Роль пост-таможенного контроля в таможенной системе Республики Казахстан
Перед таможенными службами, работающими в условиях современной глобальной экономики, стоит целый ряд задач. Одними из основных -остаются, пополнение доходной части бюджета и защита экономической безопасности страны, эти задачи должны быть выполнены эффективно и действенно, при одновременном содействии развитию торговли.
Одним из благоприятных условий для выполнения поставленных задач будет способствовать создание Таможенного союза между Казахстаном, Россией и Белоруссией. С образованием Таможенного союза между Казахстаном, Россией и Белоруссией ожидается приобретение следующих преимуществ для Республики Казахстан:
во-первых, создадутся условия для взаимных благоприятных инвестиций;
во-вторых, в переходный период (приблизительно 2-3 года) введены льготные условия по обложению таможенной пошлиной со сниженной ставкой на многие товарные группы в т.ч. на сырье, лекарственные средства, измерительную аппаратуру и т.д.;
в-третьих, объединение трех держав, несомненно, усилит конкуренцию на рынке, что повлечет за собой снижение цен и повышение качества реализуемой продукции.
Уже сегодня с принятием Таможенного Кодекса Таможенного союза проводится целенаправленная работа по приведению в соответствие национального законодательства РК. В настоящее время разработан проект Таможенного кодекса Республики Казахстан.
В условиях роста объема международной торговли есть необходимость пересмотра подходов в работе таможенных органов, в том числе по вопросам контроля товаров и транспортных средств после выпуска товаров, т.е. в целях создания благоприятных условий для развития торговли будут упрощены таможенные процедуры на границе с переносом основного акцента на этап пост-таможенного контроля.
В 2009 году проведена большая работа по пересмотру подходов пост-таможенного контроля и определены новые направления в работе.
В целях снятия административных барьеров, упорядочения и сокращения проверок, проводимых в отношении участников ВЭД, разработан и подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам частного предпринимательства, предусматривающие существенные изменения в части проведения проверок:
- исключение рейдовых проверок (сокращение видов проверок);
- обязательное извещение проверяемого субъекта о планируемом проведении проверки за 30 календарных дней;
- конкретизация оснований для проведения внеплановых проверок, что исключает возможность необоснованных проверок;
- введение периодичности проведения проверок для субъектов в зависимости от степени риска (высокая, средняя, незначительная), что предполагает ежегодное проведение проверок только субъектов повышенного риска, а в отношении субъектов среднего и незначительного риска - 1 раз в 3 и 5 лет;
- выставление субъекту проверки перечня исчерпывающих требований, подлежащих проверке (проверочные листы), до начала проверки, направленных на осведомление субъекта о поставленных задачах, что также исключает проверку других вопросов не отраженных в проверочных листах;
- план проверок формируется и утверждается на календарный год с обязательным размещением на интернет-ресурсах, что позволяет заблаговременно узнать участнику ВЭД о предполагаемой проверке и заблаговременно к ней подготовится.
В целях реализации норм вышеуказанного Закона проведена работа по разработке Критериев оценки степени риска участников внешнеэкономической деятельности.
Критерии разработаны для отнесения участников внешнеэкономической деятельности к степеням риска: высокой, средней и незначительной. При разработке критериев риска были учтены показатели по статистике нарушений в сфере таможенного дела, а также области риска по результатам анализа и изучения базы данных грузовых таможенных деклараций и базы данных участников ВЭД.
Приведу для примера некоторые из них:
· наличие расхождений по статистическим данным взаимной торговли между Республикой Казахстан и страной импорта (зеркальная статистика);
· наличие административных или уголовных правонарушений у УВЭД;
· импорт товаров, осуществленных путем перечисления денежных средств через оффшорные зоны;
· наличие задолженности по таможенным платежам и налогам перед бюджетом и т.д.
В рамках Закона в феврале 20010 года разработаны и утверждены совместные приказы:
- об утверждении Критериев оценки степени рисков участников внешнеэкономической деятельности;
- об утверждении формы проверочного листа по проверкам проводимым таможенными органами;
- об утверждении формы обязательной ведомственной статистической отчетности о проведенных проверках таможенными органами Республики Казахстан.
Необходимо отметить, что данные нововведения были согласованы и одобрены с бизнес - сообществами НЭП «Атамекен», «Форум предпринимателей Казахстана», Евразийская промышленная ассоциация, региональный проект ЮСАИД, ОЮЛ «Ассоциация по защите прав предпринимателей» и т.д., в том числе с их региональными объединениями.
Благодаря проделанной работе по изменению законодательной базы, применения методики системы оценки рисков были достигнуты определенные результаты.
Так, по итогам 2009 года подразделениями пост-таможенного контроля КТК МФ РК доначислено 95,8 млрд.тенге таможенных платежей и налогов, фактически взыскано 49,9 млрд.тенге. В сравнении с 2008 годом дополнительные поступления в бюджет увеличились на 35,7 млрд. тенге или в 3,5 раза.
Доля поступлений таможенных платежей и налогов по результатам пост - таможенного контроля в общих республиканских поступлениях таможенных платежей и налогов в 2009 году составила около 10%.
Подобная ситуация роста на 1,4 млрд. тенге или на 26% наблюдается за 1 квартал 2010 года, где доначисленая сумма таможенных платежей и налогов по Республике составила 24,3 млрд.тенге, при этом фактически взыскано 6,7 млрд.тенге.
Исходя из этого, в настоящее время упор в работе пост-таможенного контроля делается не на количественный показатель, а на качественный подход и улучшение результативности проводимых проверок.
В рамках работы по таможенному союзу по линии пост-таможенного контроля планируется провести следующие мероприятия:
- разработка технологической схемы взаимодействия таможенных органов стран-участниц Таможенного союза по взысканию задолженности по таможенным платежам, налогам и пени.
- разработка Технологической схемы взаимодействия по проведению проверок таможенными органами и обмена информацией по проверкам с таможенными службами стран-участниц Таможенного союза.
- в целях борьбы и профилактики с недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности, ведется работа по внесению изменений в таможенное законодательство, в том числе предусматривающую публикацию в средствах массовой информации, а также размещение на Интернет-ресурсе центрального таможенного органа перечень плательщиков, имеющих задолженность перед бюджетом по таможенным платежам, налогам и пени.
Также, в рамках исполнения указанных нововведений проводится работа по внедрению автоматизации процессов пост-таможенного контроля.
На сегодняшний день разработан программный продукт позволяющий производить оценку риска и отбор участников ВЭД для составления плана проверок в автоматизированном режиме, что исключает человеческий фактор при отборе компаний, подлежащих проверке и значительно сокращает время обработки информации.
Начальник УПТК КТК МФ РК
полковник ТС
Бейсенов М.Ж.