто не было времени ждать. На тот момент наше Правительство возглавлял Карим Масимов, а Администрацию Президента Аслан Мусин и именно они должны были разговаривать по этому поводу с Главой государства Нурсултаном Назарбаевым. За несколько дней до подачи заявки я встречался с руководством акимата Алма-Аты, они меня полностью поддержали и убедили Правительство поддержать идею Универсиады. Тем более, ситуация с выбором столицы Универсиады-2017 складывалась для нас очень благоприятно: нашим конкурентом стал итальянский Трентино. В этой стране Всемирные студенческие игры проводились уже неоднократно, поэтому члены исполкома FISU ратовали за новое место проведения Игр. Этим местом как раз мог и стать крупнейший мегаполис Казахстана.
- Но тут вновь вмешались объективные обстоятельства…
- Что вы скажете тем скептикам, которые заявляют, что Алматы все равно бы выиграла право проведения зимней Универсиады-2017, так как единственный наш конкурент – итальянский Трентино из-за мирового финансового кризиса за несколько дней до выборов снял свою кандидатуру?
- Знаю, что по итогам рейтингового голосования членов исполкома за кандидатуру казахстанского мегаполиса отдали 17 голосов, а за итальянцев – всего 7. Не пожелав стать проигравшей стороной Трентино снимает свою кандидатуру. Однако тот факт, что Алматы остается единственным городом-кандидатом еще ни о чем не говорил. Нужно было успешно провести презентацию нашего города. Да и вопреки мнениям скептиков о том, что крупнейший мегаполис Казахстана из-за отсутствия конкуренции все равно был бы выбран столицей Всемирных студенческих игр, скажу так: Если бы мы оплошали на презентации и представление Алматы для членов исполкома оказалось бы неубедительным, то FISU назначил бы новые выборы. Да и Трентино – был очень достойный соперник, снявший свою кандидатуру не по причине мирового финансового кризиса. Об этом говорит тот факт, что итальянский город стал столицей зимней Универсиады 2013 года, так как избранный ранее словенский Марибор не выполнил своих обязательств перед FISU.
- Исторический для Алматы и всего Казахстана день 29 ноября 2011 года. Глава FISU месье Гальен объявляет, что Алма-Ата – столица XXVIII Всемирных зимних студенческих игр. Что вы тогда почувствовали?
- До последнего момента не верил в это. А когда аудитор FISU румын Адриан Гагеа дал конверт с результатами голосования Жану-Клоду Гальену и тот объявил, что мы победили, почувствовал огромное счастье. Затем наступила пустота. Теперь, когда видишь, какой объем работы предстоит еще сделать для того, чтобы наша Универсиада прошла успешно, ощущение пустоты пропадает.
- На ваш взгляд, что может все-таки помешать успешному проведению в Алматы зимних Всемирных студенческих игр?
- Только форс-мажор, связанные со стихийными бедствиями или предполагаемый конец света, намеченный на 21 декабря (смеется). А если серьезно, то думаю, что у нас есть абсолютные гарантии для того, чтобы наша Универсиада прошла на самом высоком уровне.
Ян Полонский, Алматы