Закон Украины «О доступе к публичной информации»: информационный прорыв в Украину
Мишенков А.А., главный специалист отдела по вопросам
гуманитарного законодательства Управления социального, трудового и
гуманитарного Департамента конституционного,
административного и социального законодательства
Как известно, 9 ноября 1995 Украина присоединилась к Совету Европы. При вступлении Украина обязалась соблюдать обязанности, вытекающие из Устава Совета Европы, а именно принципов плюралистической демократии, верховенства права и защиты прав человека и основных свобод всех лиц, находящихся под ее юрисдикцией.
В частности, резолюцией Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 октября 2005 № 1466 «О выполнении обязанностей и обязательств Украины» были подведены итоги реализации ключевых реформ, которых Украина нуждалась и обязалась реализовать.
Парламентская Ассамблея сделала вывод, что хотя Украина и достигла значительного прогресса в законодательной сфере, она все еще не выполнила всех своих обязательств, которые взяла на себя при вступлении в Совет Европы, и что верховенство права во многих сферах еще не полностью достигнуто и, в частности, призвала органы государственной власти Украины улучшить правовое регулирование доступа к информации, а также строго соблюдать статьи 34 Конституции Украины относительно свободы информации во время засекречивания документов и рассекретить все официальные документы, которые были закрыты для общего доступа с нарушением законодательства.
Во исполнение указанной Резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы и с целью обеспечения реализации положений статьи 34 Конституции Украины относительно свободы информации, статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также для обеспечения эффективной реализации права каждого на свободу выражения мнения и доступ к информации, права на свободные сбор, хранение, использование и распространение информации устно, письменно или иным способом, Верховной Радой Украины 13 января 2011 года были приняты Законы Украины «О доступе к публичной информации» и «О внесении изменений в Закон Украины» Об информации» (новая редакция), вступившие в силу 10 мая 2011 года.
Следует отметить, что эти два закона тесно связаны между собой.
Так, новая редакция Закона Украины «Об информации» определяет, в частности, основные принципы, субъекты, объекты информационных отношений в Украине и то, что является информацией, и ее виды.
В свою очередь, Закон Украины «О доступе к публичной информации» (далее-Закон) определяет порядок осуществления и обеспечения права каждого на доступ к информации, находящейся во владении субъектов властных полномочий, других распорядителей публичной информации, определенных этим Законом, и информации, представляющей общественный интерес.
Прежде всего, следует обратить внимание на то, что все требования Закона распространяются только на органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, органы власти Автономной Республики Крым, других субъектов, осуществляющих властные управленческие функции в соответствии с законодательством и решения которых являются обязательными для выполнения, а на юридических лиц, финансируемых из государственного, местных бюджетов, бюджета Автономной Республики Крым, лиц, выполняющих делегированные полномочия субъектов властных полномочий по закону или договору, включая предоставление образовательных, оздоровительных, социальных или других государственных услуг, субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на рынке или наделенных специальными или исключительными правами, или которые являются естественными монополиями и субъектов хозяйствования, которые владеют информацией о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, об авариях, катастрофах, опасных природных явлениях и других чрезвычайных событиях, которые произошли или могут произойти и угрожают здоровью и безопасности граждан и другой информацией, представляющей общественный интерес (общественно необходимой информацией), требования этого Закона распространяются только в части обнародования и предоставления соответствующей информации по запросами.
Закон обязал всех распорядителей информации, предусмотренных статьей 13 Закона, предоставлять и обнародовать публичную информацию - отраженную и задокументированную любыми средствами и на любых носителях информации, которая была получена или создана в процессе выполнения субъектами властных полномочий своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, или которая находится во владении субъектов властных полномочий, других распорядителей публичной информации.
При этом Законом установлено, что указанная информация является открытой, кроме случаев, установленных законом, а доступ к ней обеспечивается путем систематического и оперативного ее обнародования в официальных печатных изданиях, на официальных сайтах в сети Интернет, на информационных стендах и любым другим способом, а также путем предоставления ее по запросам на информацию.
Что касается публичной информации с ограниченным доступом, то ею по закону является конфиденциальная, тайная и служебная информация.
Конфиденциальной информацией является информация, доступ к которой ограничен физическим или юридическим лицом, кроме субъектов властных полномочий, и которая может распространяться в определенном ими порядке по их желанию в соответствии с предусмотренными ими условиями. При этом, не может быть отнесена к конфиденциальной информация, полученная или созданная распорядителями информации.
Секретной информацией является информация, доступ к которой ограничивается исключительно в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия и лишь при условии, что разглашение этой информации может нанести существенный ущерб этим интересам или ущерб от обнародования такой информации преобладает над общественным интересом в ее получении.
Тайной признается информация, содержащая государственную, профессиональную, банковскую тайну, тайну следствия и другую предусмотренную законом тайну.
Служебной информацией является информация, содержащаяся в документах субъектов властных полномочий, которые составляют внутриведомственную служебную корреспонденцию, докладные записки, рекомендации, если они связаны с разработкой направления деятельности учреждения или осуществлением контрольных, надзорных функций органами государственной власти, процессом принятия решений и предшествуют публичному обсуждению и / или принятию решений, а также информация, собранная в процессе оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности, в сфере обороны страны, которая не отнесена к государственной тайне.
Кроме этого, Законом предусматривается, что не может быть ограничен доступ к информации о распоряжении бюджетными средствами, владении, пользовании или распоряжении государственным, коммунальным имуществом, в том числе к копиям соответствующих документов, условия получения этих средств или имущества, фамилии, имена, отчества физических лиц и наименования юридических лиц, получивших эти средства или имущество, если обнародование или предоставление такой информации не может нанести ущерб интересам национальной безопасности, обороны, расследованию или предотвращения преступления.
Также, очень интересным является положение Закона о том, что декларации о доходах лиц и членов их семей, претендующих на занятие или занимающих выборную должность в органах власти, или занимающих должность государственного служащего, служащего органа местного самоуправления первой или второй категории является открытой информацией, а также относительно того, что ограничению доступа подлежит информация, а не документ и в случае, если документ содержит информацию с ограниченным доступом, для ознакомления предоставляется информация, доступ к которой ограничен.
Таким образом, результатом внедрения четких оснований ограничения доступа к публичной информации должен стать пересмотр субъектами властных полномочий списков документов, доступ к которым был ограничен до вступления в силу Закона, а это уже огромное достижение в развитии эффективной и прозрачной государства.
Особого внимания заслуживают положения Закона, определяющие порядок реализации права на доступ к информации с информационным запросом - просьбой лица к распорядителю информации предоставить публичную информацию, находящуюся в его владении.
Закон предусматривает, что запрашивающий имеет право обратиться к распорядителю информации с запросом на информацию независимо от того, касается эта информация его лично или нет, без объяснения причины подачи запроса.
При этом, запрос на информацию может быть индивидуальным или коллективным и может подаваться в устной, письменной или иной форме (по почте, факсу, телефону, электронной почте) по выбору запрашивающего. Письменный запрос подается в произвольной форме.
Одновременно Законом устанавливаются определенные требования к запросам, а именно предполагается, что запрос на информацию должно содержать:
- Имя (наименование) запрашивающего, почтовый адрес или адрес электронной почты, а также номер средства связи, если таковой имеется;
- Общее описание информации или вид, название, реквизиты или содержание документа, по которому запрашивается, если спрашивающему это известно;
- Подпись и дату при условии представления запроса в письменной форме.
С целью упрощения процедуры оформления письменных запросов на информацию лицо может подавать запрос путем заполнения соответствующих форм запросов на информацию, которые можно получить в распорядителя информации и на официальном веб-сайте соответствующего распорядителя. Указанные формы должны иметь краткую инструкцию по процедуре подачи запроса на информацию, ее получение т.д.
В случае если по уважительным причинам (инвалидность, ограниченные физические возможности и т.д.) лицо не может подать письменный запрос, он должен оформить ответственное лицо по вопросам запросов на информацию, обязательно указав в запросе свое имя, контактный телефон, и предоставить копию запроса лицу, которое его подала.
Закон обязал субъектов властных полномочий определять специальные места для работы вопрошателей с документами или их копиями, а также предоставлять право запрашивающего делать выписки из них, фотографировать, копировать, сканировать их, записывать на любые носители информации, а также иметь специальные структурные подразделения или назначать ответственных лиц для обеспечения доступа вопрошателя к информации.
Следует учитывать, что распорядитель информации должен предоставить ответ на запрос на информацию не позднее пяти рабочих дней со дня получения запроса.
В случае, если запрос на информацию касается информации, необходимой для защиты жизни или свободы лица, в отношении состояния окружающей среды, качества пищевых продуктов и предметов быта, аварий, катастроф, опасных природных явлений и других чрезвычайных событий, которые произошли или могут произойти и угрожают безопасности граждан, ответ должен быть предоставлен не позднее 48 часов со дня получения запроса, но ходатайство о срочной обработке запроса должно быть обоснованным.
Вместе с этим, в случае если запрос касается предоставления большого объема информации или требует поиска информации среди большого количества данных, распорядитель информации может продлить срок рассмотрения запроса до 20 рабочих дней с обоснованием такого продления. О продлении срока распорядитель информации сообщает спрашивающего в письменной форме не позднее пяти рабочих дней со дня получения запроса.
Важной гарантией реализации права на доступ к публичной информации по информационным запросом является безвозмездный характер предоставления такой информации.
Однако, в случае если удовлетворение запроса на информацию предусматривает изготовление копий документов объемом более 10 страниц, Закон предусматривает обязанность вопрошателях возместить фактические расходы на копирование и печать.
Размер фактических расходов определяется соответствующим распорядителем на копирование и печать в пределах граничных норм, установленных Кабинетом Министров Украины. В случае если распорядитель информации не установил размер платы за копирование или печать, информация предоставляется бесплатно.
Одновременно, Законом определено, что при предоставлении лицу информации о себе и информации, которая представляет общественный интерес, плата за копирование и печать не взимается
Кроме этого, следует обратить внимание на то, что распорядитель информации имеет право отказать в удовлетворении запроса только в случаях, когда он не владеет информацией и не обязан в соответствии с его компетенцией, предусмотренной законодательством, владеть информацией, относительно которой запрашивается, или когда информация, относится к категории информации с ограниченным доступом, или лицо, подавшее запрос на информацию, не оплатила фактические расходы, связанные с копированием и печатью, а также в случае несоблюдения требований к запросу на информацию.
В отказе в удовлетворении запроса на информацию должны быть указаны фамилия, имя, отчество и должность лица, ответственного за рассмотрение информационного запроса, дату отказа, мотивированный основание отказа, порядок обжалования отказа и подпись.
Отказ в удовлетворении запроса на информацию предоставляется в письменной форме.
Одновременно Законом предусматривается, что ответ распорядителя информации о том, что информация может быть получена запрашивающим из общедоступных источников, или ответ не по существу запроса считается неправомерным отказом в предоставлении информации.
Распорядитель информации, который не владеет запрашиваемой информацией, но которому по статусу или характеру деятельности известно или должно быть известно, кто ею владеет, обязан направить этот запрос надлежащему распорядителю с одновременным уведомлением об этом запрашивающего. В таком случае отсчет срока рассмотрения запроса на информацию начинается со дня получения запроса должным распорядителем.
Ответственность за нарушение законодательства о доступе к публичной информации несут лица, виновные в совершении таких нарушений:
- Непредоставление ответа на запрос;
- Непредоставление информации по запросу;
- Безосновательный отказ в удовлетворении запроса на информацию;
- Неопубликование информации в соответствии со статьей 15 настоящего Закона;
- Предоставление или обнародование недостоверной, неточной или неполной информации;
- Несвоевременное предоставление информации;
- Необоснованное отнесение информации к информации с ограниченным доступом;
- Неосуществления регистрации документов;
- Намеренное сокрытие или уничтожение информации или документов.
Лица, считающие, что их права и законные интересы нарушены распорядителями информации, имеют право на обжалование решений, действий или бездеятельности распорядителей информации в суд, которое осуществляется в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Украины, а также на возмещение материального и морального вреда в порядке, определенном законом.
Фактически, граждане Украины благодаря принятому Верховной Радой Украины Закона «О доступе к публичной информации» получили право по-европейски легко и быстро получать, в частности, информацию о том, как работают органы исполнительной власти и местного самоуправления.
Источник: www.minjust.gov.ua