Месяц назад Министерством культуры и спорта и Национальным Олимпийским Комитетом был утвержден республиканский перечень приоритетных видов спорта на 2018-2019 годы. О том, как новая система ранжирования повлияет на развитие велоспорта в стране в интервью рассказал генеральный секретарь Казахстанской федерации велосипедного спорта Тулпар Мансуров.
- Велоспорт на шоссе признан одним из наиболее приоритетных видов спорта. Какие из критериев отбора, на ваш взгляд, позволили ему попасть в группу «А»?
- Министерство культуры и спорта и Национальный Олимпийский Комитет оценивали по 6 критериям, и по всем этим критериям шоссейный велоспорт имеет хорошие показатели. В первую очередь, это достижения спортсменов на важнейших международных стартах. В этом году, например, наши шоссейники завоевали 11 медалей на чемпионате Азии в Бахрейне! Велоспортом занимаются практически во всех регионах Казахстана – более 4000 юношей и девушек по всей стране, и с каждым годом количество увеличивается. Соответственно, высок и кадровый потенциал. Большинство тренеров – это ветераны своего дела, опытные специалисты, бывшие спортсмены, у которых у самих за плечами множество побед на международном уровне. Конечно же, велоспорт - это также и самые лучшие традиции советской эпохи, преемственность поколений, в велоспорте не редки целые династии. Однако мы также прекрасно понимаем, что в плане технического оснащения нужно быть современными. Инвентарь в велоспорте достаточно дорогостоящий, тем не менее во многих областях школы оснащены неплохо. Как и в каждом виде спорта есть свои проблемы, но они решаются. Еще один важный критерий для развития любого вида спорта – это климатические условия. Страна большая, можно встретить различные типы местности: и горные, и равнинные. Много регионов, где можно тренироваться. В той же Южно-Казахстанской области велосезон может длиться почти круглый год.
- Теперь, когда велоспорт на шоссе приобрел новый важный статус приоритетного вида спорта, изменится ли подход к его дальнейшему развитию?
- Думаю, что усиление роли НОК в подготовке национальных сборных скажется положительно на деятельности федерации. Радует тот факт, что НОК рассматривает велоспорт, как один из самых приоритетных видов спорта. Попадание велошоссе в группу «А» доказало, что федерация взяла верный курс развития велоспорта, поэтому нужно его придерживаться. В следующие два года планируется усилить подготовку спортсменов к Олимпийским играм в Токио. Для этого нужно, чтобы спортсмены национальной сборной провели ближайшие пару лет с максимальной пользой и подошли к Олимпиаде в лучшей форме.
На сегодняшний день мы имеем грамотно выстроенную, эффективную систему, вершиной которой является всемирно известная команда «Astana Pro Team». Гонщики «Астаны», которые одновременно являются и членами сборной, получают колоссальный опыт, участвуя в гонках мирового Тура. Это высочайший уровень подготовки. Вне сомнения, в «Астану» попадают лучшие из лучших. Однако «Астана» - это глобальный проект, в который входят и другие велокоманды: шоссейная континентальная «Astana City», женская «Astana Women’s Team», трековая «Track Team Astana».
Кроме того, на многих соревнованиях национальная сборная по шоссе представлена гонщиками континентальных команд «Astana City» и «Vino Astana Motors». «Vino Astana Motors» - это еще одна континентальная велокоманда, которая базируется в Петропавловске. У этих команд свой блок подготовки. За счет гонок в составе клуба они готовятся к важнейшим стартам. Система выстроена так, что талантливые юниоры по достижению 18 лет в большинстве своем попадают в эти команды, в них они получают взрослую школу, у них очень много сборов и международных стартов. Сейчас наши юниоры – лидеры мирового велоспорта. Это факт. В этом году казахстанские юниоры заняли второе место по сумме всех этапов Кубков наций. Наша задача максимально развивать их потенциал.
- То есть перед континентальными велокомандами, в первую очередь, стоит задача повысить уровень подготовки спортсменов национальной сборной?
- Совершенно верно. Всем понятно, что «Astana Pro Team» - это имиджевый проект, который прославляет нашу страну, нашу столицу, а вот континентальные команды состоят только из казахстанских гонщиков, у континентальных команд немного другие задачи. К слову, в этом году в Алматы образовалась еще одна континентальная команда – это «Apple Team». Надеемся, в будущем эта команда тоже взрастит немало хороших спортсменов.
Эта система на самом деле работает очень эффективно. К примеру, известный трекач Артем Захаров. В прошлом году он перешел из «Track Team Astana» в «Astana Pro Team» в рамках своей индивидуальной подготовки. Или Никита Панасенко, тоже из трековой команды – он провел этот год в составе «Astana City» и результат налицо: вот недавно одержал победы на двух этапах Кубка мира.
- Раз уж речь зашла о велоспорте на треке: он ведь при ранжировании попал в группу «B». Какова вероятность того, что трек со временем догонит старшего брата и будет играть такую же важную роль в развитии казахстанского спорта?
- Мы искренне гордимся результатами, которых удалось достичь в велоспорте на треке за довольно короткий период. Первая за долгие годы лицензия на участие в Олимпийских играх в 2016 году, победы казахстанских гонщиков на Кубках мира, мы заняли прочную позицию лидера на азиатском континенте. Из последних событий – это невероятный успех Никиты Панасенко на Кубках мира в Польше и Великобритании. Казахстанский трек сейчас находится на пороге действительно глобальных свершений. Опять же – благодаря правильно взятому курсу, которого нужно придерживаться. Велоспорт на треке имеет огромный потенциал. Помимо того, что в программе Олимпиады по велоспорту на треке более 10 видов гонок, этот вид спорта имеет тенденции к развитию во всем мире.
Сейчас постепенно заполняется пробел по спринтерским дисциплинам. В следующем году некоторые из спринтеров войдут в состав «Track Team Astana». Пока что в составе команды одни темповики. В этом сезоне впервые привлекли стажеров. Это молодые гонщики, которые зарекомендовали себя на внутренней и международной арене – Иоган Штейн и Азен Габиден. Они уже наступают на пятки молодым представителям команды, судя по их результатам.
Так что цели у трека не менее амбициозные, чем у шоссе – стать лидерами на мировой арене. Если говорить о планах на следующие Олимпийские игры – уже речь идет о получении как минимум трех лицензий на участие.
- Маунтинбайку повезло меньше – он попал в группу «С». Значит ли это, что маунтинбайку в Казахстане еще надолго суждено оставаться в тени?
- Конечно, нет. Перечень составлен на 2018-2019 годы, поэтому попадание в группу «С» дает нам лишний повод усилиться. Маунтинбайк – это особое направление в велоспорте, экстремальный вид спорта, и поэтому всегда вызывает особый интерес среди молодежи. Закрытие велосезона как раз завершилось серией соревнований по маунтинбайку в Шымкенте. Мы, честно говоря, были удивлены количеством участников – в этом году, несмотря на завершение сезона, накопившуюся за год усталость, в Шымкент прибыло рекордное количество участников, и конкуренция сред них была очень высокая. Определенно, маунтинбайк имеет хорошие перспективы в будущем. Федерация планирует приложить все усилия для создания собственного МТБ-клуба, в составе которого у гонщиков будет возможность готовиться в рамках международных гонок. А у юниоров будет понимание, что им в будущем есть куда стремиться.
- А как дела обстоят дела с BMX? Вид спорта довольно молодой, но все же входит в программу Олимпийских игр, и BMX-freestyle тоже в этом году признан Олимпийской дисциплиной. Есть ли вероятность того, что когда-нибудь мы увидим казахстанских BMX-гонщиков на Олимпиаде?
- Да, но только со временем. BMX на данный момент находится в самом начале своего развития, но интерес к нему среди нашей молодежи определенно есть. В Казахстане пока есть два трека, предназначенных для BMX – в Астане и Алматинской области. В Астане в этом году впервые прошел чемпионат по BMX, в нем приняло участие более 50 гонщиков. Чемпионат прошел очень зрелищно. Планируется, что это соревнование войдет в календарь федерации на постоянной основе, а в будущем будут построены новые треки.