Название программы, обеспечивающей развитие футбола на местах, не без прозрачного намека созвучно с профессиональным термином, означающим три гола, забитые в матче одним игроком, - «Hat Trick», сообщает kff.kz.
Избранная ассоциативная композиция не случайна, ибо принцип реализации развивающей континентальную инфраструктуру программы держится на трех китах: инвестициях, обмене знаниями и спортивном образовании. Регулирует довольно разветвленные направления модернизации континентального футбола специально учрежденный в структуре УЕФА Комитет проекта Hat Trick. Членами последнего избираются компетентные лица, как правило, представляющие руководящий состав национальных федераций футбола.
Примечательно, что демонстрацией толерантности УЕФА в процессе формирования своих подразделений определяется стратегия, неизменно предусматривающая кадровую ротацию и географическую равномерность кластеров национальных представителей, занимающих кресла в профильных департаментах и комитетах. Иллюстрацией такого рода демократизма недвусмысленно определяется тот факт, что после очередного витка штатного обновления, приглашения войти в состав упомянутого выше Комитета проекта Hat Trick удостоился генеральный секретарь Федерации футбола Казахстана Азамат Айтхожин.
- Открывшаяся для нашей стороны возможность иметь полноправное представительство в таком стратегически важном комитете как Hat Trick наглядно демонстрирует доверительность отношений между УЕФА и Федерацией футбола Казахстана, - заявил в своем комментарии Азамат Айтхожин. - Первостепенной заботой лиц, входящих в это подразделение, определяется практическое обеспечение развития европейского футбола. Как правило, речь идет о реализации дорогостоящих и трудоемких инновационных проектов, что безоговорочно подразумевает высокую ответственность как личного, так и солидарного порядка.
- В каких конкретно направлениях предпринимаются усилия такого рода?
- В целом механизм действия программы «Hat Trick» предусматривает реализацию выдвинутых национальными федерациями и, разумеется, предварительно защищенных в профильном комитете проектов развития своей инфраструктуры. Таким образом, при непосредственной материальной и консультативной помощи УЕФА были возведены десятки стадионов, штаб-квартир, учебно-тренировочных баз, тысячи полей для воспитанников школ резерва и дворовых клубов. Процесс имеет безостановочный график реализации и включает в себя по-разному наполненные, но равнозначные в каждом государстве этапы реализации. Как правило, смежниками при этом выступают правительства государств или региональные муниципалитеты, рассматривающие долевое с УЕФА возведение спортивных объектов как уникальную возможность качественно улучшить ситуацию в требующих модернизации направлениях. Налицо взаимная выгода, совпадение кровных интересов и обеспечение тенденций к дальнейшему прогрессированию нашего вида спорта на местах.
- Что предусматривают методологический и образовательный параграфы программы Hat Trick?
- В этой плоскости речь идет об использовании ресурсов проекта Hat Trick в организации и финансировании образовательной программы KISS, которая подразумевает обмен творческими и технологическими находками в различных отраслях футбольного дела. Платформой для обмена знаниями и опытом служат организуемые УЕФА совместно с национальными федерациями профильные семинары на самые разные темы. Например, в области медиаправ, безопасности на стадионах, юриспруденции, управления мероприятиями, менеджмента, организации связи с общественностью. Специально созданная экспертная группа УЕФА выявляет федерации или их отдельных сотрудников, чью работу другие могут взять за ориентир. После этого рационализаторы от футбола за круглым столом делятся своими разработками с единомышленниками, которые потом смогут приспособить инновации к решению имеющихся у них проблем. Речь идет о формировании своего рода коллективного ноу-хау, по кирпичику создаваемого из элементов уникальной рабочей культуры местных профессиональных локаций. Параллельно с программой KISS реализуется Курс по сертификации сотрудников национальных ассоциаций, который предусматривает многоуровневое повышение квалификации персонала. При этом программы профессионального роста создаются с участием в их разработке профессуры рейтинговых университетов и квалифицированных экспертов из чисто футбольной среды.
- В свое время, в рамках реализации программы Hat Trick на территории Казахстана, УЕФА принял долевое участие в строительстве учебно-тренировочной базы сборных команд, возведенной в Талгаре. На что еще может рассчитывать наша страна?
- Прежде всего, хочу оговориться, что с моим вхождением в состав Комитета проекта Hat Trick Федерация футбола Казахстана далеко не обзавелась возможностью некой протекции собственных интересов. Первоочередным и жестко контролируемым принципом распределения предусмотренных программой благ является равноправие всех без исключения федераций, входящих в состав УЕФА. Что касается планируемых к защите в рамках программы Hat Trick казахстанских проектов, то животрепещущей проблемой в нашей стране остается жизнеобеспечение бесперебойного процесса воспитания резерва. После того как усилиями Федерации футбола Казахстана состоялось открытие региональных футбольных центров, имеющих статус академий, встал вопрос о расширении их стратегической функциональности. И в первую очередь речь идет о безотлагательном начале строительства крытых манежей, которые вошли бы в инфраструктуру казахстанских профессиональных футбольных клубов, а значит, и футбольных центров. Наверное, я не открою большого секрета, если напомню, что на сегодняшний день воспитанники казахстанских школ резерва лишены возможности полностью набирать методологически рассчитанное количество часов работы с мячом. Понятно, что такое положение дел рикошетом сказывается на уровне мастерства или, как говорят профессионалы, техническом оснащении выпускников казахстанских академий. Горько и обидно это признавать, но, исходя из сложившихся условий, наши игроки пока страдают недопустимым количеством брака в приеме или отборе мяча и низким процентом попаданий в створ ворот. Учитывая это, эксперты не без оснований утверждают, что казахстанские футболисты, борясь с высококлассными мастерами из Европы, стараются сыграть достойно, скорее, на жилах и сердцем, но без особого расчета на превосходстве в классе. Как следствие практика демонстрирует, что на традиционно высоких морально-волевых качествах нашим парням, быть может, и удается иногда ошеломить титулованных соперников, но превратить успешные игры в тенденцию нам пока сложно.
- Получается, что казахстанские футболисты в сравнении с мастерами из развитых в футбольном отношении стран смотрятся недоучками?
- В каждом регионе нашего государства дело обстоит по-разному. Например, у воспитанников школ резерва с юга страны количество набранных часов работы с мячом существенно больше, чем в северных академиях. И ларчик здесь открывается просто, ибо понятно, что это происходит из-за разницы в климатических условиях. Иными словами, тренеры и юниоры, например из Шымкента, имеют в своем распоряжении гораздо больше солнечных и теплых дней для тренировок, нежели, скажем, в Петропавловске. Однако в целом ситуация остается неблагоприятной по всей стране. Если взять среднее число теряемых нашими воспитанниками часов работы с мячом, то цифра в процентном соотношении получается катастрофическая. Что-то около 35-40 % от заданной методологически программы. Главной причиной этого являются сложные погодные условия и почти повсеместное отсутствие в инфраструктуре школ резерва крытых манежей для подготовки юниоров в холодное время года. Как следствие с наступлением морозов наши академии в абсолютном большинстве погружаются в кроссовую работу или выкручиваются, упрашивая впустить их в спортзалы, которые тоже находятся в крайнем дефиците. Кроме того, в большинстве своем они пригодны, скорее, для баскетбола, волейбола или гандбола, так как имеют неприемлемое для занятий профессиональным футболом напольное покрытие и размеры.
- Следует ли из ваших слов, что реализуемая УЕФА программа Hat Trick станет панацеей в ликвидации перечисленных вами проблем?
- Панацеей, конечно, нет, ибо общеизвестно, что спасение утопающих - это в первую очередь дело рук самих утопающих. Но серьезное подспорье проект Hat Trick в процессе модернизации казахстанских школ резерва оказать вполне способен. Трудно рассчитывать, что нам вот так возьмут и задарма построят сертифицированные крытые манежи во всех нуждающихся в них областях. Однако просить сделать это, скажем, точечно, а именно в самых тревожных в этом отношении регионах, мы, конечно, вправе. Кстати, необходимо отметить, что энтузиасты на местах не сидят сложа руки. Понимая, что без создания должных условий для воспитания резерва рассчитывать на серьезное прогрессирование невозможно, в ряде областей нашей страны приступили к решению этой проблемы собственными силами. Например, разработано технико-экономическое обоснование и завершается расчет проектно-сметной документации на строительство крытого манежа в Кызылорде. Отрадно, что сдача этого спортивного объекта под ключ запланирована на конец следующего года. Кроме само собой разумеющегося искусственного газона и прочей инфраструктуры, он будет оснащен еще и посадочными местами на 3000 человек. Кстати, это является обязательным условием, так как ранней весной или поздней осенью такие спортсооружения планируется использовать еще и как арены для матчей чемпионата страны.
- Припоминается решение исполкома Федерации футбола Казахстана на предмет того, что казахстанские футбольные клубы с определенного срока не будут допускаться к соревнованиям без наличия в собственной инфраструктуре именно таких вот, то есть с посадочными местами, крытых манежей…
- Действительно, такое решение принималось, но свои коррективы внес разразившийся мировой экономический кризис, заставивший казахстанские ведомства и организации затянуть пояса потуже. Тем не менее жизнь ведь на этом не закончилась. Кризис - это ведь не война, не разрушительное стихийное бедствие, и в мировой практике существуют методики не только выживания в таких условиях, но и развития. Примером тому служит упомянутое выше строительство крытого манежа в Кызылорде или, скажем, возведение новой учебно-тренировочной базы алматинского «Кайрата», в структуре которой тоже присутствует современный крытый манеж. Можно вспомнить и о недавно озвученных планах местных руководителей открыть академию футбола в Усть-Каменогорске. Планируется, что она будет оснащена в соответствии с международными критериями. В том числе и крытым манежем. Кроме того, есть сообщения, что под их строительство целенаправленно выделялись земельные участки в Павлодаре и Семее. Правда, по указанной выше причине в этих городах процесс оказался приостановленным. Но, напомню, что, рассматривая ситуацию через призму реализации у нас в стране новых этапов программы Hat Trick, мы в первую очередь будем держать в уме именно те регионы, где местная власть окажется готовой на долевых началах сотрудничать с УЕФА. Например, будет иметь в своем распоряжении территорию, официально выделенную под строительство и удобную для доступа заинтересованной категории населения. Полагаю, будет справедливо, если в УЕФА мы будем представлять региональный проект, который сначала и, разумеется, на конкурсной основе будет утвержден в стенах Федерации футбола Казахстана.