Режиссер ленты, участвовавшей во внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля, Гейб Польски родился в русско-украинской семье, которая эмигрировала в США, сообщет sports.ru. Удобный факт для тех, кто посчитает, что СССР показан в фильме без должного пиетета. Снял кино американец, да еще и хохол.
Собственно, все начинается с проникновенного монолога американского президента Рейгана о необходимости противостояния коммунистам. Фетисов показывает Гейбу средний палец – и фильм несется на всех парах. В первые пятнадцать минут «Красная армия» завораживает, по-хорошему – почти гипнотизирует. Оживают плакаты. Великий тренер Тарасов двигает по столу шахматные пешки, военные самолеты летят, физкультурники с автоматами маршируют, хоккеисты тренируются и играют в хоккей. Калейдоскоп архивных кадров перебивается то монологом Познера, рассуждающего о том, что спорт и политика суть одно, то фрагментами интервью главного героя этого своеобычного действа – Вячеслава Фетисова.
Польски настойчиво и убедительно рифмует хоккейные противостояния с войной, и даже немного жаль, что его взгляд обращен только в прошлое. Сейчас для абсолютного большинства россиян хоккей интересен только в моменты, когда сборная страны побеждает в международных турнирах (желательно – ребят из-за океана) – получилась бы прекрасная параллель. Тем более режиссер любит рифмы, и в одном из приступов спонтанной иронии даже сравнивает советских хоккеистов с цирковыми медведями.
Фетисов тем временем рассказывает о своем пути в хоккее, восторженно отзывается о Тарасове, низлагает Тихонова. Короткими появлениями радуют шахматист Карпов, партнеры Славы по его знаменитой пятерке, Татьяна Тарасова, нынешний политический оппонент Фетисова Третьяк. В какой-то момент ключевой становится тема лишений, на которые шли наши хоккеисты ради побед. Одиннадцать месяцев на базе, короткие свидания с семьей, Тихонов, не отпускающий подопечного попрощаться с умирающим отцом. Человека, плохо знакомого с историей хоккея, эти моменты, наверное, могут хорошенько перепахать. Советский Союз для винтика системы – это зло, ок. Правда, хоккеисты все равно счастливы.
У патриотично настроенных зрителей на определенной минуте фильма накапливается все больше и больше недовольных вопросов к режиссеру (хотя, право, причем тут Польски, не он бросал граждан СССР на борьбу с капитализмом). Но этих зрителей хотя бы отчасти должны смягчить моменты, когда Гейб любуется игрой нашей сборной. Архивные записи нарезаны сочно, со знанием дела – от ажура замудреных перепасов захватывает дух.
Польски говорил, что заинтересовался нашей системой подготовки, когда в юности, будучи хоккеистом, столкнулся с тренером старой советской школы и изумился разнице в хоккейном менталитете. Режиссер нешуточно любит советский хоккей – и это чувствуется.
Первые победы сборной СССР над заокеанскими хоккеистами, «чудо на льду», реванш, отъезд первых советских спортсменов за океан – тема противостояние систем уходит на второй план, в центре внимания оказываются истории отдельных хоккеистов. В первую очередь – Фетисова («русская пятерка», Кубок Стэнли, министерство спорта РФ).
Все русскоязычные рецезенты как один отметили манеру Польски задавать идиотский вопрос и следить на крупном плане за реакцией собеседника. Один раз за это становится неловко: когда Гейб выводит из себя безмерно трогательного Крутова. А потом – титр «Скончался через месяц после этого интервью». Мы помним тебя.
«Красная армия» – это очень крутое кино, технически изощренное, красивое, пусть и поверхностное. Когда Фетисов рассуждает о своих заслугах перед российским хоккеем на посту функционера, это потешно (у постороннего зрителя вообще может сложиться впечатление, что Фетисов до сих пор министр спорта). Когда фоном к его речи об утрате патриотизма, идет видеоролик, в котором Овечкин разбивает шайбами подвешенные к воротам матрешки, фильм на время мутирует в талантливо снятый китч.
Но заканчивается все ударной дозой ностальгии. И ты остаешься один с этим незабываемым ощущением. Черт возьми, как это все в советском хоккее было отвратительно.
Как все это было прекрасно.