— Кирилл, вы уже почти два года вне Украины. Польская «Корона», казахстанский «Ордабасы». Правильно мы понимаем, что чемпионат Украины от вас отдаляется, а не приближается?
— В принципе — да! Я не вижу смысла возвращаться в Украину из-за нестабильной ситуации в стране. Финансовое положение у многих команд критическое. Нужно кормить свою семью и находить те варианты, которые будут выгодны как для карьеры, так и для обеспечения материального обеспечения семьи. Футболисты работают, как и все люди, поэтому за спиной должны быть какие-то денежки. Вот и приходится играть вдалеке от Украины. Конечно, хотелось бы, чтоб в Украину вернулся тот чемпионат, который был два-три года назад и который не уступал крепким европейским лигам. Если все наладится в нашей стране, конечно, можно будет рассматривать варианты и с украинскими клубами.
— С «Ордабасы» на какой срок контракт?
— На год. Вот сейчас заканчивается чемпионат. Пока разговора с руководством не было. Желание остаться в команде у меня есть. Прыгать из одной команды в другую не сильно впечатляет. Я привык к коллективу, чемпионату, можно сказать, уже полностью адаптировался к Казахстану. Мне нравится здесь. Если «Ордабасы» предложит пролонгировать соглашение, с удовольствием его приму.
— А мы уже подумали, что вы как пилигрим мечтаете колесить по разным футбольным странам, покоряя все новые и новые горизонты?
— Нет, я не дальнобойщик. Но я не могу точно сказать, что будет завтра. Вы же тоже не можете знать, где будете работать в обозримом будущем. Может, вас пригласят на ВВС. Жизнь покажет. Я живу сегодняшним днем. Мой девиз таков: надо старательно тренироваться, и жизнь вознаградит тебя за усердие.
— О сборной Украины мечтаете или даете себе отчет в том, что из чемпионата Казахстана или Польши не прорваться туда?
— Конечно, как каждый футболист, я мечтаю играть в сборной. Но для этого надо много работать. Понимаю и то, что необходимо быть на виду и чтоб твоя команда хотя бы в Лиге Европы играла. К сожалению, «Ордабасы» вылетел в первом же раунде квалификации. Нам катастрофически не повезло с «Бейтаром», который потом уступил «Шарлеруа», а тех в свою очередь выбила «Заря».
«В Казахстане соперник накрывает стол»
— В Казахстане сейчас целая плеяда украинцев. Как бы вы это описали?
— Здесь более выгодные условия, чем в Украине, плюс в Казахстане стабильная ситуация. Для футболиста это самое важное. Уровень чемпионата Казахстана ни в чем не уступает первенству Украины, если не брать во внимание «Динамо», «Шахтер» и «Днепр». В последнее время в Казахстан поехали довольно неплохие легионеры, которые подняли уровень лиги. Здесь достаточно увлекательно играть.
— Украинцы держатся отдельной диаспорой?
— Конечно, периодически созваниваемся. В Казахстане есть удивительная особенность. Когда команда приезжает в гости, то соперник накрывает стол. Такая практика для всех команд без исключения. Игроки тепло общаются между собой. Это объединяет всех ребят. Чемпионат чрезвычайно дружный.
— А есть между какими-нибудь командами такие отношения, как между «Металлистом» и «Днепром»?
— Нет. Здесь люди намного проще. Как и нет той разницы в зарплатах, какая есть в Украине. В Казахстане легионеры не получает по три миллиона долларов в год, а местные по пять копеек. Все примерно в одинаковых условиях и все помогают друг другу.
— С кем вы чаще всего на связи?
— С Вовой Аржановым переписываюсь. Он в «Атырау». Но ближе все-таки с Денисом Дедечко («Астана»).
— Видел в Фейсбуке вы с Майклом Одибе («Атырау») общаетесь. Вспоминаете арсеналовские времена?
— Ну как общаемся... Он же русский не понимает. Общаемся жестами, когда пересекаемся перед играми. Но видите, получается так, что люди, которые играли в Украине, оказавшись в другой стране, пускай и в разных командах, с теплотой относятся друг к другу. Приятный момент!
— Какая самая украинская команда в Казахстане?
— «Тараз». Четверо наших. Денис Васильев, Дима Башлай, Саша Яровенко и Саша Пищур.
— Лидирует «Кайрат» Тимощука и Сито Риеры. По делу впереди?
— Это действительно самая сильная команда Казахстана на сегодня. Они играют в самый красивый футбол и заслуживают первого места.
— Тимощук — ключевой игрок «Кайрата»?
— Не думаю. С приходом Тимощука «Кайрат» не поменял стиль футбола. Да, есть уважение к этому футболисту, но «Кайрат» как играл до него, так и играет сейчас.
— В лидерах среди бомбардиров с солидным отрывом лидирует ивуариец Жерар Гоу. Для чемпионата Казахстана он как Алекс Тейшейра для Украины?
— «Кайрат» играет в атакующий футбол. У них так получается, что один человек забивает все голы. Бесспорно, Гоу хороший нападающий. По поводу Тейшейры, то ему стало легче забивать. Сейчас в чемпионате Украины много молодых футболистов, а они часто ошибаются. Тейшейра пользуется этим.
— Сравните первенство Казахстана с чемпионатом Польши?
— Конечно, Польша — более футбольная страна. У них проходил Евро-2012, все стадионы новые. Болельщики тоже посерьезнее. У них все новее и свежее, скажем так. Но вот по уровню чемпионата Казахстан ни в чем не уступает Польше. Мы на сборах обыгрывали «Лех». «Астана» выступает в Лиге чемпионов, «Кайрат» едва не прошел «Бордо» в последнем раунде квалификации Лиги Европы.
— А финансово какой чемпионат крепче?
— Конечно, Казахстан. Наверное, со всего бывшего Союза чемпионат Казахстана сейчас финансово самый аппетитный, конечно, если не считать Россию.
— Вы играете за команду из Шымкента, что возле границы с Узбекистаном. Дальше всего вам добираться куда?
— В Костанай, Атырау. Летим мы туда с пересадкой через Астану или Алма-Ату. Если честно, сильно не акцентирую внимание на том, куда лечу. Название команд знаю, но вот города для меня второстепенное.
— Сколько по времени занимают путешествия?
— Час до Алма-Аты или полтора до Астаны. Оттуда, например, до Павлодара еще полтора-два часа.
— У команды частный самолет?
— Нет. Летаем регулярными рейсами.
— Со стыковками проблем нет?
— Нет. Максимум два часа ожидания.
— Куда вам меньше всего нравится летать?
— Какая разница? Все равно же придется лететь. Выбора нет. Но больше всего понравилось выбираться в Тараз. Единственный город, куда автобусом добираемся. Между городами расстояние 180 км.
— Сколько зрителей приходит на домашние матчи «Ордабасы»?
— Пять-семь тысяч. Но пятерка стабильно есть.
— При вместимости?
— Тысяч двадцать-двадцать пять. Как в «Кривбассе». Больше всего ходят в Алма-Ате.
— Сейчас «Астана» играет в Лиге чемпионов. Весь ли Казахстан у экранов поддерживает «Астану»?
— Да. Без вопросов. В Казахстане заядлые болельщики и, как я говорил, очень дружные.
— Какая главная особенность чемпионата Казахстана? Кажется, он крайне скуден на голы?
— Оборонительный крен просматривается. Некоторые команды закрываются. Иногда само собой получается. Результативность и вправду невысокая.
— Команды очень прагматичны и играют аккуратно?
— Нет больших разрывов в классе команд, понимаете. Поэтому и результаты минимальные. Здесь нет команд вроде «Шахтера», который может вынести почти любую команду с крупным счетом. Например, играем с «Кайратом». Результат 0:0. Завтра «Кайрат» едет к аутсайдеру и там тоже играет 0:0.
— Как судят? Не убивают?
— Как мне говорят, сейчас идеально судят! Раньше было намного больше несправедливости и предвзятости.
— Скандалы в казахском чемпионате редкость?
— Да! При мне ни разу не было. И нет такого, как у нас, чтоб команда в один момент обанкротилась. Если и есть задержки, то они минимальные. Единственный минус — это изменения курса. Тенге сильно упал. Если один доллар был раньше 186 тенге, то сейчас — 274. Разница существенная!
— Кто содержит команды в Казахстане?
— У нас муниципальный клуб. В Казахстане все клубы городские, кроме «Кайрата».
— Получается, «Кайрат» самый богатый клуб в Казахстане?
— Судя по тому, какую базу они построили — да!
— А кто содержит «Кайрат»?
— Я не знаю («Кайрат» перешел под крыло представителя российской компании «Газпром» в Казахстане — компании ТОО «КазРосГаз». — Прим. авт.).
— Андрей Бойко, поигравший в чемпионате Таиланда, рассказывал, что в ведущих тайских командах зарабатывают по 30-40 тысяч долларов. Такие зарплаты в Казахстане есть?
— За всех не могу говорить! Но, думаю, у лидирующих команд — в «Кайрате» и «Астане» — легионеры получают не меньше.
«Ничего китайского в Казахстане нет»
— Кирилл, в соседний Китай выбирались?
— Нет времени.
— В Казахстане много китайского: шмоток, еды, «заробитчан»?
— Абсолютно ничего. Рабочих из Узбекистана видел, китайцев — нет. И продукции китайской тоже не видел.
— В Шымкенте не скучно?
— Скучновато. Делать особо нечего. Город-миллионник. Когда было тепло, то хоть за город на природу выбирались, в горы взбирались. Сейчас же конец сезона. Все по-домашнему. Приставку в руки и вперед.
— Это правда, что кинотеатры в Казахстане очень дорогие, порядка 10 баксов за сеанс?
— Меньше. Может, в столице и десять, но в Шымкенте явно поменьше.
— Это, наверное, из-за «Бората»?
— Не знаю. Это про того, с усами?
— Да. Рассказывали, что после этого много американских туристов поехали в Казахстан. Не слышали?
— Нет. На самом деле Казахстан абсолютно нормальная страна. В Украине думают, что здесь на верблюдах ездят, но люди живут здесь в достатке. Это уже не та страна, которая была пять-десять лет назад. Стоит только приехать в Астану или Алма-Ату. Астана хоть и искусственный город, но очень красивый, с новыми стеклянными домами. Город стремительно развивается! Алма-Ата — вообще сказка.
— Чего в избытке в Казахстане, а чего днем с огнем не сыщешь?
— Всего хватает! Не хватает мне только квартиры украинской (смеется).
— Кумыс полюбили?
— Недавно только попробовал. Специфическая вещь! На любителя.
— Казахстанский учить не стали?
— Нет. Сильно тяжелый.
— У них веселые слова. Шторы по-казахски «перделер», аэропорт — «ауежай», автостоянка -«Автотурак»...
— Я только ругательные слова знаю.
— Футбол в Казахстане не на первом месте?
— На первом. Хоккей и бокс немного уступают.
— Смогли бы остаться в Казахстане на постоянной основе?
— Смог бы, конечно. Но это если бы выбора не было. А вообще планирую в Украине жить.
Валерий Пригорницкий