В бюджете не нашлось денег ни на содержание команды, ни на ее участие в кубке УЕФА. Еще немного – и клуб окончательно бы развалился. Но, к счастью для спортсменов, источник финансирования нашелся в Астане, пишет nv.kz.
По словам президента клуба Анатолия Смотрицкого, за те три месяца, пока футболисты сидели без денег, никто из них ни разу не возмутился. И за это Анатолий Моисеевич спортсменам благодарен.
- Команда находилась в подвешенном состоянии, – качает он головой. – Ребята не получали зарплату. И уже ее не получат. Потому что новые структуры нам на это средств не выделили, а старые сказали: «Денег нет». Три месяца были без зарплаты! В «Шахтере» по этому поводу происходят бунты. Люди отказываются от выездов, пишут жалобы. Проводятся встречи с руководством, их уговаривают. У нас ничего подобного не было. То есть ребята просто ждали и верили. Поэтому я хочу сказать спасибо! Надеюсь, что это все окупится.
Константин Перемышлин, капитан команды, говорит, что протянуть три месяца с пустыми кошельками игрокам помогли их родственники.
- Никаких проблем у нас не было, – подтверждает он. – Мы ждали и верили, что все будет хорошо. Наши жены тоже верили до последнего. Нам сказали, что в ближайшее время ситуация должна измениться. Ну, мы и ждали.
Казахстанская общественность пыталась за «Тулпар» заступиться. В сентябре известные спортсмены, журналисты и артисты подписали открытое письмо в поддержку клуба. Послание было адресовано акиму Карагандинской области.
«Тулпару» требуется лишь временная государственная помощь, – говорилось в письме. – Пока экономическое положение в стране заставило спонсоров отказаться от финансирования команды. Можно не сомневаться в том, что со стабилизацией экономики спонсоры вернутся и клуб вновь сможет успешно функционировать исключительно благодаря частному капиталу, как это было до последнего момента».
И карагандинские власти как будто были не против помочь команде. Но при этом ничего не давали.
- Мы вели разговор с лета, – продолжает Анатолий Смотрицкий. – Речь сначала шла о 70 миллионах, потом, когда узнали о кубке УЕФА, мы увеличили цифру, чтобы достойно выступить, взять достойных легионеров. После того как мы получили письмо из УЕФА, мы встречались с акимом области. Нужно было получить его одобрение на участие в кубке. Он сказал: «Да, заявляйтесь!»
Заручившись согласием главы региона, футболисты воспряли духом. Они рассчитывали подготовиться к европейским соревнованиям, думали поехать на турниры в Россию и Прибалтику. Но все их надежды рухнули. В последнее время клуб просил всего лишь 30 миллионов тенге на поддержание команды до конца года. Однако даже таких денег в бюджете не нашлось. Как не нашлось и инвестора, который согласился бы приватизировать клуб.
Летом из команды ушли лучшие игроки. Тулпар потерял 40 процентов своего состава. И лишь когда клуб оказался на грани закрытия, средства, наконец, были найдены. Помочь решил профессиональный президентский клуб «Астана», главным спонсором которого является фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». Как отмечает Анатолий Смотрицкий, на это решение повлияла протекция Кайрата Оразбекова – президента мини-футбольного клуба «Кайрат», основного противника «Тулпара».
- То есть, по задумке, мы должны создать конкуренцию «Кайрату». Мы действительно второй клуб страны. Мы нужны «Кайрату». Потому что, если нас не будет, у него вообще не останется конкурентов в Казахстане.
Кстати, приглашение на УЕФА карагандинцы тоже получили благодаря «Кайрату» – двукратному победителю кубка. Согласно регламенту чемпионата, стране команды-победителя выдается две путевки на турнир. В Европе наши игроки будут выступать уже под новым названием «Тулпар-Астана». Однако документы клуба еще не переоформлены. Новые шефы поставили карагандинцам жесткие условия. Столица возьмет нашу команду под свое крыло только в том случае, если в элитном раунде клуб займет как минимум второе место.
Кстати
«Шахтер» требует денег
А вот для большого футбола меценатов так и не нашлось. Игроки «Шахтера» в отчаянии. На прошлой неделе они пожаловались акиму области Нурмухамбету Абдибекову. Спортсмены сочинили коллективное письмо, в котором призвали главу региона «проявить политическую волю», «инициировать финансовую проверку» клуба и погасить все долги перед его сотрудниками.
Авторы послания напомнили Нурмухамбету Канапиевичу о былых заслугах команды. Назвали ее «флагманом казахстанского футбола» и «визитной карточкой области». А затем стали сетовать на безденежье. Проблемы у клуба начались еще в прошлом году. Тогда футболисты тоже писали письма. И они возымели действие. Им выплатили долги, но за счет нынешнего бюджета.
То есть практически все выделенные «Шахтеру» на этот год деньги были потрачены еще в начале сезона. То, что оставалось, растянули до лета. С июля сотрудники футбольного клуба сидят без зарплаты. И теперь они просят у акима 700 миллионов тенге. Этих денег должно хватить на то, чтобы полностью рассчитаться с коллективом за 2015 год.
В ответ на это послание чиновники заявляют, что проблема будет решаться, но по возможности. Руководитель управления физической культуры и спорта Наталья Сухорукова считает, что в условиях кризиса футболисты должны отнестись к нехватке финансирования с пониманием и постараться перейти на самоокупаемость.
- Футбольный клуб «Шахтер» – это акционерное общество, которое должно не только получать деньги из бюджета, но и зарабатывать их – продажей игроков, выигрышами в УЕФА и получением определенных бонусов за это, – говорит Наталья Сухорукова. – Так живут все команды мира. А у бюджета сейчас проблемы. Об этом президент говорит. И все об этом знают. Поэтому нужно правильно мыслить в сегодняшней ситуации, учиться зарабатывать. Мы же выставляли клуб на продажу! Надо было руководству «Шахтера» не ждать, возьмет их кто-нибудь или не возьмет, а также искать инвестора, который помог бы клубу работать дальше. Это новое видение в новых условиях. А сидеть и ждать, как тот галчонок, когда тебе бюджет в рот что-то положит, ну, извините! Это, знаете ли, некорректно.
Отметим, что на будущий год дирекция «Шахтера» уже запросила у акимата 900 миллионов тенге.
Фото nv.kz