«Кривоногий ангел» по прозвищу Гарринча

Сегодня исполнилось бы 82 года легендарному бразильскому футболисту Маноэлю Франциско дос Сантосу – Гар-р-р-ринче!
ИСПРАВЛЯЯ ПЬЯНОГО ПИСАРЯ…

Вообще-то, Гарринча родился не 28-го, а 18-го октября, пишет sovsport.ru. Но вышло так, что родители зарегистрировали новорожденного лишь десять дней спустя. В довершении писарь , который был по всей видимости, пьян, забыл вписать в свидетельство обязательное второе имя мальчика, что обнаружилось только спустя 15 лет, когда Маноэл стал работать на фабрике «Америка Фабрил» в Пау-Гранде помощником прядильщика. Чтобы отличаться от остальных Маноэлов дос Сантос, Гарринча сам придумал себе имя Франциско.

ПТИЧЬЕ ПРОЗВИЩЕ

А вот прозвище Гарринча присвоили ему его детские друзья. Маленький Маноэл любил ловить птиц, целями днями проводя за этим занятием в лесах. Наиболее распространенная птаха в Пау-Гранде называлась гарринчей. Мальчик приносил их домой десятками, что побудило однажды его старшую сестру Терезу заметить: «Ты ловишь столько птиц, что и сам скоро станешь гарринчей». Как в воду глядела…

СЛУЧАЙ ПО ИМЕНИ АРАТИ

В 20 лет нападающий любительской команды «Пау-Гранде» Гарринча сделал несколько неудачных попыток попасть в состав столичного клуба. Без каких-либо принятых в таких случаях в Бразилии рекомендательных писем от известных футболистов. Без бутс, в застиранной рубашке и заплатанных штанах он сначала не приглянулся тренеру «Васку да Гама». Потом также был отвергнут «Флуминенсе» и «Сан-Кристобаном»…И кто знает, как сложилась бы его дальнейшая судьба, узнал бы мир о великом футболисте Маноэле до Сантосе Гарринче, если бы не случай. В гости к друзьям в Пау-Гранде заглянул игрок резервного состава «Ботафого» Арати, те пригласили его посудить матч на фабричном стадионе, где наметанный глаз сразу же обратил внимание на правого крайнего нападающего хозяев, забившего в той игре четыре мяча. Сразу после матча, не дав, как потом вспоминал сам Гарринча, ему даже отдышаться, Арати повез его к тренеру «Ботафого» Жентилу Кардозо. Эта встреча круто изменила футбольную судьбу Гарринчи…

Через два месяца в газете «У Глобу» во всю ширину спортивной страницы появился заголовок: «Гауличо (еще одно прозвище Гарринчи, – прим.ред.) завоевал «Ботафаго». А ниже – восторженный рассказ о трех голах новичка команды в игре с «Бонсусессе», которую «Ботафого» выиграл со счетом 6:3

ГОЛ, ДОСТОЙНЫЙ КИСТИ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Дебют Гарринчи в составе сборной Бразилии состоялся 18 сентября 1955 года на «Маракане» в товарищеском матче со сборной Чили, завершившемся вничью 1:1. А на первом в карьере чемпионате мира-1958 в Швеции он впервые появился на поле в игре против сборной СССР. Вместе с Пеле…

Рассказывают, что когда наш защитник динамовец Борис Кузнецов узнал, что ему придется опекать Гарринчу, испытал что-то похожее на шок. О том, что творит на поле этот «Кривоногий ангел», игрок, чья левая нога, из-за врожденной деформации позвоночника, была короче правой на 6 сантиметров, уже было известно не только бразильской торсиде. Настоящий фурор произвела игра Гарринчи в европейском турне сборной Бразилии накануне мирового первенства, и особенно, – его гол в ворота итальянской «Фиорентины».

Уже при счете 3:0 в пользу бразильцев Гарринча, подхватив мяч в центре поля, обыграл нападающего итальянцев и…вернулся на свою половину поля. Затем снова пересек среднюю линию, постепенно ускоряя темп и оставляя за спиной одного игрока соперников за другим. Стадион, понимающий толк в футболе, отреагировал на этот дриблинг аплодисментами, перешедшими по мере того, как бразилец расправлялся с очередным соперником, в овацию. Такого местные болельщики не видели никогда...

Оставив не у дел всех полевых игроков, вставших на его пути, Гарринча уложил на траву и вратаря, но бить в пустые ворота сразу не стал. Дождался очередного защитника, обыграл и его, и только после этого отправил мяч в сетку. Потрясенный стадион взорвался: тысячи поклонников «Фиорентины» приветствовали этот гол стоя, понимая, что Гарринча сделал его специально для них…

На следующий день местные газеты восторженно написали о том, что итальянцы увидели величайшее произведение футбольного искусства, «достойное кисти Леонардо да Винчи».

Лишь один человек остался не довольным действиями Гарринчи в те минуты – главный тренер сборной Бразилии Висенте Феола. На разборе игры он назвал футболиста «неисправимым индивидуалистом», недисциплинированным игроком, которому он не может довериться в предстоящих матчах чемпионата мира. Такая реакция тренера настолько задела Гарринчу, что он даже подумывал о том, чтобы уехать домой, не дожидаясь чемпионата, но, к счастью, вовремя одумался.

ИГРОК С БОЛЬШОЙ ГОЛОВОЙ

Но именно Феола «сказал последнее слово» при определении состава команды на матч против сборной СССР, когда штатный психолог сборной Бразилии профессор Жоао Карвальес настоятельно порекомендовал ему отказаться в этой игре от услуг «слишком молодого Пеле» и «клинического придурка Гарринчи». У профессора был собственный метод при определении характера игроков. По словам Пеле, он заключался в том, чтобы заставить их рисовать человечков. Игроки с широким кругозором, как считал Карвальес, рисовали усложненные фигурки с тщательно проработанными деталями. Те же, у кого кругозор поуже, сами того не желая, изображали человечков угловатыми детскими линиями. Проанализировав эти рисунки, профессор пытался убедить Феолу, что заявлять Гарринчу на игру против СССР нельзя, поскольку уровень его кругозора значительно уступает требованиям.

- Когда меня попросили нарисовать куклу, я решил немножко покуражиться и нарисовал человечка с непомерно большой головой, – с улыбкой вспоминал об этом Гарринча. – Я не боялся их приговора, потому что мое пребывание в сборной зависело не от психологического теста, а от игры. Они считали, что я не умею вникать в тактические схемы, предлагаемые тренером. Я против мертвых схем на чертежах. Любая схема оживает на поле, как только я завладеваю мячом…

Феола, к счастью для Гарринчи, об этом тоже знал. «Может быть, вы совершенно правы, – сказал он психологу – Но дело в том, что вы совсем не разбираетесь в футболе…»

О том, как сыграл Гарринча в матче против советской сборной, мы сегодня хорошо знаем. Он в тот день удивил даже бразильцев, никогда не видевших раньше, чтобы «Великий хромой», «Чарли Чаплин футбола» играл с таким вдохновением. Распечатать ворота Льва Яшина ему, правда, не удалось, но второй гол (бразильцы выиграли со счетом 2:0) Вава забил с его подачи…

А после финала, в котором подопечные камня на камне не оставили от оборонительных порядков хозяев – сборной Швеции, Гарринча был признан лучшим правым нападающим мира. Без всякого преувеличения он стал и самым ярким игроком того чемпионата.

Фото: wikipedia.org
Следите за новостями zakon.kz в: