Корреспондент агентства “Р-Спорт” Вероника Гибадиева побеседовала с Тиньковым, и он рассказал о работе с Бьярне Рийсом, отношении к UCI, российской “Катюше”, а также в очередной раз сравнил Петера Сагана с Криштиану Роналду и обещал не пытаться побить часовой рекорд.
Уже больше года как вы стали единоличным владельцем команды, что удалось сделать за это время?
- На мой взгляд, удалось построить самую лучшую команду в мире, если говорить с учетом последних подписаний тренеров, диетологов и так далее. И вообще, удалось построить команду как коллектив, в большом смысле этого слова.
- А какая команда была лучшей до этого?
- Тут есть несколько параметров, по которым можно определять, какая команда лучшая — по рейтингу UCI, где первая Movistar. Есть доминанта — "Тур де Франс", который выиграл Винченцо Нибали из "Астаны", которая опять же в рейтинге довольно низко. По количеству побед лучшая команда сезона Omega Pharma-Quick Step. Но если сейчас провести опрос среди коллег, думаю они все нас признают. У нас лучший спортивный менеджер, хороший СЕО-менеджер, теперь тренером в команде будет работать Бобби Джулич, спонсоры — богатые банки, и гонщики Альберто Контадор и Петер Саган. Они номер один и номер два в мире. Контадор вообще number one, в этом году он получил "Золотой велосипед" как лучший гонщик, это эквивалент "Золотого мяча". Так что мы не будем лучшей командой, мы уже ей являемся.
А раньше, ей была, наверное, Sky - наш главный конкурент и принципиальный соперник. Рядом находится Omega Pharma-Quick Step и Movistar. Вот эти четыре команды, пожалуй, еще и ВМС, конкурируют за право быть лучшей. Но на данный момент, лучшие — мы. Но то, что в Sky все на высоком уровне, трудно не признать. У них, например, огромное количество фолловеров в соцсетях, но им и проще привлекать болельщиков из англосаксонского мира. В любом случае они были лучшими и по результатам, выиграв "Тур де Франс" два раза подряд. Это отличная структура, лучший менеджмент на тот момент времени. Они были реально очень крутыми, но подсдали, и мы их объехали.
Они не выиграли ни одного этапа на Гранд-турах в прошлом сезоне — это просто фиаско! Если мы выиграли по два-четыре этапа, то они вообще не побеждали. И классики не выиграли — провальный сезон. Думаю, сидят сейчас и чешут репу. Но я уверен, они поднимутся. Они очень хороши в анализе ошибок, принятии боли, они умеют списывать боль, не будут сидеть и страдать бесконечно, как это делают французы.
Бьярне на Килиманджаро, Тиньков - в космосе
- Многих интересует вопрос, какова свобода действий у Бьярне Рийса?
- После презентации "Джиро" я с ним не общался, например, месяц. Он достаточно автономен, но когда речь идет о больших тратах, тут уже вступаю в дело я. Было бы странно держать его, особенно за такие деньги, и говорить при этом, что делать. Автономности у него довольно много в деятельности, сильно больше, чем у нашего СЕО Оливера Хьюза в банке.
- У вас ведь было несколько вариантов по покупке команды. Почему выбрали именно эту?
- Мы смотрели на другие команды, но тут сыграло то, что Рийса я знал очень хорошо, и команду тоже. Цена, опять же, сыграла свою роль. Был вариант с Cannondale, но в итоге, считаю, что выбрал самый лучший вариант и воспользовался хорошей возможностью. Ну а Бьярне успокоился, смирился с ролью, что он не владелец.
Многие кстати вообще думали, что мы не сработаемся, но мы и в этом плане удивили. Были в первые месяцы моменты такие, сложные, он находил свое место. Его можно понять — он десять лет владел командой. Появилось два босса, для коллектива в 80 человек это было непривычно. Но я же русский, сразу все поставил на свои места, дал понять, что я тут "номер один", а Бьярне, которого я очень уважаю, "номер два". Я ведь вообще не верю в ситуацию, что в команде может быть два лидера. Лидер всегда один.
Почему я не пошел с командой на Килиманджаро, например. Вообще ведь планировал, но одной из причин, почему не поехал, было желание поддержать статус Бьярне. Хотелось подчеркнуть парадигму управленческую. Если бы я там был, это бы ее немножко ломало. Там было 80 человек с боссом Бьярне, а я что - я вообще главный, я выше...
- Выше Килиманджаро?
- Да! Вот, хорошо! Я выше Килиманджаро. На Килиманджаро стоял Бьярне, а я... Я в космосе!
- Многие зарубежные СМИ до сих пор называют вашу команду датской. Это вас задевает?
- Время свое возьмет. Но уже говорят о том, что феноменально быстро многие стали называть ее Tinkoff-Saxo. Команды с очень большой историей могут годами называть по-старому. Например, Omega Pharma-Quick Step многие до сих пор называют просто Quick Step. Нас перестали называть Saxo-Tinkoff уже после "Тур де Франс". 90% уже пишут нас правильно. Бьярне сказал, что это, безусловно, моя заслуга, что я настолько мощный по харизме, и мое имя эту историю вытянуло. А то, что не все воспринимают, думаю, еще какое-то время это будет. Был в Бразилии во время "Вуэльты" и слышал, как называют команду Saxo-Tinkoff. Написал в Twitter, слышу, они там уже говорят: "Oleg Tinkov, welcome. We are not stupid". "Ага, — подумал. — Twitter работает".
Вообще для меня неважно, будут ли ее называть русской — кстати, называют, и все больше. Это ведь, знаете, как... Вот, женщина покупает нижнее белье и делает это для себя. Хотя теоретически, есть шанс, что она снимет одежду и покажет белье. Я тоже это делаю для себя.
Я - русский, деньги в команду идут русские, я заработал их в России, и для меня было важно, чтобы это была российская команда. На следующий год флаг укоренится на форме, будет там всегда. Я эту идею не то чтобы промотирую, не заставляю людей петь "Катюшу" или еще что-то... Это не нужно. Наши гонщики-профессионалы — испанцы, итальянцы, немцы, словаки, чехи, поляки. Смешно их заставлять любить нашу родину, пить водку и есть деревянной ложкой. Я их не over push, но они должны понимать, что владелец – русский, и деньги идут из России.
- Насколько понимаю, команда могла стать просто Tinkoff Team уже в следующем году, без участия Saxobank.
- На следующий год у нас есть контракт с Saxobank, но уже в 2016 году, если они не захотят поднимать сумму контракта, а как я понимаю, они не очень хотят, скорее всего, Tinkoff bank будет единственным спонсором. Я вообще партнеров не люблю, в бизнесе в том числе и в спорте тоже.
- Велоспорт, по-вашему, вообще может стать не убыточным делом?
- Только теоретически. Практически — нет. У него нет дохода. Для того чтобы доходы были, нужно менять всю систему спорта, начиная с UCI. Это глобальная задача, ей занимаются разные люди и пока безуспешно. Все ругают российскую бюрократию, но они даже не могут себе представить, что такое европейская бюрократия, под контролем которой находится велоспорт. Очень сложно поменять эту структуру. Это редкий вид спорта, у которого вообще дохода нет. Нет системы трансферов, ты не можешь владеть велогонщиком. А если их нет, как они есть в футболе или баскетболе, о чем может тут идти речь.
- Вы бы стали вкладывать деньги в российский футбол?
- Никогда в жизни. Во-первых, мне не нравится футбол. Российский уж точно. Международный — да, но только на уровне Лиги чемпионов, на стадии плей-офф. Российский футбол — жалкое зрелище. Если велоспорт находится под контролем европейской бюрократии, то российский футбол — это местные власти, государственные деньги. О каком бизнесе в этой ситуации может идти речь?
- Сейчас непростая финансовая ситуация, курс рубля падает. Это как-то сказывается на команде?
- Это отражается на банке, но не на команде. Бюджет в евро, для них ничего не меняется, а расходы банка в связи с этим возрастают. Это, конечно, плохо, и меня немножко смущает, но что я могу с этим сделать?
Сага о Сагане
- История с трансфером Сагана была самой громкой в межсезонье. Почему вам понадобился именно он? Почему не кто-то другой?
- У меня любимый гонщик - Канчеллара, конечно. Но он в этом сезоне был не на рынке. Команда у нас очень сильная, и мы готовы, наверное, будем выиграть "Джиро", "Тур" и "Вуэльту", но у нас нет классиков. Петер Саган очень талантлив и способен выигрывать классики, плюс у него заканчивался контракт. Он молод, ему 23 года, за него все боролись и получить его — огромный пиар-эффект. Он сам по себе большая звезда и по своей харизме затмит Контадора. Альберто тихий, скромный, а Петер — звезда.
Мы уже благодаря тому, что купили Сагана, подписали новые спонсорские контракты. С нами благодаря этому разговаривают Dolce Gabbana, Gucci и так далее. Он с маркетинговой точки зрения самый дорогой гонщик в мире. Как в футболе: Месси — лучший игрок, но Роналду — лучше как бренд. Контадор тоже лучший гонщик, а Саган — звезда, бренд.
- Говорят, это был очень дорогостоящий трансфер.
- Пришлось за него побороться, заплатить чуть выше рынка, но это было важно, мы хотим занять особое место в мире велоспорта, и хотелось показать, кто в доме хозяин.
- Вы сказали, что не верите в двух лидеров где бы то ни было. Не боитесь конфликта желтой и зеленой майки на "Туре"?
- Нет. Я вообще считаю, что такие конфликты, в том числе тот самый между (Брэдли) Уиггинсом и (Крисом) Фрумом, говорит о том, что менеджер их команды — лузер. Ни я, ни Бьярне такого не допустим. Чтобы мои гонщики, которым я плачу зарплату, вот так себя вели?! Это просто невозможно! Ну, а что касается Петера, он уже и сам сказал, что хочет помочь Контадору завоевать желтую майку, а взять зеленую — если получится, то получится. Он ее уже три раза подряд выигрывал. Он хочет выиграть классику. Его задача - выиграть "Фландрию", "Рубэ" или "Милан-Сан-Ремо". Это для него и для нас важно. Ну, будет маячить зеленая майка — заберем ее. А так нет у него в этом смысле никаких вопросов.
- Вы много писали в Twitter, что хотите купить лучшего российского гонщика. По последней информации становится ясно, что речь была о Сергее Чернецком.
- Было несколько вариантов, и действительно, мы пытались взять Чернецкого. Честно сказать, на меня выходят агенты всех российских гонщиков. Нет такого, который на меня бы не выходил. Это мир бизнеса, профессионального спонсора. Мне звонит не Иванов, или Петров, а их агенты... Кстати, Петров у нас есть и Иванов был, правда не у нас.. Ну да ладно... (смеется).
Единственный, с кем мы вели переговоры, это Чернецкий. Павла Брутта мы сразу взяли, я его давно знаю. Но я бы не сказал, что мы какую-то агрессивную политику вели. Слава Екимов говорил, что они за него (Чернецкого) боролись, я ему говорю, ну что там трагедию разводить. Вы боролись, а мы не боролись. Его агент попросил денег. Я сказал, что мы его подпишем, если это будет на 40% меньше. Потом они бегали-бегали, и Чернецкий остался в "Катюше". Это его выбор, он хочет быть в российской команде, выступать за сборную. Его выбор я уважаю, дай бог ему удачи и - да, на мой взгляд, он действительно сейчас самый сильный российский гонщик, перспективный во всяком случае.
Но мне кажется, что вот эта позиция "если уходишь из "Катюши", то не можешь выступать за сборную", достаточно пораженческая. Может быть, это не так, но я во всяком случае так воспринял его заявления в прессе. Я человек, который болеет за российский велоспорт. Чтобы быть лучшим, ты должен развиваться, и неважно, в какую команду ты при этом пойдешь — в Tinkoff-Saxo или Sky.
Тиньков vs UCI
- Вы за последний год неоднократно высказывались очень резко в адрес UCI в целом и Брайана Куксона в частности. Вам не нравится то, что он делает на своем посту?
- Я не очень люблю политиков и бюрократов. Я достаточно принципиален и вообще нонконформист. Люди в пиджаках и в галстуках, бюрократы мне не очень нравятся, Смит или Иванов, Обама или Путин, Пат Маккуэйд или кто там новый... Куксон. Они создают траблы для развития чего бы то ни было — бизнеса или спорта. Мне они в общем не нравятся, по умолчанию. Ну а если они не идут на шаги, благодаря которым бы этот вид спорта развивался, коммерциализировался... Они же делят пирог, начинается мышиная возня, в которую меня пытаются втянуть. Я не готов там возиться.
Не то что бы я организую фронт и хочу пойти против UCI — нет ни желания, ни сил этим заниматься, но свою позицию я озвучиваю открыто, может, мои мысли кому-то помогут. Там идут какие-то подвижки, и я рад быть инициатором таких разговоров.
- То есть вы не видите разницы между президентом UCI Куксоном и президентом UCI Маккуэйдом?
- По большому счету нет, но может быть, Куксон чуть получше. Мне кажется, Маккуэйд был вообще какой-то коммерциализированный. Послушайте, я не понимаю: у одного там сын был организатором велогонок, а у второго сын работает в команде Sky менеджером... Я даже ничего не хочу говорить, мне неинтересны эти люди. Они пытаются монетизировать этот спорт. По-моему эффект очевиден.
- Один из главных конфликтов сезона — тот, что был на "Джиро", с нейтрализацией спуска. Вы там были? Как вообще все это выглядело, и чувствовали, что в этот момент Майка упустил место на пьедестале?
- Ну, во-первых, все прекрасно понимают, что выиграть у (Наиро) Кинтаны было невозможно. Собственно, в том-то и все дело! Ругались на эту тему с менеджером Movistar. Кинтана бы и так выиграл, но как оно все случилось! Идиотизм ведь! Правил нет! И это в спорте, который существуют десятилетиями! Выезжает мотоциклист с красным флагом и начинает им махать, и никто из гонщиков и спортдиректоров не понимает, что это значит. Я там был, поднялся на Стельвио, замерз, конечно. Многие гонщики, такие как Роджерс, сказали мне, что это была самая сложная гонка в их жизни. Снег, ноль градусов... В общем, я был на вершине. Кто-то подумал, что нельзя обгонять, кто-то подумал, что это предупреждение об опасности. В велоспорте это нигде не прописано. Каждый думал как ему заблагорассудится. И это у нас есть UCI, который придумывает правила? Это нонсенс! В итоге они (Кинтана и несколько гонщиков) уезжают на пять минут и выигрывают "Джиро".
- Но бунт ведь был? Вы же обсуждали эту ситуацию с менеджерами? По крайней мере об этом писали.
- Был я там, взбунтовались, написали какое-то письмо. Оргкомитет "Джиро" принес извинения, но UCI сказал, что результаты пересматривать не будут. Единения среди команд, к сожалению, нет. Ну, что было делать в этой ситуации, не стартовать? Как всегда все ушло в песок.
Обещания Фернандо Алонсо? Да это позор какой-то
- Команды Фернандо Алонсо в пелотоне до сих пор нет, и многие сомневаются, будет ли. Вы как вообще к этой его инициативе изначально отнеслись?
- Я такой перспективе обрадовался. Все время ведь нужна борьба, конкуренция. Пришел бы Алонсо, который должен был привнести технологии "Формулы-1″. Это возбуждало, радовало. Хотелось идей, новых технологий, новых перспектив по развитию вида спорта. Но когда мы подписали Сагана — кстати, сделали мы это в январе, все остальные месяцы это была клоунада — вот тогда я понял, что проекта не будет. Он же бегал и рассказывал, что проект состоится. К сожалению, получилась клоунада, и я сочувствую такой большой звезде, как Алонсо, который получился таким клоуном. Это просто потеря лица, и нужно что-то делать. Или не нужно было делать этих заявлений, а ведь он до последнего говорил, что все получится. Может быть, я слишком эмоционально это воспринимаю, но мне кажется, это все позор какой-то. Сделать столько заявлений, а потом такой пшик... Очевидно, что он уже ничего никогда не сделает. Фарс, трагикомедия получилась.
- Вам нравится, когда российские журналисты противопоставляют вашу команду "Катюше" или просто упоминают вас в разговорах о ней?
- Честно говоря, нет. Давайте уже расставим точки над "i". Я отец-основатель команды, но не питаю к ней отцовских чувств, эмоций, для меня это отрезанный ломоть и забытая история. С тех пор как оттуда ушел, никогда особенно за этим проектом не следил, он никогда, искренне, не был мне интересен. За гонщиками следил — да, но не за проектом. Вот, например, к сожалению, Миша Игнатьев закончил карьеру — очень печально. Такой талант. Это одна из самых печальных страниц российского велоспорта.
Российские журналисты действительно любят противопоставлять "Катюшу" моему проекту или ставить там эти истории через запятую. Скажу честно, меня занимает возможность конкуренции со Sky, OPQS, Movistar, BMC. Остальные в этом плане для меня вторичны, я не вижу там в них такой сильной конкуренции. В моей системе координат, в моем фокусе этой команды нет. Даже когда обсуждаем тактику против каких-то команд в автобусе, там "Катюша" и не всплывает. У них там совсем другая история, и я рад, что они развивают российский велоспорт, по крайней мере, говорится о школах, о новых проектах. Ну и молодцы, я рад за них. Я бы всегда им помог и поддержал, они родные, наши, русские. У них своя жизнь, своя история, за ней совсем не слежу. Не уверен, что они за нами следят. С Игорем Макаровым давно не общался, тоже не думаю, что мысли о команде Tinkoff-Saxo занимают в его жизни какое-то место.
- Тут появилась новая тенденция — все хотят побить часовой рекорд, даже вот журналист бельгийский пытался. Может у вас тоже есть мысли попробовать?
- Конечно, мой год был великолепен в плане результата — проехал 8000 км, прилично похудел, но нет, я себя в этом деле не вижу. Пик моей формы пришелся на 2006 год, когда я проехал "Пять колец Москвы": смотрел протоколы, где-то я там даже оказался впереди Васи Кириенко, одного из лучших раздельщиков в мире. Но тогда мне было 38 лет, я был молодой. Сейчас я могу только радоваться тому, что обгоняю менеджеров банка. В Испании, проехал по маршруту последней "разделки" "Вуэльты", я там всех менеджеров банка обыграл. Соревноваться с "профи" мне уже тяжело. Хотя помню, с Романом Кройцигером на Канарах пытался в гору заехать, было весело.
- Кстати, вы поддерживаете Кройцигера во всей этой истории с биологическим паспортом?
- Его адвокат должен это делать. Это относится к 2011 году. Он тогда был в "Астане", пусть они и отстаивают. Мы ему верим, держим в команде до сих пор. Если он сумеет отстоять себя, сможет выступать за команду. Если нет, то будет дисквалифицирован и значит, до свидания. Это не наши проблемы, это проблемы "Астаны" на самом деле.