Впоследствии известный футболист защищал цвета многих клубов страны и национальной сборной. В его активе богатый послужной список трудовой деятельности в качестве тренера. Работал сначала заместителем, а затем и спортивным директором Федерации футбола Казахстана. И сейчас Канат Мусатаев активно трудится на благо развития футбола в стране, пишет pflk.kz.
— Канат Бектлеуович, во взрослом футболе Вы дебютировали в год, когда футбольный Казахстан проводил свой первый суверенный чемпионат. Что отложилось в памяти с тех пор?
— Да, отлично все помню. Я играл за «СКИФ — «Арсенал» и в первый же год мы взяли «серебро». Примечательно, что во всех командах было большое количество своих, местных игроков достаточно высокого уровня. Отстали на одно очко от «Кайрата», в котором были собраны лучшие игроки страны. Клуб готовился к старту в чемпионате СНГ. Особо запомнился первый матч чемпионата, в котором я забил гол. Тот матч, если не ошибаюсь, выиграли со счетом 3:0.
— Сразу стали основным игроком в команде?
— Спасибо тренеру и партнерам за доверие, которое они мне оказали, назначив капитаном команды. На тот момент мне было 21 год.
— Как обстояли дела с финансированием?
— Денег на команду выделяли не много, но для футболистов это было не главное. Зато была стабильность. В то время игроки из клуба в клуб не бегали. Самое главное, что на наши игры ходили болельщики.
— В каком состоянии были стадионы?
— Скажу, что на искусственных полях мы в то время не играли, только на натуральных. Они были не идеальные, но играть в футбол на них вполне можно было.
— В 94-м году Вы были признаны лучшим игроком чемпионата. Неожиданно?
— Каждый футболист хочет оставить свой след в футболе. В том году у меня многое получалось. В чемпионате выступало немалое количество сильных исполнителей, которые так же были достойны этого титула. Думаю, что этот титул мне присудили потому, что я на позиции центрального защитника забил десять мячей.
— Как можно забить десять мячей на позиции защитника? Преимущественно со «стандартов» добивались своего?
— Да, в основном со стандартных положений. Постоянно к атакам подключался. В 93-м году удалось забить восемь мячей. Тогда настоящее удовольствие получал на поле. Да и партнеры сильно помогли, за что еще раз скажу им «спасибо». В основном игроки были местные, из Шымкента. Был сплав опыта и молодости. Из опытных отмечу Зайцева, Толмачева, Иксанова, Степанищева и Радтке. А из молодых тогда начинали Воскобойников, Тетушкин, Жумаханов, Ергешев, Тетушкин, Утебаев, Капустников, Сейсенов и многие другие. Большинство потом составляли костяк национальной сборной.
— За свою карьеру поиграли на всех позициях в защите?
— В основном играл в центре защиты. Были матчи, когда играл и крайнего, в том числе в поединках за сборную. Приходилось во время матча и впереди поиграть, но только если мы, скажем, уступали в счете.
— В Шымкенте Вы отыграли четыре года. Почему ушли потом?
— Просто так бы не ушел. Начались финансовые проблемы. Пригласили в «Мунайши» из Актау в 96-м.
— К Курбану Бердыеву?
— Нет, клуб тогда тренировал Станислав Каминский. Бердыев пришел позже. Команда сильная подобралась, условия были хорошие. Пришли сильные легионеры — Иван Яремчук, Василий Каратаев...
— Матчи в азиатских кубковых турнирах помните?
— В Кубке АФК участвовал будучи игроком шымкентской команды в 96-м. После этого и уехал в Актау. В составе «Иртыша» обыгрывали туркменов, таджиков и другие клубы в Лиге Чемпионов. В то время в Таджикистане время было неспокойное. Шла гражданская война. В те годы в Азии доминировали футбольные клубы Японии, Южной Кореи и Саудовской Аравии, однако и наши команды на их фоне выглядели достойно.
— Вы вызывались и в национальную сборную.
— Период был такой, что сборная редко собиралась. Оттого и небольшое количество матчей в главной команде провел — всего девять. В 92-м году сборная нашей страны была ведущей в Центральной Азии, что и доказала победой на международном турнире. Потерялось целое поколение в 90-х, которое могло показать себя в сборной. Многие из них потом разъехались в Россию и другие страны.
— А у Вас варианты заграничные были?
— Приглашали в сочинскую «Жемчужину», где тренером был Арсен Найденов, однако клубы не договорились по финансовым вопросам. Затем, появился вариант с «Ладой» из Тольятти, которая тогда играла в высшей лиге чемпионата России.
— В бытность игроком, кто из тренеров оставил наибольший вклад в развитие Вашей карьеры?
— Можно сказать, мне повезло. У каждого что-то новое перенял. У меня со всеми тренерами были отличные отношения, основанные на взаимоуважении.
— Сильно изменился футбол за эти годы?
— Думаю, что индивидуально игроки были сильнее в наше время. Однако футбол не стоит на месте. Сейчас на поле все делается гораздо быстрее.
— Сейчас Вы трудитесь руководителем футбольной академии «Оңтүстік» в Шымкенте. Расскажите поподробней об этом.
— Да, наряду с нашими тренерами в академии работают и испанские специалисты высокой квалификации. В Шымкенте отличный климат для занятия футболом. Через какое-то время выпускники академий ФФК станут основным резервом нашей национальной сборной.
— В последнее время все говорят о прогрессе нашего футбола.
— Да, последние результаты наших команд в еврокубках радуют, ведь рядом с легионерами играют и казахстанцы. Однако по-прежнему остро стоит проблема воспитания резерва для клубов и сборных. Дети и юноши сталкиваются с нехваткой международных матчей. Необходимо развивать инфраструктуру. Шесть месяцев в году ребята занимаются в залах, что не позволяет затем на равных конкурировать со средними командами Европы. Нам не нужно думать о сиюминутных результатах, а работать на перспективу.
— У Вас есть мечта в футболе?
— Моя мечта — чтобы в каждом регионе были футбольные поля, полноразмерные крытые манежи. У каждого клуба должна была собственная база, которая являлась бы и музеем команды. Каждый игрок, приходящий в клуб, имел бы возможность окунуться в историю. Уверен, если построить базы и манежи, не жалеть средства на развитие детско-юношеского футбола, то результаты наших сборных команд заметно улучшатся.