4 главных матча Великой Отечественной войны

Как футбол поднимал боевой дух в городах-героях – Москве, Киеве, Ленинграде и Сталинграде.

Блокадный матч

«Динамо» Ленинград – сборная ЛМЗ (6:0)

31 мая 1942 года

Ленинград, стадион «Динамо»

Одна из самых страшных страниц в истории войны – вымирание блокадного Ленинграда. Чтобы выбить из памяти горожан холодную зиму 1941 года, унесшую сотни тысяч жизней, Военный совет Ленинградского фронта разработал комплекс мероприятий для сплочения народного духа. И одним из них оказался футбол. А теперь попробуйте представить, каково это – искать спортсменов в городе голодных изнеможенных людей. Сборной металлического завода (команде-праотце «Зенита») пришлось даже занимать игрока у «Динамо» – спортсмены тоже могут быть бессильными.

Участники блокадного матча признавались: «Мы играли без перерыва, потому что понимали: если остановимся, то больше не поднимемся». Выбивать мяч в аут категорически запрещалось – на кромке поля росла картошка. Игру пришлось поводить на стадионе старейшего клуба «Динамо», потому что деревянный «Петровский» разобрали на дрова, а другого варианта в городе просто не было – везде либо воронки, либо огороды.

По легенде, прямой репортаж со стадиона вели на русском и немецком языках – специально назло врагу. Но, как позже рассказывал комментатор и телеведущий Кирилл Набутов, сын участника того матча Виктора Набутова, прямой репортаж был никак невозможен – немецкая разведка могла перехватить сигнал и тут же ударить с воздуха по месту скопления людей. А о матче уже рассказали на следующий день по фронтовому радио, взбодрив отчаянных советских солдат посланием: «Город жив».

Матч смерти

«Старт» Киев – «Флакэльф» Германия (5:3)

Киев, стадион «Зенит»

9 августа 1942 года

Если в современном информационном пространстве докопаться до истины почти невозможно, то что говорить о событиях 70-летней давности, когда фильтры цензуры и пропаганды искажали быт до неузнаваемости. Легенда о «матче смерти», ставшая одой храбрости советским людям, со временем обросла новыми версиями, фактами и подробностями, и сегодня уже не выглядит так бравурно, как раньше.

«Матч смерти» (так окрестил встречу советский писатель Лев Кассиль) проходил между сборной киевского хлебозавода и командой немецких частей, оккупировавших город. По официальной версии «Старт» в день игры столкнулся с невероятным судейским произволом, агрессивной игрой немецких костоломов, да и вообще – все складывалось против наших. Футболистам угрожали расправой в случае победы, но они не испугались угрозы, поставили во главе спортивный принцип, выиграли и пали смертью храбрых.

С этого момента начинаются расхождения. По одной версии, жертвами немцев стали 6 человек. По другой – четверо. А причиной казни, которая, кстати, настигла игроков гораздо позже, была вовсе не футбольная победа, а то ли попытка диверсии – участие в сопротивлении, то ли неудачная биография: часть игроков «Старта» состояла в обществе «Динамо», спортивной структуре комиссаров НКВД.

Некоторые источники и вовсе сомневаются в подвиге, задаваясь вопросом: какой нормальный гражданин будет играть в футбол с агрессором-оккупантом? Только тот, кто принял его режим. Встречи (как ни странно, их было много) проходили в товарищеском формате – об этом свидетельствуют фотографии с обнимающимися участниками игры. Получается, «Старт» – это не команда героев, а команда предателей? Вопросов в этой истории больше, чем ответов, а истина, как обычно, прячется где-то посередине. И как она выглядит – никто никогда не узнает.

Матч на руинах

«Динамо» Сталинград – «Спартак» Москва (1:0)

2 мая 1943 года

Волгоград, стадион «Азот»

2 февраля 1943 года сталинградцы обрадовались разгрому врага и коренному перелому в войне, а спустя всего лишь 3 месяца на расчищенном от осколков снарядов поле в городе состоялся полноценный футбольный матч, который собрал свыше 10 тысяч зрителей. «Все самое страшное позади. Город возвращается к нормальной жизни», – под этот лозунг военные начальники привезли в Сталинград московский «Спартак» – лучшую команду Союза того времени.

Сенсационная победа собранного по крупицам «Динамо» воспринималась символично. Сталинград выстоял – выстояли и динамовцы. «Спартак» был повержен единственной результативной контратакой, а голкипер хозяев Василий Ефремов, получивший перед матчем медаль «За отвагу», играл на непередаваемом кураже и тащил абсолютно все. Свой миф был выдуман и для этой игры – поговаривали, что футбольный мяч был выброшен на поле с самолета-бомбардировщика. Это, конечно, оказалось забавной выдумкой.

Британская газета Times назвала оперативную организацию матча «вторым чудом Сталинграда»: «Если русские могут играть в футбол этом городе, значит, они видят хорошее будущее». Игра получила колоссальное социальное значение, подняв боевой дух не только в полуразрушенном городе, но и на всей линии фронта. В 1943 году война начала отступать с территории воодушевленного Советского Союза.

Финал Кубка СССР

ЦДКА – «Зенит» (1:2)

27 августа 1944 года

Стадион «Динамо», Москва

После 5 лет застоя Кубок Советского Союза вернулся на спортивную орбиту – в 1944 году это соревнование заменило болельщикам чемпионат СССР, для проведения которого еще не хватало ресурсов – ни человеческих, ни физических, ни материальных. Финал Кубка в охваченной войной стране собрал в Москве 70 тысяч зрителей – фантастическое и недостижимое число даже по меркам современности.

Питерский «Зенит» сенсационно выбивал фаворитов на каждой стадии турнира, а в финале одержал победу над хозяевами с небольшим преимуществом. Этот случай стал первым, когда команда не из Москвы выиграла советский трофей. В год снятия блокады достижение казалось невероятно очаровательным событием.

Хотя игрокам «Зенита» с блокадой повезло гораздо больше, чем тем же питерским динамовцам – персонал команды с семьями покинул осажденный город на первом этапе в рамках эвакуации для работы на оптическом заводе в Казани. Впрочем, все это не помешало клубу насладиться победой, привезти домой Кубок и получить памятные медали «За оборону Ленинграда».

eurosport.ru

Следите за новостями zakon.kz в: