Bellringer выполняет две функции: ведет счет кругов, оставшихся до финиша, и выводит их на специальном табло. А также подает сигнал, когда спортсмену остается пробежать последний круг. Работе этой нигде не научат. И даже на международных судейских семинарах обходят стороной. Здесь помочь может только практика.
Так вот, самое легкое – считать круги на дистанции 500 метров. Сразу после сигнала стартера конькобежцы пробегают мимо счетчика, который тут же подает сигнал колокола – если кто забыл – напоминает: пробежать осталось один круг.
Невыносимо сложная работа в коньках – считать круги на дистанции 10 000 метров, когда бегут квартеты. Особенно если спортсмены подобрались разные по уровню, и вторая пара нагоняет первую.
От счетчика кругов напрямую зависит результат соревнований. Один человек может одним движением руки уничтожить труд десятки людей. На Азиатских играх в Астане дело едва не дошло до драки. Корейский тренер устроил скандал из-за ошибки на счетчике.
Любая ошибка может стать фатальной. Самое главное, что ее невозможно исправить. Счетчик кругов и колокол единственное оборудование на катке, которое не управляется электроникой. От стартового пистолета до табло с результатами– все связано в одну систему. Допустим, если случился сбой, можно взять результат с транспондеров, с фотофиниша, с финишных створов. В самом крайнем случае на помощь придет ручной хронометраж. В случае со счетчиком кругов – подстраховать некому.
Это далеко не призрачная угроза. В прошлом сезоне из-за ошибки счетчика кругов Дмитрий Бабенко не получил своевременного сигнала и пробежал лишний круг на дистанции 5 000.
Еще хуже обошлись «звонари» с Никитой Ставцевым, которому под занавес карьеры недосчитали круг на 10-ке, спортсмен «разогнулся» раньше времени и не завершил дистанцию. Единственное, что в таком случае может предложить главный судья – перебежать дистанцию заново. Но 24 круга два раза пробежать – удовольствие ниже среднего.
На чемпионате Азии ситуация тоже была непростой – спортсмен из Индии заявился на дистанцию 10 000 метров. Бежали квартетом – т.е на лед вышли две пары спортсменов. Индуса обгоняли все три соперника. Причем несколько раз. Настоящая карусель. Но проблем не возникло.
- Нет ничего сложного. Главное – понимать суть процесса и внимательно следить за происходящим. Очень внимательно, - говорит
Просто, однако за последние четыре года так и не нашлось человека, который бы смог справиться с этой работой. Поэтому на всех международных стартах за колоколом неизменно стоит Игорь. В том числе на чемпионате мира по спринту в Астане. И на чемпионате мира среди студентов в Алматы.
- Спринтерское многоборье – это совсем просто. Дистанции короткие. Квартетов нет. Людей на соревнованиях немного. Нужно приложить усилия чтобы что-то испортить, - комментирует последнюю свою работу Игорь Шерстов. -В «Алау» это было действительно легко – комфортные условия, короткие дистанции. На «Медео» сложнее – спортсмены меняют друг друга на дистанции, отдыхают, а ты привязан к колоколу. На свежем воздухе не всегда комфортны длительные прогулки.
Возможно, эволюция электроники облегчит труд счетчика кругов. Уже сейчас в их арсенале электронное табло, в то время как в немецком Эрфурте и Инцеледо сих пор спортсменам номер круга показывают как жюри в КВН - на деревянных табличках.
Кирилл ПЯРТЕЛ, Астана