Александр Бородюк — специалист, известный по работе со сборной России и «Торпедо», — подписал трехлетний контракт с «Кайратом» из Казахстана, сообщает ftbl.ru.
***
Айфон, конечно, великое дело. Да и не только айфон, а весь максимально технологичный сегодняшний мир. Любая информация, любое фото или видео за считаные секунды погрузят тебя с головой в интересующую тему. Только успевая отслеживать.
Межсезонье в этом смысле — время благодатное. Все отдохнувшие, все успели соскучиться по футболу, новостям, слухам, друг по другу. Кто-то обсуждает слух о непредметном пока интересе пары команд MLS к Широкову, кто-то переживает, что интервью Тарасова о проблемах натурализации игроков для сборной вышло в обрезанном клубной цензурой варианте. Шлют сообщения агенты, тренеры, игроки — и все, на удивление, предпочитают WhatsApp любому другому мессенджеру. И не понять: то ли действительно боятся, что их переписку могут прочитать посторонние, то ли это сила привычки.
Лучше всего тиражируются удачные шутки. Желательно — фотошутки. По мне, самая удачная была в переписке уехавшего в «Кайрат» Бородюка с его бывшими подопечными.
Как бы это лучше объяснить... Скажем так, репутация Александра Генриховича в профессиональной среде значительно выше и устойчивее той, что существует в открытом медиапространстве и широких болельщицких кругах. Когда стало известно, что Бородюк принимает «Кайрат», звонки и эсэмэски потекли ему бурной рекой. Звонили тренеры, футболисты, агенты, врачи, менеджеры, массажисты — и ведь не только поздравить, но и попроситься на работу. Звонили не только ему, но и друзьям олимпийского чемпиона — с просьбой намекнуть-посодействовать. Даже сложно было представить, что в России сейчас столько желающих переехать на работу в соседнюю республику.
Из увиденного, услышанного и прочитанного мне больше всего запомнилась фотография, на которой сидят два игрока, кому довелось поработать с Бородюком. Один на чемодане, другой — в обнимку с большим рюкзаком. Мол, вещи собрали, выезжать готовы — только позовите.
Ответ был мощнейшим, что неудивительно, зная, какой силы чувство юмора у тренера. В ответ было выслано фото, сделанное на базе «Кайрата», — где Бородюк стоял в обнимку с двумя манекенами, одетыми в новую игровую форму алмаатинцев. Мол, простите, друзья, уже подписал вместо вас двух других — тех, кто посильнее.
Народ, когда видел эту переписку, хохотал. А потом все равно скатывался к этому вопросу: как он, с кем он? Вопросов, почему Бородюк выбрал «Кайрат», не возникало. Разговоры об этом шли не один год, но раньше либо тренер не был к этому готов, либо окно возможностей не распахивалось полностью перед всеми участниками процесса. А вот теперь, когда Владимир Вайсс, выработав свой контракт, отправился домой, Бородюк пришел ему на смену, подписав трехлетнее соглашение, в котором есть одна очень важная опция. Причем появившаяся в документе по инициативе самого тренера.
***
Насколько знаю, Бородюк настоял на том, чтобы перед ним была поставлена задача в первый же год выиграть либо чемпионат Казахстана, либо Кубок, либо выход команды в групповой этап Лиги Европы. Вроде бы не самая обычная история — когда тренер сам ужесточает требования, — но только на первый взгляд.
Так интереснее. И больше соответствует амбициям клуба, дюжину лет не становившегося чемпионом страны. Даже при обесценившемся тенге «Кайрат» обладает приличными возможностями, многие из которых способны стать предметом бесконечной зависти команд Премьер-лиги.
Есть только одно но. Обычно клуб отстает от команды в своем развитии. Исключения редки — такие, как «Краснодар». В «Кайрате» та же самая ситуация — когда инфраструктура несопоставима со спортивными результатами.
В «Торпедо», если вспомните, Бородюк тоже, не афишируя особо поставленных им же задач в прессе, нацеливал игроков на выход в Премьер-лигу. И добился невозможного — совершив рывок с семнадцатого места. Точно так же раньше он выиграл с «молодежкой» все официальные матчи, включая игру с Португалией. Довести дело до конца не дал тогда Хиддинк, за месяц до того плей-офф объявивший Мутко, что Бородюк сосредоточится только на работе с первой сборной. А перед этим у первого советского игрока в Бундеслиге были две игры в качестве и.о. тренера национальной команды — с Бразилией и Испанией. И тоже там была изначальная нацеленность на результат, кажущийся невозможным.
Поэтому совершенно неправильно судить о нем как о тренере по «Торпедо». То чудо надо рассматривать совокупно с предыдущей работой. А вот более чем годовую паузу, взятую после ухода из черно-белого клуба, напротив — оценивать исключительно по усталости, накопившейся именно там. Усталости от слов и обещаний, которые не держатся и нарушаются почем зря. В «Кайрате» подобное исключено. Зарплату выплачивают вовремя, а премиальные есть только за конечный результат.
***
В Алма-Ату Бородюк уехал с теми, с кем работал раньше. Николай Игумнов, бывший менеджером сборной на «бронзовом» Евро-2008, тренеры Худиев, Шеремет и Бородкин. С первым он работал еще в «молодежке», двое других знают его требования по «Торпедо». Бородюк даже успел дать добро на первый трансфер — в команду пришел вратарь Сидельников, чтобы закрыть одну из самых проблемных позиций.
Те, кто был связан в последние годы с чемпионатом Казахстана, говорят одно и то же. Есть «Астана», обласканная вниманием высшей власти, собравшая лучших игроков, имеющая всевозможные мощные ресурсы. И есть все остальные. Игра, правила которой изначально не в пользу Бородюка, равно как и любого другого тренера.
Но для него это все равно удивительно знакомый расклад. Он привык быть тренером команды, в которую не верят. Словно у него это на роду написано.
Главное все же не это. А то, что он сам верит в успех, повышая ставки при подписании контракта. И то, что люди хотят работать с ним в одной команде. Настолько, что даже шлют фотографии, где они сидят на чемоданах. И я точно знаю, что это не просто красивая метафора.
Илья Казаков
Фото: www.fckairat.kz