Тренер вратарей Виталий Кафанов: «Работа в сборной – это новый уровень»

Один из творцов «рубинового чуда Казани», единомышленник Бердыева, и друг Красножана рассказал, чем ему запомнился уходящий год, проведенный после десятилетней работы в российском чемпионате.
Познакомившись с нашим собеседником в на базе сборной в Талгаре перед его отъездом в Москву, где он планирует встречу Нового года в кругу семьи, мы договорились, что поговорим о минувшем периоде иго работы по телефону. Вчера мы дозвонились до него и Виталий Кафанов дал свою оценку 2014-му году.

- Виталий Витальевич, как прошел год после расставания с Казанью, спокойно переносили «рубиновую ломку»?

- Не болезненно. Период был, скажем так, непривычным. На протяжении многих лет работали практически каждый день, без выходных, приходилось перестраивать график работы.
Приехать поработать в Казахстан я с удовольствием согласился, потому что выступал там в хороший этап своей карьеры, три раза был чемпионом страны, выиграл Кубок страны, сыграл за сборную, много дружеских связей сохранил с тех пор. Да и друг Юрий Анатольевич предложил мне составить ему компанию в тренерском штабе сборной. Все-таки сборная – это всегда интересно, другой уровень, новый опыт, открываются какие-то новые возможности, возникают определенные перспективы дальнейшего роста. Следующая попытка применить собственный опыт на деле. Не жалею нисколько, что ответил согласием.

- А как получилось, что Красножан предложил вам должность в тренерском штабе?

- Дружим с ним много лет. Еще со времен обучения в Высшей школе тренеров, как познакомились, так и началась наша дружба. Постоянно общались, ездили друг к другу в гости, я в Нальчик, он в Казань. А еще раньше, когда он еще не работал в нальчикском «Спартаке», а я не работал в Смоленске с местной «Искрой», мы поддерживали тесные дружеские отношения. В феврале, как его утвердили на пост главного тренера, то Юрий Анатольевич позвонил мне с предложением поработать вместе. Я сразу же согласился, хотя и планировал отдохнуть после работы с «Рубином» до лета. Как раз намечался сбор в Турции, и я сразу же подключился к работе с национальной командой. 

- Что скажете о работе в сборной в этом году?

- Сильно отличается специфика клубной работы от взаимодействия с национальной командой. В клубе вратари постоянно находятся перед глазами, ты постоянно видишь их состояние. Теперь же приходится за пять-семь дней до матча определить состояние лучшего на данный момент кандидата, и обоснованно рекомендовать главному тренеру. Собрал информацию почти по всем вратарям в Казахстане, практически со всеми тренерами вратарей имею контакты и получаю подробную информацию по всем важным вопросам. Специфика работы сборной, повторюсь, была непривычной, но удалось в течение прошедшего времени приноровиться к ней.

- Поделитесь своей мыслью о целях сборной на ближайшее время?

- Наверное ничего нового не скажу. Нам хотелось бы, чтобы Казахстан поднялся в рейтинге и выбрался для начала из «шестой европейской корзины». Вот объединяющая для тренерского штаба цель, связывающая многие задачи по улучшению качества игры сборной во всех компонентах.

- Виталий Витальевич, кого вы считаете лучшим вратарем всех времен и народов?

- Льва Ивановича Яшина. Он вне всякой конкуренции в ряду всех лучших голкиперов в мире на все времена, однозначно.

- А лучшим в современности? Перед чемпионатом мира этого года вы в числе лучших называли Буффона, Касильяса и Нойера, сейчас что скажете?

- Нойер. Он доказал это своей игрой на чемпионате мира.

- Он может получить звание лучшего футболиста планеты по итогам уходящего года?

- Вратарям трудно получить это звание, но он мог бы поспорить с Месси и Роналду и удостоиться почетного титула. Когда я в феврале был в «Баварии», то тренер вратарей мюнхенцев Топалович пообещал мне, что в Бразилии мы все увидим что-то новенькое, своеобразную революцию во вратарском искусстве, и продемонстрирует это Нойер. 
И главное футбольное событие оставило неизгладимый след в вопросах игры на последней линии. Вратари стали демонстрировать навыки полевых игроков и более агрессивно влиять на игру в целом своими действиями вне штрафной площади. 
В детстве в дворовом футболе было амплуа «вратарь – полевой игрок» или «вратарь – гоняла», который имел право выходить далеко от своих ворот и участвовать в атаках своей команды. Что-то подобное мы увидели и в Бразилии и одним из образцов такой игры стал немецкий голкипер.

- Отношения с Курбаном Бердыевым поддерживаете?

- Могу лишь сказать, что он подписал контракт с «Ростовом» и способен внести вклад в развитие этой команде упрочить позиции в российском чемпионате.

P.S.: Мы попытались расспросить нашего собеседника подробней о работе в Казани, нюансах строительства дееспособного механизма под названием «Рубин» и вариантах возобновления сотрудничества с топ-тренером российского футбола. Но Виталий Витальевич дал понять, что не желает обсуждать ни «Рубин», ни варианты корректировки работы в сборной, ни личность Бердыева. Оставив лишь догадываться, нет ли у него трудностей с выбором между Красножаном и Бердыевым.

Талгат Садыков, фото Жусипа Даулетова, Алматы

Актау Актобе Алматы Бавария Бразилия Казань Казахстан Кызылорда Москва Нур-Султан Семей Талгар Турция
Следите за новостями zakon.kz в: