Проблемы и перспективы членства Республики Казахстан в Шанхайской Организации Сотрудничества
1. Введение
Являясь крупным многонациональным и многоконфессиональным государством, расположенным в самом центре Евразии на стыке совершенно различных цивилизаций, Республика Казахстан (РК) жизненно заинтересована в создании в своем окружении зоны добрососедства, безопасности и стабильности, основанной на общепризнанных принципах международного права, и в особенности таких, как суверенное равенство государств и их территориальная целостность, неприменение силы или угрозы силой с международных отношениях, невмешательство во внутренние дела государств, а также мирное разрешение международных споров и конфликтов.
Весьма логичным следствием подобной заинтересованности является внешнеполитический курс Казахстана, направленный на строительство систем международной безопасности и сотрудничества как на глобальном (в рамках Организации Объединенных Наций (ООН), так и на региональном уровнях (прежде всего в рамках Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ), Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС). В этом отношении стоит отметить, что наше государство является инициатором создания СВМДА, а также одним из активных участников ОДКБ, ОБСЕ и ШОС.
Каждая из вышеназванных организаций обладает своей спецификой, и участие Казахстана в каждой из них достойно глубокого изучения ученой общественностью (юристами, международниками, политологами, экономистами и др.) и требует освещения в отдельных научных исследованиях. В этой связи целью данной статьи является изложение политико-правовых аспектов участия Республики Казахстан в ШОС - организации, которая имеет особое значение во внешнеполитической деятельности нашего государства ввиду состава ее государств-членов (включающего таких ключевых участников международных отношений, как Россия и Китай), колоссальной по своей протяженности казахстанско-российской (наиболее протяженной в мире длиной 6846 км) и казахстанско-китайской (1533 км) границ, а также поставленных перед этой организацией целей и задач. Также в данной статье была сделана попытка выявить проблемы, имеющиеся в деятельности ШОС, и осветить ее дальнейшие перспективы членства Казахстана в данной организации.
2. Предыстория
Важность данного курса для молодого постсоветского государства определяется также тем, что еще в августе 1969 г. на его территории (в районе озера Жаланашколь), вдоль тогда еще советско-китайской границы произошло вооруженное столкновение, которое угрожало вылиться в полномасштабную войну между СССР и Китайской Народной Республикой (КНР). Все же как советскому, так и китайскому руководству хватило мудрости прекратить кровопролитие и приступить к переговорному процессу по вопросам прохождения границы и разрешения территориальных споров (при этом в состав советской правительственной делегации вошли представители всех сопредельных с Китаем союзных республик).
Данный переговорный процесс, который долгое время не отличался особой оживленностью, заметно активизировался с процессом перемен в Советском Союзе во второй половине 80-х гг. При этом переговоры характеризовались готовностью сторон идти на взаимные компромиссы не только относительно прохождения границы, но и по взаимному разоружению во имя получения гарантий безопасности в отношениях с друг другом и достижения таким образом внешнеполитической стабильности. В результате 24 апреля 1990 г. было подписано Соглашение между СССР и КНР о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе советско-китайской границы.
Взаимное сближение сторон было продолжено и после распада СССР, теперь уже в рамках пяти государств (т.н. формулы «4+1» - четырех постсоветских государств: Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана плюс Китай). В этой связи в июле 1992 г. Республика Казахстан (так же как и другие постсоветские государства) сформировал свою национальную делегацию, в задачи которой входило (исходя из советско-китайского соглашения 1990 г.) не только решение пограничных вопросов, но и взаимное сокращение вооруженных сил, и укрепление доверия в военной области в районе казахстанско-китайской границы.
Гарантированная прочной международно-правовой базой стабильность и предсказуемость межгосударственных отношений рассматривалась как в постсоветских государствах, так и в Китае в качестве неотъемлемого предусловия для проведения набравших в то время полный оборот внутренних реформ. При этом если во всех постсоветских странах эти реформы характеризовались авральным демонтажом коммунистической идеологии и социалистической экономики и привели к состоянию глубочайшего кризиса в 90-х гг., то Китай выбрал путь постепенной модернизации и начал стремительно развиваться и все более укреплять свое политическое и экономическое могущество.
В таких условиях вполне логичным шагом оказалось принятое 8 сентября 1992 г. в Минске соглашение между Казахстаном, Кыргызстаном, РФ и Таджикистаном о ведении переговоров с КНР по взаимному сокращению вооруженных сил и укреплению доверия в военной области в районе границы государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) с Китаем. В соответствии с данным соглашением создавалась совместная делегация четверых постсоветских государств для ведения переговоров с КНР, которая могла разрабатывать единую позицию на переговорах с КНР по пограничным вопросам и (после утверждения сторон), отстаивать ее в ходе переговоров. Данный шаг, несомненно, способствовал тому, что Китай в принципе признал ранее существовавшие договоренности с СССР по территориальным вопросам (которые, в свою очередь, базировались на договорах, заключенных между Российской империей и Китаем) и начал процесс закрепления этих договоренностей с каждой из постсоветских стран в соответствующих двусторонних соглашениях. Так, 26 апреля 1994 г. Казахстан и Китай заключили Соглашение о казахстанско-китайской государственной границе, за которым последовал целый ряд дополнительных соглашений /1/. Данное соглашение стало основой для начала демаркационных работ, которые, начавшись в июле 1996 г., завершились подписанием соответствующего Протокола от 10 мая 2002 г. (общая протяженность демаркированной казахстанско-китайской границы составила 1782,75 км).
Нахождение компромисса по принципам разрешения территориальных вопросов дало возможность начать эффективно решать вопросы, связанные укреплением взаимодоверия вдоль всего периметра границ постсоветских стран с Китаем. Прорывным шагом в этом направлении стало подписание 26 апреля 1996 г. в Шанхае Соглашения между четверкой постсоветских государств и Китаем об укреплении доверия в военной области в районе границы (в частности, было закреплено, что вооруженные силы сторон, дислоцированные в районе границы, не будут вести какую-либо военную деятельность, угрожающую другой стороне и нарушающую спокойствие и стабильность в районе границы. Также стороны договорились информировать друг друга о действиях войск в пределах 100 км от границы). Именно с этого момента в политико-правовой лексикон вошло понятие «Шанхайская пятерка». Год спустя 24 апреля 1997 г. на этот раз в Москве пятеркой был подписан еще один важнейший документ: Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (в соответствии с данным соглашением вводились предельные количественные уровни для вооруженных сил в 100 км демилитаризованной зоне. Таким образом, практически все военные силы, кроме погранвойск, были отодвинуты на 100 км от линии границы). Также главы пяти государств договорились проводить свои встречи на ежегодной основе, и в 1998-2000 гг. поочередно встречались в Алма-Ате, Бишкеке и Душанбе, где также в дружественной атмосфере на основе равенства, взаимного доверия и стремления к совместному развитию (что стало именоваться «шанхайским духом») плодотворно дискутировались важнейшие вопросы как региональной, так глобальной безопасности. Более того, стороны значительно расширили круг обсуждаемых вопросов, который теперь стал включать сферы экономического сотрудничества, охраны окружающей среды, рационального использования водных ресурсов, культуры и т.д.
Продуктивность и взаимный интерес в подобных встречах привели к осознанию необходимости оформления системы саммитов в новое региональное объединение и к принятию 15 июня 2001 г. в Шанхае по инициативе Президента Казахстана Н.А. Назарбаева Декларации о создании Шанхайской Организации Сотрудничества. Кроме того, в тот же день в ряды альянса был принят также Узбекистан. Консолидации альянса и превращению его в один из важнейших факторов стабильности в регионе и в мире, несомненно, способствовали трагические сентябрьские события 2001 г. в Соединенных Штатах Америки, и уже на следующем саммите 7 июня 2002 г. в Санкт-Петербурге главы шести государств альянса приняли Хартию ШОС - основополагающий уставный документ, который вступил в силу 19 сентября 2003 г. и закрепил цели, принципы, структуру и основные направления деятельности новой организации.
3. Значимость Шанхайской Организации Сотрудничества для Республики Казахстан
Создание ШОС и деятельность данной организации имеют, без всякого преувеличения, огромную значимость для Республики Казахстан, что обуславливается следующими важнейшими факторами. Во-первых, правовой природой ШОС, которая в своей деятельности твердо привержена общепризнанным принципам международного права. Во-вторых, характером целей, которые преследует ШОС, а именно: 1) поддержание как глобальной, так и региональной безопасности посредством совместных действий на основе равноправного партнерства и 2) налаживание тесного экономического, социального и культурного сотрудничества между своими государствами-членами в целях содействия всестороннему и сбалансированному экономическому росту и неуклонному повышения условий жизни народов государств-членов (несмотря на то, что Хартия ШОС определяет целью организации также содействие обеспечению прав и основных свобод человека, данная цель может достигаться только в соответствии с национальным законодательством государств-членов. К тому же за время существования организации не было принято каких-либо документов относительно прав и свобод человека. Также небезынтересно отметить, что, в отличие от, например, ОБСЕ, наблюдатели от ШОС оценивают выборы в Казахстане как полностью соответствующие демократическим стандартам).
В свою очередь, Республика Казахстан в осуществлении своей внешнеполитической деятельности твердо привержена политике сотрудничества и добрососедских отношений со всеми государствами и исходит из безусловного уважения принципов и норм международного права (ст. 8 Конституции РК). Кроме того, Конституция РК закрепляет (в качестве первых двух) следующие основополагающие принципы деятельности Республики Казахстан: 1) общественное согласие и политическая стабильность; 2) экономическое развитие на благо всего народа (п. 2 ст. 1 Конституции РК). Порядок перечисления данных принципов не является их официально закрепленной иерархией, но все же есть все основания утверждать, что данная последовательность отражает специфику эволюции современного Казахстана и видение его Первого Президента Н.А. Назарбаева относительно развития казахстанской государственности («сначала - экономика, потом - политика», «демократия - не начало пути, а его конец») /2/.
Поэтому есть все основания утверждать, что деятельность ШОС полностью соответствует жизненным интересам Казахстана, так как является очевидным, что достижение стабильности внутри страны и обеспечение экономического роста обуславливает обеспечение как глобальной, так и региональной безопасности, а также развитие торгово-экономических отношений с соседними государствами. Как следствие, казахстанское государство является одним из активных участников ШОС (а во многих сферах сотрудничества даже ее движущей силой) и всячески содействует полному достижению ее целей.
3.1. Правовая природа ШОС
По своей правовой природе ШОС является международной межправительственной организацией, государства-члены которой обязались, в частности, придерживаться в достижении общих целей следующих основополагающих принципов: а) взаимного уважения суверенитета; б) территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ; в) невмешательства во внутренние дела; г) неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях; д) мирного разрешения разногласий между государствами-членами; е) добросовестного выполнения международно-правовых обязательств, вытекающих из документов, принятых в рамках ШОС.
В особенности необходимо отметить, что уставный документ ШОС подчеркивает принцип суверенного равенства государств, указывая, в частности, что деятельность организации будет базироваться на поиске совместных точек зрения на основе взаимопонимания и уважения мнений каждого из государств-членов (ст. 2 Хартии ШОС). Принцип суверенного равенства государств в полной мере отражается в институциональной структуре организации и в процессе принятия решений в ней (которые разительно напоминают СНГ). Так, высшим органом ШОС, определяющим основные направления деятельности организации и решающим принципиальные вопросы ее функционирования, является Совет глав государств, который принимает все свои решения на основе консенсуса (единственным исключением являются решения о приостановке членства или об исключении из организации, которые принимаются по принципу «консенсус минус голос обсуждаемого государства-члена». Также следует отметить, что в Хартии ШОС закрепляется, что «в случаях незаинтересованности одного или нескольких государств-членов в осуществлении отдельных проектов сотрудничества, представляющих интерес для других государств-членов, неучастие в них указанных государств-членов не препятствует осуществлению заинтересованными государствами-членами таких проектов сотрудничества и, вместе с тем, не препятствует указанным государствам-членам в дальнейшем присоединиться к осуществлению таких проектов» (ст. 16 Хартии ШОС). Консенсуальный характер принятия решений лежит в основе и других органов ШОС: Совета глав правительств; Совета министров иностранных дел; Совещаний руководителей министерств и/ или ведомств; Совета национальных координаторов; и Региональной антитеррористической структуры. Суверенное равенство государств проявляется также и в том, что исполнительный секретарь организации (который возглавляет Секретариат - административный орган, расположенный в Пекине) назначается Советом глав государств из числа граждан государств-членов на ротационной основе сроком на три года).
Также следует выделить то, что ШОС заинтересована в тесном сотрудничестве с другими субъектами международного права. В настоящее время Шанхайский альянс установил и активно развивает плодотворные партнерские отношения с такими международными организациями, как ООН, СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, АСЕАН, ЭСКАТО и ОЭС. Кроме того, ШОС пополнилась целым рядом стран-наблюдателей и стран, имеющих статус партнеров по диалогу. Странами-наблюдателями в настоящее время являются Монголия (с 2004 г.), Пакистан, Индия, Иран (все с 2005 г.) и Афганистан (с 2012 г.), а странами, имеющими статус партнеров по диалогу, - Беларусь, Шри-Ланка (с 2009 г.) и Турция (с 2012 г.). Также следует отметить, что совсем недавно, в августе 2012 г., свое желание получить статус наблюдателя при ШОС изъявила Украина.
Таким образом, можно констатировать, что формат ШОС дает Республике Казахстан возможность на равноправных началах обсуждать со своими непосредственными соседями (среди которых великие державы Китай и Россия) вопросы относительно поддержания глобальной и региональной безопасности, а также развития экономического, социального и культурного сотрудничества и принимать по ним решения, отвечающие интересам всех сторон.
3.2. Поддержание глобальной и региональной безопасности
Важнейшей задачей ШОС является поддержание международного мира и безопасности как на глобальном, так и региональном уровнях. Относительно обеспечения глобальной безопасности ШОС ставит перед собой следующие цели: а) содействие построению «нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка»; б) поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями; и в) предотвращение международных конфликтов и их мирное урегулирование. ШОС также призвана обеспечить достижение следующих целей, касающихся региональной безопасности: а) укрепление взаимного доверия и добрососедства между государствами-членами, а также поддержание и укрепление мира, безопасности и стабильности в регионе; б) совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму; в) борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией.
В отношении глобальных целей ШОС прежде всего следует отметить, что такие государства-члены организации, как Китай и Россия, являются великими державами, которые стремятся к воплощению идеи т.н. многополярного мира, в условиях которого они могли бы оставаться одними из ведущих авторов международных отношений на паритетных началах с другими геополитическими центрами, и прежде всего США и Евросоюз. Как следствие - недопущение гегемонии какой-либо державы и укрепление баланса в международных отношениях являются краеугольными камнями в глобальной деятельности ШОС, связанной с развитием отношений с другими субъектами международного права и решением международных споров. Так, например, в июне 2012 г., в ходе своего очередного заседания главы государств ШОС выразили свою обеспокоенность относительно попыток решить иранскую проблему силовым путем, а также мер по одностороннему развертыванию систем противоракетной обороны, которые, по мнению участников организации, могут нанести ущерб стратегической стабильности и международной безопасности. В то же время необходимо подчеркнуть, что данная организация открыто декларировала свою «ненаправленность против других государств и международных организаций» (ст. 2 Хартии ШОС). Иными словами, ШОС (в полном соответствии с внешнеполитическим курсом Казахстана) не имеет намерений вступать в открытую конфронтацию ни с США, ни с Евросоюзом, ни с другими государствами и международными организациями, а стремится добиваться своих целей исключительно мирным путем на основе принципов международного права.
Что касается поддержания региональной безопасности, то следует отметить, что данная цель является (как было уже указано выше) исходной точкой и квинтэссенцией ШОС. Претворяя в жизнь данную цель, ШОС вносит неоценимый вклад и в поддержании мира на всей планете земля, в особенности с учетом того, что общая площадь государств - членов ШОС равняется около 30,2 млн. кв. км (что составляет более 20% площади суши земли), а население - 1 млрд. 556 млн. чел. (что составляет 22% всего населения земного шара).
Относительно военных аспектов взаимодействия прежде всего следует отметить, что государства - члены ШОС договорились строить свои отношения на основе отказа от одностороннего военного превосходства в сопредельных районах. Кроме того, необходимо отметить, что хотя, в отличие от ОДКБ, деятельность ШОС не включает в себя создание системы коллективной безопасности, государства-члены ШОС все же решили осуществлять свою политику на основе недопущения любых противоправных действий, направленных против интересов организации (ст. 2 Хартии ШОС).
В полном соответствии с реалиями современного мира военное сотрудничество в рамках ШОС тесно связано с противодействием насильственным деяниям, направленным на устрашение общества, противоправный захват власти и/ или нарушение территориальной целостности государств. В этом отношении следует отметить, что уже 15 июня 2001 г. (наряду с Декларацией о создании ШОС) была принята Шанхайская конвенция по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (т.н. «три зла» современности, которые принадлежат к категории наиболее острых проблем в жизнедеятельности всех государств - членов ШОС). В соответствии с данной конвенцией была создана Региональная антитеррористическая структура (РАТС), которая в настоящее время является одним из уставных органов ШОС. Кроме того, начиная с 2005 г. Государства - члены ШОС начали проводить ежегодные совместные антитеррористические учения под названием «Мирная миссия», которым 28 августа 2008 г., с принятием соответствующего Соглашения о порядке организации и проведения этих учений, была дана соответствующая правовая база.
Проблемы терроризма, сепаратизма и экстремизма в значительной степени обусловлены ситуацией в Афганистане - стране, которая непосредственно граничит с государствами - членами организации и в значительной степени влияет на безопасность всего региона. В этой связи ШОС (как и Республика Казахстан) последовательно выступают за скорейшее решение афганской проблемы и становление Афганистана в качестве стабильного и мирного государства. Поэтому государства - члены ШОС, исходя из современной ситуации, оказывают на данном этапе силам международной коалиции в Афганистане военно-техническое содействие (прежде всего в форме транспортно-логистической поддержки). В то же время государства - члены ШОС выразили уверенность, что решать афганскую проблему необходимо на переговорах под эгидой ООН.
Также следует подчеркнуть, что «три зла» современности во многом связаны с другой серьезной угрозой региональной и глобальной безопасности - незаконным оборотом наркотиков. В этой связи следует отметить, что 17 июня 2004 г. в рамках ШОС было принято Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. В целях имплементации данного соглашения на юбилейном саммите ШОС 14-15 июня 2011 г. в Астане была утверждена Антинаркотическая стратегия государств - членов ШОС на 2011-2016 гг. и Программа действий по ее выполнению, которые должны способствовать повышению эффективности совместных усилий по противодействию (тесно связанной с терроризмом) наркотической угрозе на пространстве ШОС. Помимо принятия данных документов Казахстан внес существенный вклад в подписание Протокола о взаимопонимании между РАТС и Центральноазиатским информационным координационным центром по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ЦАРИКЦ), Соглашение о создании ЦАРИКЦ было подписано Азербайджаном, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном и вступило в силу 22 марта 2009 г., а также инициировал принятие Меморандума о взаимопонимании ШОС с Управлением ООН по борьбе наркотиками и преступностью (UNODC). Более того, в целях перекрытия каналов проникновения лиц, причастных к терроризму, незаконному обороту наркотиков и оружия и к другим видам транснациональных преступлений, Казахстан предложил подписать в рамках ШОС Соглашение о сотрудничестве в борьбе с нелегальной миграцией.
Помимо целей, закрепленных в уставном документе организации, другим важным аспектом деятельности ШОС в деле обеспечения региональной безопасности, как показала практика, является оказание помощи в достижении внутриполитической стабильности в государствах-членах. Так, в ходе Ошских событий 2010 г. в Кыргызстане, ШОС (под казахстанским председательством) оказал данной стране существенную финансовую и гуманитарную помощь в целях преодоления разрушительных последствий дестабилизации и нормализации ситуации в стране.
Наконец, необходимо отметить, что Казахстан является также активным сторонником обеспечения в рамках ШОС международной информационной безопасности и принятия соответствующего международно-правового договора. Государства - члены ШОС пока не приняли подобного соглашения, но все же 7 июня 2012 г. после саммита в Пекине государства - члены ШОС приняли итоговую декларацию, в которой закреплялось их решимость противодействовать использованию информационно-коммуникационных технологий (и прежде всего глобальной сети Интернет) в целях пропаганды идей терроризма, экстремизма и сепаратизма и построить «безопасное информационное пространство», основанное на принципах уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств.
3.3. Развитие экономического, социального и культурного сотрудничества
Является очевидным, что всемерное укрепление региональной безопасности и стабильности возможно только при условии установления динамичного многостороннего взаимодействия по таким ключевым направлениям, как расширение экономического сотрудничества, углубление связей в области культуры, образования, науки и здравоохранения. Понимание данной истины нашло свое отражение в следующих целях ШОС: а) координация подходов государств-членов при интеграции в мировую экономику; б) развитие сотрудничества в экономической (в частности, энергетической, транспортной и кредитно-финансовой), социальной, культурной и других областях, представляющих общий интерес; в) содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов государств-членов.
Относительно цели обеспечения координации государств-членов при их интеграции в мировую экономику следует отметить, что на момент принятия Шанхайской декларации от 15 июня 2001 г. среди государств, подписавших данный документ, только Кыргызстан являлся членом Всемирной торговой организации (ВТО). Однако уже 11 декабря 2001 г. членом ВТО стал также Китай, который впоследствии способствовал вступлению в ВТО и других государств - членов ШОС прежде в целях облегчения доступа своих товаров на их рынки. Совсем недавно, 22 августа 2012 г., к данной организации присоединилась и Россия, а вскоре ожидается и вступление Казахстана. Ведут переговоры о вступлении в ВТО также Таджикистан и Узбекистан, которые (как в настоящее время и Казахстан) являются наблюдателями при ВТО. Вполне возможно, что по мере вступления всех своих государств-членов в ВТО, ШОС сменит цель интеграции в мировую экономику на цель тесного взаимодействия в рамках глобальной торговой системы.
Огромное значение имеет также развитие регионального экономического сотрудничества в рамках ШОС, которое объединяет в своем составе страны, обладающие, в частности, значительным транзитным потенциалом, являющиеся крупнейшими экспортерами энергоресурсов и их крупнейшими потребителями. В этой связи следует отметить, что еще 23 сентября 2003 г. была принята Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов организации. Данной программой ставилась задача сформировать в ШОС стабильные, предсказуемые, транспарентные правила и процедуры, касающиеся торговли и инвестиций, разработать совместные проекты и программы, а также создать систему поддержки приоритетных направлений в целях развития торгово-экономического сотрудничества. В целях осуществления данной программы 26 октября 2005 г. было создано Межбанковское объединение ШОС, а 14 июня 2006 г. Деловой совет ШОС с целью налаживания диалога между финансовыми и предпринимательскими кругами государств - членов ШОС для создания благоприятной инвестиционной среды и реализации крупных совместных экономических проектов.
Следующий значительный шаг был сделан 16 августа 2007 г., когда был заключен Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств - членов ШОС, призванный способствовать налаживанию стратегического партнерства между государствами - членами ШОС как по вопросам укрепления безопасности и стабильности, так и в области экономического, социального и культурного сотрудничества. В целях реализации данного договора и дальнейшего развития экономического взаимодействия 30 октября 2008 г. в Астане была утверждена обновленная Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств - членов ШОС.
Также следует отметить, что ввиду разразившейся осенью 2008 г. мировой рецессии стороны решили принять меры для минимизации последствий экономического спада и поощрения более тесного регионального торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. Именно в этот период отчетливо проявился факт, что движущей силой организации в сфере развития экономического сотрудничества, несомненно, является Китай. Так, 16 июня 2009 г. Китай принял решение о выделении странам ШОС кредита на 10 млрд. долл. на преодоление последствий кризиса, а 14 октября 2009 г. в Пекине была принята Совместная инициатива по активизации многостороннего экономического сотрудничества по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса. В этой связи заслуживает внимания тот факт, что с 2001 по 2011 гг. размер товарооборота только между КНР и другими участниками ШОС увеличился почти в 10 раз - с 12,1 млрд. до 113, 4 млрд. долларов /3/. При этом Китай заинтересован и в дальнейшем расширении торгово-экономических связей, и 7 июня 2012 г. эта страна заявила о своей готовности выделить 10 млрд. долл. для кредитования проектов экономического сотрудничества в рамках ШОС.
Китай уже превратился в ведущего торгового партнера нашего государства (в 2011 г. на КНР приходилось 21,7% экспорта и 30,2% импорта Казахстана, что соответствовало в денежном отношении 19,3 и 12,7 млрд. долл., соответственно). При этом нет никаких сомнений, что данные внешнеторговые показатели (также как и аналогичные индикаторы взаимной торговли всех других стран ШОС) будут неуклонно расти вверх ввиду огромного потенциала экономического сотрудничества в рамках ШОС. В настоящее время на стадии обсуждения находятся создание Энергетического клуба ШОС (в целях содействия выработки единой стратегии в области топливно-энергетического комплекса), подписание Соглашения о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок (в целях содействия создания единой транспортной инфраструктуры и улучшения использования огромного потенциала региона в области транзитных перевозок), а также создание Специального счета (Фонда развития) ШОС (средства которого пойдут на финансирование совместных проектов).
Большое внимание уделяется также сотрудничеству в социальной и культурной сферах (прежде всего в области образования и науки, развития культурных и молодежных обменов) как одному из ключевых факторов неуклонного укрепления дружбы, добрососедства и взаимопонимания между народами стран ШОС. В этой связи особенно следует отметить принятое 15 июня 2006 г. Соглашение о сотрудничестве в области образования, в соответствии с которым был образован Университет Шанхайской Организации Сотрудничества. В целях реализации данного соглашения 24 октября 2008 г. в Астане министрами образования государств - членов ШОС была подписана концепция, согласно которой университет предполагалось построить в качестве сети уже существующих университетов в странах ШОС, а также странах-наблюдателях организации. При этом подготовку кадров в рамках Университета ШОС следовало осуществлять по приоритетным областям культурного, научно-образовательного и экономического сотрудничества ШОС: история, компьютерные технологии, лингвистика, машиностроение, материаловедение, металлургия, строительство, транспорт, экология, энергетика). Сетевой университет ШОС начал свою деятельность в 2010 г., и в его состав в настоящее время входят более 60 вузов стран ШОС.
Следует также отметить, что 4 мая 2009 г. состоялась учредительная конференция Молодежного совета ШОС, что существенно способствует установлению контактов между молодежью стран ШОС и наглядно показывает волю стран организации строить свои отношения на долгосрочной основе. В рамках ШОС созданы также механизмы сотрудничества в сфере здравоохранения и культуры. Развитию данных механизмов немало способствовали, в частности, проведенные в Астане совещания министров здравоохранения (18 ноября 2010 г.) и министров культуры (18-19 мая 2011 г.). В частности, стороны согласились усилить свое взаимодействие в отношении борьбы с инфекционными заболеваниями, что является жизненно необходимым для обеспечения условий устойчивого развития экономики и повышения благосостояния населения стран региона. Кроме того, страны ШОС решили расширить и укрепить сотрудничество в интеллектуальной и духовной сфере, а также в области туризма и спорта.
4. Проблемы Шанхайской Организации Сотрудничества
На основе вышеизложенного представляется очевидным, что ШОС стала одной из самых значительных международных организаций современности. Важность Шанхайского альянса определяется прежде всего тем, что эта организация внесла существенный вклад в обеспечении безопасности по всему периметру бывшей советско-китайской границы, которая еще несколько десятилетий назад была одной из наиболее опасных очагов напряженности в международных отношениях. Более того, ШОС заложила основы для развития стратегического партнерства между своими государствами-членами, двое из которых (Китай и Россия) являются постоянными членами Совета Безопасности ООН.
Естественно, что Казахстану как стране, обладающей огромным потенциалом для дальнейшего роста и укрепления своих позиций в международном сообществе и кровно заинтересованной в дружественных отношениях между всеми странами региона, следует и дальше содействовать развитию ШОС, тем более что данная организация испытывает в своей деятельности целый ряд существенных проблем.
Во-первых, следует отметить, что, несмотря на декларируемое единство, государства - члены ШОС (и прежде всего Китай и Россия) имеют различные видения дальнейшего развития организации. Если Россия заинтересована прежде всего в поддержании региональной безопасности, в выработке совместной позиции относительно вопросов глобальных политики, а также в осуществлении конкретных проектов экономического (а также социального и культурного) характера, то Китай (также желая сотрудничать по вопросам региональной и глобальной безопасности) стремится не только к осуществлению отдельных проектов, но и к созданию полномасштабной зоны свободной торговли (тем более что Хартия ШОС предусматривает в качестве одного из направлений сотрудничества постепенное осуществление свободного передвижения не только товаров, но и капиталов, услуг и технологий). Таким образом, если Россия заинтересована (как можно в большем) сохранении статус-кво в регионе, при котором она, в частности, имеет наибольшее влияние в Центральной Азии, то Китай, несомненно, желает расширения своего присутствия в остальных странах ШОС путем большего использования своей «мягкой силы», основанной прежде всего на растущем экономическом могуществе.
Разногласия между Китаем и Россией ярко проявляются относительно вопросов расширения организации. Ввиду того, что ШОС доказал свою жизнеспособность и добился очевидных успехов, полноправное членство в данной организации стало привлекать и ряд других стран, которые в настоящее время являются государствами - наблюдателями ШОС (Индия, Иран и Пакистан). В то же время государства - члены ШОС (несмотря на многолетние переговоры) так и не смогли разработать правовую базу расширения состава участников организации. Хотя уже в июне 2010 г. они договорились, что Совет национальных координаторов подготовит типовой меморандум и другие документы, регламентирующие юридические, организационные и финансовые аспекты вступления в ШОС заинтересованных государств, данные документы так и не были приняты. Причиной тому, несомненно, является разногласие между прежде всего Китаем и Россией относительно приема новых членов в ШОС. Данное разногласие проявляется, в частности, в том, что Россия поддерживает вступление в организацию (своего традиционного союзника) Индии и в этой связи согласна на присоединение (традиционно дружественного Китаю Пакистана), в то время как Китай относится к подобным планам довольно настороженно. Очевидно, что подобное расширение (и прежде всего ввиду вступления Индии) создаст значительный противовес Китаю и, несомненно, надолго затормозит любые планы по созданию зоны свободной торговли в рамках ШОС.
Во-вторых, необходимо подчеркнуть, что ШОС с самого начала своего возникновения отражал стремление, по крайней мере, части его государств-членов (в т.ч., безусловно, Китая и России) не допустить наметившуюся после окончания «холодной войны» и крушения биполярного мира гегемонию США в международных отношениях и обеспечить функционирование системы т.н. многополярного мира, предполагающей наличие в мире нескольких полюсов силы.
Данное стремление четко проявляется в уставном документе ШОС, согласно которому государства - члены организации совместными усилиями стремятся «внести вклад в укрепление мира, обеспечение безопасности и стабильности в регионе в условиях развития процессов политической многополярности» (Преамбула Хартии ШОС). Более того, как уже отмечалось выше, несмотря на то, что ШОС провозгласил свою «ненаправленность против других государств и международных организаций», государства - члены организации договорились осуществлять свою политику на основе недопущения любых противоправных действий, направленных против интересов организации (ст. 2 Хартии ШОС).
По нашему мнению, ШОС по мере своей консолидации потенциально все более превращается в альтернативный т.н. западному миру геополитический блок. При этом процесс создания такого блока имеет как положительные, так и негативные аспекты. С одной стороны, вся история человечества наглядно учит, что лучшей гарантией мира является наличие баланса сил в международных отношениях. В то же время, с другой стороны, нахождение такого равновесия (что необходимым образом подразумевает расширение альянса) должно развиваться на основе твердой политической воли и неустанного стремления к укреплению международного мира и безопасности. Другими словами, этот процесс ни в коем случае не должен привести к развитию международной напряженности и конфронтации между различными геополитическими центрами.
В этой связи в особенности следует отметить, что в июне 2011 г. (накануне саммита ШОС в Астане) Президент Казахстана Н.А. Назарбаев заявил, что желание ряда стран - наблюдателей ШОС стать полноправными членами организации является «вполне обоснованным», но в то же время «грядущее расширение ШОС не должно становиться самоцелью, а тем более идти в ущерб организации или подменять подлинный смысл ее существования» /4/. Данное видение нашло понимание и у других стран Шанхайского альянса, и, как следствие, на своем следующем саммите в Пекине государства-члены организации приняли, в частности, решение, что страны, находящиеся под санкциями Совета Безопасности ООН (как, например, Иран), не могут стать членами ШОС.
Не вызывает никаких сомнений важность дальнейшего развития тесного сотрудничества с Индией, Ираном и Пакистаном. В то же время, по нашему мнению, наиболее оптимальным образом формированию подобного сотрудничества в настоящее время служило бы не расширение ШОС, а усиление эффективности СВМДА.
5. Перспективы членства Республики Казахстан в Шанхайской Организации Сотрудничества
Несмотря на существующие проблемы, функционирование и дальнейшее развитие ШОС имеет огромное, жизненно важное значение для Республики Казахстан, что обуславливается как большим вкладом данной организации в дело укрепления и поддержания мира и безопасности в Евразии, так и огромным потенциалом ШОС в сфере развития экономического, социального и культурного сотрудничества между всеми странами региона. Достаточно отметить, что именно на ШОС падает главное бремя проблем, которые будут иметь место после планируемого в 2014 г. вывода войск международной коалиции из Афганистана; кроме того, очевидно, что только в рамках ШОС Казахстан сможет полностью реализовать свой экономический потенциал транзитного коридора между Востоком и Западом. Поэтому есть все основания утверждать, что Республика Казахстан в ходе своего дальнейшего членства в ШОС будет прилагать все усилия для решения вышеуказанных проблем и повышения эффективности Шанхайского альянса при достижении им своих целей.
Способствуя развитию ШОС, а также в своих же собственных интересах Казахстан будет активно поддерживать идею многополярного мира. Очевидно, что попытки установления любых других альтернатив геополитического устройства (например, выдвинутой в свое время президентом США Ф. Рузвельтом концепции «единого мира» или существовавшего в годы «холодной войны» биполярного мира) в условиях современных реалий могут привести к катастрофическим по своим последствиям конфликтам, которые в этом случае с очень большой долей вероятности могут развернуться и на территорию Казахстана. Поэтому Казахстан будет отстаивать позицию, что ШОС следует заниматься не только сугубо региональными проблемами, но и стать мощным и ответственным глобальным игроком и таким образом конвертировать свой потенциал в реальное влияние на мировые процессы. В этой связи расчет прежде всего делается на то, что деятельность ШОС будет содействовать строгому соблюдению норм международного права, заложит крепкую основу для мирного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества различных стран и цивилизаций, а также представит альтернативные решения преодоления масштабных кризисов наподобие недавних событий в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Кроме того, Казахстан связывает с ШРС свои надежды по трансформации мировой финансовой архитектуры, глобальном регулировании рынков и переформатировании глобальной экономики на более справедливых началах.
Более того, Казахстан будет выступать за интенсификацию многостороннего экономического взаимодействия в рамках ШОС. Несмотря на значительный рост объема экспортно-импортных операций между Казахстаном и Китаем (как, впрочем, и всей взаимной торговли государств - членов ШОС), по словам Н.А. Назарбаева, «экономическое сотрудничество по-прежнему остается слабым звеном деятельности ШОС», а потому необходимо как можно быстрее «существенно расширить взаимный товарооборот, создать новые рынки, придать новый импульс региональному развитию и диверсифицировать на паритетных условиях транспортные коридоры между Европой и Азией» /5/. В этой связи есть основания утверждать, что Казахстан вполне может поддержать Китай в его стремлении создать зону свободной торговли в рамках ШОС, что, несомненно, поднимет взаимоотношения между странами данной организации на абсолютно новый уровень.
В то же время Казахстан будет предпринимать шаги, чтобы создание многополярного мира не обернулось идеологической и политической конфронтацией между различными геополитическими полюсами, а, наоборот, побудило мирную состязательность различных цивилизаций на благо всего человечества. Весьма показателен призыв Президента Казахстана Н.А. Назарбаева способствовать формированию «конструктивной многополярности», представляющей собой «сбалансированную систему геополитических сдержек и противовесов», где отсутствуют «блоковая психология» и «геополитический снобизм» /6/. При этом только такая геополитическая конструкция может погасить очаги тлеющих региональных конфликтов, поставить под контроль распространение ядерного оружия, эффективно бороться с международным терроризмом и экстремизмом, а также решить насущные проблемы глобальной экономики и обеспечить устойчивость развития всего человечества.
Также следует подчеркнуть, что казахстанское видение «конструктивной многополярности» предполагает мирное сосуществование и тесное взаимодействие мощных интеграционных объединений, одним из которых в ближайшем будущем должен стать Евразийский экономический союз. Таким образом, можно констатировать, что Казахстан рассматривает ШОС не как единый геополитический блок, а в качестве успешной модели мирного и экономически взаимовыгодного взаимодействия двух различных полюсов мировой политики: находящейся на этапе становления объединенной Евразии и Китая. Выступая за усиление взаимодействия с Китаем, Казахстан рассчитывает на достижение еще большего взаимного сплочения евразийских стран (действительно, никак нельзя не заметить, что консолидация Шанхайского альянса на протяжении последних лет совпала с активизацией интеграционных процессов на Евразийском пространстве) и превращения ШОС в равноправный евразийско-китайский альянс в качестве одного из главных факторов обеспечения международной безопасности и развития экономического, социального и культурного сотрудничества как на глобальном, так и региональном уровне.
Литература
1. Дополнительное Соглашение между РК и КНР о казахстанско-китайской государственной границе от 24 сентября 1997 г.; Дополнительное Соглашение между РК и КНР о казахстанско-китайской государственной границе от 4 июля 1998 г.; Соглашение между РК, КНР и РФ об определении точки стыка государственных границ трех государств от 5 мая 1999 г. и Соглашение между РК, КНР и Кыргызской Республикой о точке стыка государственных границ трех государств от 25 августа 1999 г.
2. Назарбаев Н.А. Сначала экономика, потом политика. Euronews. 2010. 15 января. [Электронный ресурс]. 2010. Режим доступа: https://ru.euronews.com/2010/01/15/nazarbayev-economy-first-then-politics. Дата доступа: 11.09.2012.
3. Хуэй Л. Взаимная выгода и совместное стремление к развитию. Российская газета. 2012. 5 июня. [Электронный ресурс]. 2012. Режим доступа: https://www.rg.ru/2012/06/04/shankhay-site.html. Дата доступа: 8.09.2012.
4. Назарбаев Н.А. ШОС: десять лет истории. Российская газета. 2011. 3 июня. [Электронный ресурс]. 2011. Режим доступа: https://www.rg.ru/2011/06/03/nazarbaev.html. Дата доступа: 11.09.2012.
5. Назарбаев Н.А. ШОС: десять лет истории. Российская газета. 2011. 3 июня. [Электронный ресурс]. 2011. Режим доступа: https://www.rg.ru/2011/06/03/nazarbaev.html. Дата доступа: 11.09.2012.
6. Выступление Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева на V Астанинском экономическом форуме. 23.05.2012 г. Официальный сайт Президента Республики Казахстан. 2012. 23 мая. [Электронный ресурс]. 2012. Режим доступа: https://akorda.kz/ru/page/vystuplenie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-nursultana-nazarbaeva-na-v-astaninskom-ekonomicheskom-forume-23_1340714814. Дата доступа: 11.09.2012.