Этой зимой карагандинский "Шахтер" подписал 21-летнего полузащитника Моштага Ягуби. Он является капитаном молодежной сборной Финляндии и считается одним из самых перспективных игроков страны. В детстве футбол помог ему пережить семейную трагедию, а позже - воплотить мечту и побывать на приеме у президента. Vesti.kz рассказывают драматическую историю жизни Моштага Ягуби.
Афганистан. Кабул. 1999 год. К состоянию войны здесь привыкли. Жизнь идет своим чередом, в том числе и в многодетной семье Ягуби. Но все изменил один день. День, который стал самым трагичным для Моштага, его трех младших братьев, двух старших сестер и мамы, вмиг ставшей вдовой.
"Моего отца расстреляли прямо в нашем дворе, на пороге дома, - спустя много лет рассказывал Моштаг в эфире финского телевидения. - Папа предупредил маму, что он вышел с работы и идет домой. Мы все ждали его. Через какое-то время около нашего дома раздался взрыв. Мама побежала открывать дверь и увидела папу. Он был весь в крови. Я спросил маму, почему убили отца... Эта боль до сих пор со мной. Я не понимаю, за что его убили - он был самым добрым человеком в мире".
В будущем в честь отца Моштаг сделает татуировку с его именем, а забивая - будет целовать ее, посвящая гол папе.
Но в 1999 году горевать семье Ягуби было некогда. Его мама в одиночку с детьми на руках убежала в Иран. В Тегеране они прожили шесть лет. Местные относились к ним, выходцам из Афганистана, враждебно и постоянно дразнили. Самого Ягуби не приняли в футбольную секцию только из-за его национальности, и поэтому он играл исключительно на улице.
"В Тегеране я впервые начал играть в футбол, который стал моей отдушиной. Поля не было, поэтому мы бегали на асфальте. Мои кеды быстро изнашивались, так что часто я играл босиком. Было больно, но физическая боль ничто по сравнению с тем, что произошло в нашей семье", - откровенничает Ягуби.
Здесь стоит сделать небольшое отступление и сказать, что семья Ягуби по национальности хазарейцы. По одной из версий, этот народ, проживающий в Афганистане, Иране и Пакистане, является потомком монгольских завоевателей. В родной стране Ягуби к хазарейцам отношение не самое дружелюбное и они зачастую подвергаются нападкам. В Иране ситуация не особо отличается.
В Тегеране не все было гладко, поэтому семья Ягуби решилась на еще один переезд - на этот раз в Европу. В возрасте 11 лет вместе с родными в качестве беженцев Моштаг прибыл в спокойную и холодную Финляндию. Здесь началась настоящая жизнь. Ягуби отправили в начальную школу, так как он совсем не знал финского. Сейчас же на этом языке он говорит без акцента.
"С первых дней мы чувствовали себя в безопасности. Мы поселились в домике около озера. Наша жизнь стала налаживаться, потому что нас хорошо приняли. Единственное, что мне давалось тяжело - это школа. Я был не особо успешным учеником, особенно в начальных классах, но все-таки закончил ее. В адаптации мне помог футбол. Благодаря ему я смог осуществить свою мечту. Тем, кто только приезжает в Финляндию, я могу посоветовать побыстрее учить язык. Я считаю себя финном. У меня финский менталитет. Я приехал сюда в совсем юном возрасте и взял лучшее от местной культуры", - говорит Ягуби.
Спустя несколько лет он получит финское гражданство и будет выступать за юношеские сборные Финляндии. Своих сверстников Ягуби обгонит быстро. Дебют в профессиональной лиге пришелся на неполные 16 лет.
Было понятно, что талантливый полузащитник, у которого особенно здорово получаются штрафные удары, долго в финском чемпионате не задержится. Однако выбор нового клуба всех удивил! В январе 2014 года Ягуби подписал контракт с латвийским "Спартаком", а через десять дней перешел в московское "Динамо". В России шанс он не получил и играл только за дубль, хотя при этом все и отмечали, что это перспективный игрок.
Выбор юрмальского "Спартака", "Динамо", а позже и карагандинского "Шахтера" может показаться странным, если не знать имя агента. За карьеру Ягуби отвечает итальянец русского происхождения Марко Трабукки. Криминальный авторитет "Тайванчик", а в жизни Алимжан Тохтахунов, в своей книге "Мой шелковый путь" рассказывал, что мать Трабукки - казашка, а папа - итальянец. Но интересен Трабукки не только этим: он ведет дела братьев Еременко, организовывал трансфер Кавенаги в "Спартак", дружит со Спалетти, Гаттуззо и Шевченко, а в Казахстан привез Патрика Твумаси (кстати, тоже из "Спартака"!) и Владимира Вайсса.
Сейчас в жизни Ягуби все тихо и спокойно. Правда, бывают моменты, которые гремят на всю Финляндию. В августе прошлого года он столкнулся с расизмом. Некоторым радикальным болельщикам не понравилось, что капитанскую повязку в молодежной сборной Финляндии получил выходец из Афганистана. Утешали парня всем финским интернетом. Сам же Моштаг рассказал еще одну историю.
"Был один неприятный случай. Мы были в Тампере и после футзала хотели пойти покушать. На улице мы увидели двух женщин и двух мужчин - приблизительно, им было 23-24 года. Спросили их о ближайшем кафе, а в ответ услышали, что мы можем проваливать в Казахстан (именно так - прим.Vesti.kz)".
Откровения Ягуби и вся история с его капитанством в "молодежке" развязала в финском обществе дискуссию об интеграции эмигрантов. Поддержал молодого парня даже президент страны Саули Нийнисте, который пригласил Ягуби и борца курдского происхождения Маквана Амирхани на встречу.
Впрочем, и сам Ягуби порой срывается. Так, нашумевшим стали его три твита. После критики болельщиков молодой игрок решил излить душу интернету, чтобы несколькими матерными словами рассказать, как он мечтает о лете и быстрее уехать из команды в зарубежный клуб. Игрок извинился - инцидент забыли, просто потому что Моштаг действительно талант.
В 21 год Ягуби носит капитанскую повязку в молодежной сборной. Он уже сыграл за взрослую команду, но это была товарищеская игра. Сборная Афганистана неоднократно присылала приглашение, и по правилам ФИФА он имеет право выступать за нее в будущем.
О своих корнях Ягуби действительно не забывает. Его страница в фейсбуке дублирует все сообщения на афганском языке, а сам футболист не раз появлялся на публике с флагом Афганистана.
В комментариях к постам диаспора постоянно напоминает Ягуби, что он - главная надежда афганского футбола. Как минимум до лета ждут от него прорыва и в Караганде. Отличить Ягуби на поле можно по его ярким прическам, а теперь - хочется и по игре. В следующем туре 3 апреля его "Шахтер" в Костанае встретится с "Тоболом".
В материале использованы фотографии с официальных страниц Ягуби в фейсбуке и инстаграме