Знаменитый российский футболист Андрей Аршавин рассказал Gazeta.ru о первом годе проведенном в Казахстане.
— Цели вернуться в сборную России у вас, по вашим же словам, нет. А какую задачу ставите на финальный отрезок карьеры?
— Хотел бы выиграть с «Кайратом» чемпионат!
— Ваш бывший партнер по сборной Роман Адамов о вас: «У Аршавина хороший ум. Он далеко не глупый человек. Мне кажется, из него мог бы получиться тренер». При этом сами вы отрицаете наличие соответствующих качеств и как-то даже назвали себя «психом». Куда же намерены податься в дальнейшем?
— В идеале неплохо было бы просто остаться в футболе. Не знаю, в каком качестве.
Многие мне говорят, что из меня получится хороший тренер. Но мне так не кажется, потому что я несдержанный человек.
Поэтому и назвал себя психом. Понятно, что тренеры бывают разные: и эмоциональные, и спокойные. Но нужно быть психологом и разбираться в своем виде спорта. Тут столько нюансов! Аналитическая работа чего стоит. Сколько футбола тренеры смотрят! Я в жизни, наверное, столько не посмотрю, сколько они перед очередной игрой.
Представляете, каково это — посмотреть пять матчей «Тараза» перед очной встречей?! С ума можно сойти! Не хочу обижать «Тараз». Но просто не понимаю — как это смотрят? Вместо всего этого я бы пришел и сказал: «Ребята, ну мы сильнее них. Давайте сыграем в наш футбол!»
— С кем из тренеров вам работалось комфортнее всего?
— Мне повезло. Были разные специалисты: Юрий Морозов, Властимил Петржела, Арсен Венгер, Гус Хиддинк, Дик Адвокат. Со всеми интересно. Они профессионалы своего дела.
Само отношение именно к футболистам мне нравилось у Дика и Гуса, представителей голландской школы.
Они дают очень много свободы. Мне нравится, что ни Гуса, ни Дика не интересовало, что ты делаешь вне команды. В принципе и Петржелу тоже. Мне нравится такой подход: делаем свою профессиональную работу хорошо, а твоя личная жизнь никого не интересует. Главное, чтобы поступки вне футбола не влияли на команду.
— В Казахстане вы проводите очень хороший сезон. Какова основная культурная особенность этой страны?
— Там больше закрытой одежды, это все-таки Азия. За столом главный мужчина, а женщина слушается. В остальном тоже присутствует свой колорит. Думаю, это больше развито на юге страны. Север Казахстана мало отличается от российских городов. А, скажем, в Чимкент я приезжал буквально пару раз, в Таразе вообще не был.
— Появились любимые блюда из национальной кухни? Бешбармак или баурсаки?
— Я не ел бешбармак (крошеное отварное мясо с лапшой с некоторыми особенностями в технологии приготовления и подачи. — «Газета.Ru»), так как мне не нравится, как он выглядит.
Зато я стал употреблять много конины, в Казахстане она очень распространена. Конину подают во всех ресторанах и можно легко купить на рынке.
— Слушаете ли вы местную музыку? Какие исполнители нравятся?
— Самый популярный певец в Казахстане — Кайрат Нуртас. Его песню, которую он с Нюшей исполняет, слышал чаще всего. Эта композиция звучит по-настоящему красиво.
— Вас часто узнают на улице? Автографы просят?
— Они давно не в моде, все просят сфотографироваться: либо селфи, либо классика. Процесс проходит по стандартной схеме. В Казахстане и Санкт-Петербурге болельщики узнают меня примерно одинаково. Но я мало появляюсь на улице, особенно в последние полгода. В принципе, мой маршрут — база-дом, дом-база. Главное, на домашних матчах у нас очень хорошая поддержка. Наши поклонники эмоциональные.
— Какое место считаете самым красивым в Алма-Ате? Где больше любите проводить время?
— Когда только прибываешь в аэропорт, видишь горы, обрамляющие город. Особенно в первое время мне это бросалось в глаза, ведь я никогда не жил около подошвы гор. Но со временем это стало естественным.
Люблю гулять в Парке Горького, особенно летом (первоначальное название «Казенный сад». — «Газета.Ru»). Меня можно встретить и на рынке, я достаточно часто там бываю. На Чимбулак тоже езжу, но редко. А как-то с утра отправился туда с женой, и дома почему-то не оказалось ни одной теплой куртки. В итоге мы замерзли и быстро вернулись обратно.
— На рынке хоть качественные продукты?
— Конечно, ведь Узбекистан рядом. Там все те же овощи, фрукты, что и у нас в России. Только ближе и, наверное, дешевле, свежее.
«Печально, что Бородюк сидит без работы»
— В финале Кубка Казахстана «Кайрат» проиграл «Астане» со счетом 0:1. Чего же не хватило вашей команде?
— Думаю, что по классу, сыгранности, опыту и мастерству составы примерно равны. Но матч проходил в сложных условиях. Командам было сложно показывать нормальный футбол. Игра получилась увлекательной для футболистов и зрителей, но не на «картинке». Когда я захотел посмотреть фрагменты в записи, ничего не разобрал.
Полагаю, на итоговом результате сказался опыт «Астаны». Наш соперник использовал свой момент, забив первым. После этого «Астана» сосредоточилась на обороне своих ворот и успешно выполнила поставленную задачу.
— В последний раз «Кайрат» становился чемпионом Казахстана в 2004 году. Славно было бы увенчать карьеру завоеванием золота, не находите?
— Это мечта всех работников клуба. А если удастся сделать золотой дубль, это будет вообще фантастика.
— В прошлом сезоне вы забили восемь голов в 25 матчах. Против каких защитников действовать сложнее всего?
— Лучшая оборона во всем Казахстане у «Астаны». Вдобавок этот клуб играет в оборонительный футбол. По крайней мере, против нас.
— Ваш гол в ворота «Тараза» (2:1) в матче 22-го тура был признан лучшим в сезоне по версии клуба. А вы с такой оценкой согласны?
— Красивых голов было много. Например, мяч нашего нападающего Гаэля Тавамбы пяткой из-за штрафной получился неплохим. Плюс Бауржан Исламхан забил несколько хороших мячей.
Я в моменте с голом действовал чисто по ситуации. А что перекинул кипера... Если вы спросите вратарей «Кайрата», я их часто перебрасываю на тренировках. Они даже от этого плюются и злятся. Видите: что я натренировал на занятиях, помогло мне и в матче.
— После поражения в финале Кубка вы кинули свою медаль болельщикам на трибуне. Поймавший ее студент Кайнар Габбасов выставил награду на продажу в интернете. Вы совершили этот поступок на эмоциях?
— Нет, я просто шел в подтрибунное помещение, была плохая погода. Люди кричали слова поддержки и прочее. Я бросил медаль на трибуну для того, чтобы она осталась у кого-то на память. А то, что, к сожалению, попала к болельщику другой команды («Акжайык». — «Газета.Ru»)... Что ж, не повезло. Если бы она досталась нашему фанату, у него бы сохранилась память о матче и хоть какая-то компенсация за поражение.
То, что эту историю как-то хотят очернить, мне в принципе непонятно. Продажа медали — выбор человека. Я с этим не могу ничего сделать. Кроме того, конечно, чтобы купить ее и подарить болельщику «Кайрата». Но я такое не планирую.
— А с золотой наградой так же бы поступили?
— Не знаю, ее сначала завоевать надо. В принципе, наверное, тоже отдам.
— На этот раз болельщику «Кайрата»?
— Не знаю. Если будет повод, буду бросать, а там кому повезет. Мне кажется, так более честно, ведь болельщиков много. Не смогу, наверное, выделить кого-то одного.
— Вы продлили контракт с «Кайратом» до конца 2017 года. Долго думали?
— Де-юре я изначально заключил договор с «Кайратом» на два года. Останусь ли на следующий сезон, это зависело от желания руководства. В верхах выразили соответствующее желание. Условия были оговорены еще в начале года. Поэтому никаких изменений в соглашениях нет.
— Следующий сезон в «Кайрате» точно последний?
— Трудно сказать. Может, да, а может, нет.
Сейчас никто не знает. В прошлом сезоне физически я чувствовал себе неплохо. Посмотрим, что будет в следующем.
— В каком аспекте казахстанское первенство уступает российскому в первую очередь?
— Прежде всего в качестве футболистов. Но для меня самая большая проблема — поля на выезде. Если бы их удалось улучшить, проще было бы показывать хороший футбол не только «Кайрату», но и всем игрокам.
Даже летом в Чимкенте, где всегда тепло, за полем не ухаживают должным образом. Например, в Жетысу погода мало чем отличается от Алма-Аты, но поле там ужасное. В принципе в этом году нам везло: в Караганде летом было более-менее сносно. Поскольку первые туры в чемпионате Казахстана традиционно проводятся на синтетике, можно подготовить хорошие естественные газоны, так как рано становится достаточно тепло. Хотя зимой в Казахстане очень холодно.
Что касается искусственных полей, на которых я выступал в этом году, то это, например, Уральск и Атырау.
Если честно, такие, с позволения сказать, газоны не должны иметь место в профессиональном футболе. Но за отсутствием лучшего, конечно, приходится там играть.
Хорошая синтетика есть в Павлодаре. А в Астане мне очень не нравится. Там должно быть самое современное искусственное поле, которое позволяло бы играть в футбол, а не думать о том, куда отскочит или полетит мяч после твоих касаний.
— В одном из интервью на вопрос «Почему выбрали „Кайрат“?» вы ответили: «Александр Бородюк позвал. Я не долго раздумывал и согласился приехать к нему». Как восприняли уход тренера-соотечественника из команды? Присутствовало ли желание воспользоваться пунктом о разрыве соглашения?
— Если честно, увольнение Бородюка было сложно воспринято мной в эмоциональном плане. Все получилось очень неожиданно, я находился в прострации. Действительно, у меня были мысли, что мне тоже стоит покинуть команду и уехать вслед за ним. Не из-за того, что мне было плохо в команде. Просто человек меня позвал и вдруг уходит. Но видите, я остался и ни о чем не жалею. Когда Бородюк уходил, сказал: «Оставайся здесь, играй. У тебя все будет нормально».
— Вы работали под руководством Бородюка и в сборной России, и в «Кайрате». Какие у вас впечатления от этого сотрудничества? Его сильные тренерские качества, на ваш взгляд?
— Мне кажется, Бородюк достаточно требовательный человек. Также к нему я бы применил прилагательное «футбольный». Он понимает наш вид спорта и видит, как правильно использовать игрока, где он недорабатывает. То есть все те нюансы, которые, наверное, могли бы ускользнуть от непрофессионала, он видит.
Александр Генрихович достаточно открытый, доброжелательный и прямой человек. Мне удобно с ним работать и как со вторым тренером, и как с главным.
— Бородюк не работает в России с 2014 года. Плохо, что такой опытный тренер не востребован на родине?
— Мне кажется, для нашего футбола было бы благом задействовать Бородюка. Его профессиональные качества подразумевают, что у него должна быть хорошая работа.
Автор: Алексей Дубровин