О научном творчестве Юрия Григорьевича Басина
Юбилейная дата предполагает широкий спектр воспоминаний о юбиляре. Люди будут писать и рассказывать о встречах с Юрием Григорьевичем, о том, какое влияние он на них оказывал, каким он был заботливым, добрым человеком и т.д. Об этом говорили на его прижизненных юбилеях: 50, 60, 70, 75 и 80-летиях. Безусловно, это очень приятно слышать близким людям, поскольку искренность и правдивость этих воспоминаний не вызывает сомнений. Но масштаб крупной личности, которой, несомненно, был Юрий Григорьевич, требует не только подобных воспоминаний и оценок.
Стремительно летящее время все настоятельнее напоминает нам, его ученикам и коллегам, о необходимости серьезной оценки научной, педагогической и общественной деятельности Юрия Григорьевича на основе его вклада в дело, которому он так честно и преданно служил всю свою жизнь. Замечу, что по-настоящему близких личностей, с кем он был полностью открыт, у него было не так много, в живых осталось и того меньше. Я дольше и теснее всех соприкасался с педагогической работой Юрия Григорьевича, начиная со своих первых студенческих докладов, курсовых работ, экзаменов, дипломной работы, обеих диссертаций, защищенных под его руководством, и заканчивая сотрудничеством на кафедре до самой его смерти, и, конечно, мог бы поделиться своими воспоминаниями и наблюдениями, да собственно и делал это к различным юбилеям. Но сегодня этого сделать не готов.
Мне кажется, что нынешний юбилей требует и позволяет подняться над субъективным восприятием отдельных педагогических поступков, таких как «он меня похвалил, подбодрил, порекомендовал тему диссертации, тепло отозвался о работе, подсказал, как вести в той или иной ситуации, улыбнулся, нахмурился, отругал и т.д.», где иногда при всей искренности, но из-за некоторой восторженности или неумелости мемуариста акцент смещается на самого повествователя, который сам становится основным героем рассказа. Долгая педагогическая жизнь Ю.Г. Басина, я думаю, позволит серьезному и тонкому наблюдателю определить принципы, которым он сознательно или в силу неотъемлемых качеств своей личности следовал, и попытаться увидеть, что было впитано душой и разумом сидевшими перед ним студентами, немногие из которых по праву могли бы именоваться учениками, а не просто слушателями его лекций. Я за такую задачу пока взяться не могу, как и не берусь затрагивать широкую общественно-правовую деятельность профессора. Я лишь попытаюсь назвать основные черты научного наследия Ю. Басина.
Все научное творчество Ю.Г. Басина было ответом на вызовы времени. Вначале такие вызовы бросала социалистическая система, исторически абсолютно новый феномен, который требовал познания совершенно неизведанных областей. Это был беспрецедентный полигон для испытания совершенно новых мыслей, причем таких, которые оказались пригодными не только для того времени, но и для новейшей истории. Именно в этот период были разработаны учения о праве оперативного управления, предмете и методе гражданско-правового регулирования, оперативных санкциях и др. Теории права еще предстоит оценить значение научных находок, сделанных в этот период. Затем возникла новая формация, не получившая еще своего научного определения: возник рынок, но это не капитализм, сохранились командные методы регулирования экономики, но это не социализм. И цивилистам, в числе которых был Ю.Г. Басин, вновь пришлось искать ответы на неизвестные истории вопросы.
Его творчество было пронизано одним специфическим убеждением, присущим плеяде ученых- фронтовиков, что каждый из них должен что-то дополнительно сделать за тех, кто не вернулся с полей военных сражений. Ю. Басин слышал собственные мысли в проникновенных стихах Гудзенко, которые с таким пронзительным чувством читал Высоцкий:
«Нам досталась нелегкая участь солдат.
У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя - только сила и юность. А когда мы вернемся с войны, все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое, что отцами-солдатами будут гордиться сыны».
На научную стезю Ю.Г. Басин вступил в начале 50-х годов прошлого века. Его первые публикации назывались «Гражданско-правовые методы борьбы за удешевление строительства», «Гражданско-правовая ответственность за нарушение договора на производство строительных работ», «Обеспечение жилой площадью при сносе дома в связи с отводом участка под строительство», «Выселение с предоставлением другой жилой площади», «Жилищные права и обязанности граждан», «Правовые вопросы проектирования в строительстве».
Выбор тематики, конечно, не был предопределен. С равным успехом он мог бы начать разрабатывать любые иные темы, рекомендованные наставниками, или на которых в силу случайных обстоятельств сам остановил внимание. Без сомнения, он достиг бы заметных высот в любой правовой специализации, но выпал счастливый жребий - был сделан выбор в пользу цивилистической науки, которой он служил верой и правдой более полувека. Ю. Басин сразу оказался среди тогдашней правовой элиты, среди прославленных имен: А. Венедиктов, Е. Флейшиц, С. Братусь, И. Новицкий, Л. Лунц, М. Ваксберг и многих других носителей высочайшей правовой культуры и эрудиции, а также их учеников, с которыми впоследствии он сам взошел на вершины юриспруденции.
Начальный этап научного творчества продемонстрировал не только высокие интеллектуальные возможности автора, но страстную жажду познания, веру в действенную силу права, его справедливость. Важным направлением творческих усилий Ю. Басина была разработка общих проблем гражданско-правовой ответственности. Им не было оставлено без внимания ни одно из оснований ответственности: вина, убытки, противоправность, причинная связь. Работы по этой тематике отличает тонкий теоретический подход и заметная новизна взглядов. Среди них есть произведения и чисто прикладной направленности. В 1967 году вышло постановление Совета Министров СССР о материальной ответственности предприятий. В нем была сделана попытка реализовать реформистские идеи середины 60-х годов о расширении самостоятельности государственных предприятий, и в связи с этим был значительно видоизменен механизм санкций за невыполнение обязательств. Издательство
«Юридическая литература» мгновенно выпустило комментарий Ю.Г. Басина к этому постановлению, который пользовался огромной популярностью на просторах Советского Союза. В работах такого рода Ю.Г. Басин чувствовал себя особенно комфортно, логика прикладных решений ему давалась легко, и в названном комментарии он ясно и доступно донес до правоприменителей, как следует исчислять новые и довольно хитроумные санкции. Это качество проявлялось во многих других произведениях. Для имеющих даже самое общее представление о советском законодательстве о капитальном строительстве известен его огромный объем и сложности его проблем. И не говоря уже о монографии «Правовое регулирование капитального строительства», написанной в соавторстве с О.Н. Садиковым и В.Ф. Чигиром, в которой были предложены ответы на вопросы соотношения плана и договора в строительстве, рекомендации о систематизации строительного законодательства и многие другие, в Казахстане была издана книга «100 вопросов и ответов по капитальному строительству» (в соавторстве с Е.С. Виняром и А.Г. Диденко), где акцент был сделан на решение практических вопросов. Авторство Юрия Григорьевича, мощное научное редактирование сделало эту книгу весьма популярной среди юристов, связанных со строительством. Можно назвать работы такого же свойства по жилищному законодательству, среди которых стоит назвать
«Комментарий к Жилищному кодексу Казахстана», «О жилищных правах советских граждан». Академик Ю.К. Толстой в заметке о Ю.Г. Басине сделал несколько очень точных замечаний о трудах Ю.Г. Басина по вопросам правового регулирования капитального строительства и жилищных отношений. Так в области жилищного права, Ю.Г. Басин выработал новую концепцию об ордере как о решающем основании возникновения жилищного правоотношения в государственном жилищном фонде, отказавшись от принятых в науке теорий юридического состава и договора найма в качестве таких оснований. В капитальном строительстве была раскрыта практическая значимость исследуемых проблем с обеспечением наряду с этим высокого теоретического уровня /Ю.К. Толстой. Заметки о Ю.Г. Басине. Правоведение. 2008. № 5. С. 237-242/. Научное комментирование казахстанского гражданского законодательства вызывалось постоянными требованиями времени, а быть в стороне от этих требований Ю.Г. Басин в силу своей активной жизненной позиции просто не мог. К этому его еще обязывало безоговорочно признаваемое лидерство в цивилистической науке. И под его руководством и решающем участии издается первый среди всех союзных республик Комментарий к Гражданскому кодексу Казахской ССР (1965 год) - настольная книга всех казахстанских юристов. Подобную работу он с такой же эффективностью в дальнейшем также осуществлял по ГК независимого Казахстана.
Последние годы жизни Ю. Басин особенно активно участвовал в законопроектной работе, которая выводила его на решение острых теоретических задач. Иностранные инвестиции, недропользование, национальные компании и т.д. - все требовало новых теоретических и практических подходов. Его статьи публиковались в выпусках сборника «Гражданское законодательство. Статьи. Комментарии. Практика». C 1996 года по 2004 год в выпусках было помещено 20 статей. Тематика их весьма широка. Он писал о вине как условии ответственности, новеллах жилищного законодательства, определении размера убытков, защите интересов кредитора при универсальном правопреемстве, совершенствовании законодательства о ценных бумагах, коммерческих корпоративных отношениях, основаниях возникновения права землепользования и недропользования, концептуальных изменениях ГК, гражданско-правовой ответственности государства, понятии права собственности, понятии объекта гражданского права, государственных гарантиях стабильности гражданского законодательства. Интересна научная судьба этих статей. Взять, к примеру, статью о стабильности законодательства. Автор предельно осторожно обозначил последствия отмененных правил о стабильности законодательства. Он полагал, что правило о неизменности законодательства на период действия договора следовало бы считать продолжающим свое действие, несмотря на отмену закона, в котором оно установлено. Прошло более 8 лет после публикации данной статьи, но в спорах с участием иностранных инвесторов в международных арбитражах эксперты сторон до сегодняшнего дня ссылаются на эту статью, правда, с диаметрально противоположной трактовкой ее положений. Адвокаты иностранных инвесторов настаивают на том, что мысль автора, что норму о стабильности «следовало бы считать продолжающей свое действие» надо понимать как императив, в то время как в действительности общий смысл его рассуждений заключается лишь в рекомендации об особом порядке отмены норм о гарантии стабильности законодательства по сравнению с текущими изменениями законодательства. К работе над текстом своих книг и статей Ю. Басин относился необычайно серьезно. Не говоря уже о рукописях, он всегда внимательно прочитывал опубликованные тексты, расстраивался, если замечал какие-то неясности, неточности в своем изложении. Как-то в центральном советском юридическом журнале «Советское государство и право» была опубликована его статья, где издательство пропустило отрицательную частицу «не», исказившую мысль автора. Он сильно переживал из-за этой ошибки.
В 2003 году Высшая школа права «Адилет» опубликовала «Избранные труды» Ю. Басина, куда вошли его основные работы постсоветского периода. Стиль научных произведений Ю. Басина носит, если так можно выразиться, деловой характер. В его работах не встретишь философских отступлений, литературных сравнений и метафор, и, тем не менее, они не бесцветны, читать их легко, и, несмотря на кажущуюся сухость предмета, в них нет той тоскливой заунывности, которая порой возникает из-за чрезмерной перенасыщенности текста фактами и неумения их подать читателю, либо, когда, напротив, яркость и образность изложения отвлекают от основных авторских идей. Ясная логика и неподдельный личный интерес автора к излагаемому материалу делают этот стиль привлекательным. Следует обратить внимание на методы ведения Ю.Г. Басиным научных дискуссий. При обилии затрагиваемых проблем ему, естественно, приходилось вступать в споры с другими учеными. Полемика была иногда очень острой. Он был одним из немногих, кто мог сохранять и отстаивать принципиально противоположную оппонентам позицию, но это никогда не вызывало обид или личного отторжения. Здесь небезынтересно будет сравнить Ю.Г. Басина и его друга О.С. Иоффе. При всей моей любви к творчеству О.С. Иоффе, я бы не отнес названное качество к неотъемлемым свойствам его полемического дара, хотя он тоже никогда в споре не переходил на личности, но математическая жесткость его критики, без каких-то тонких эмоциональных интонаций в адрес носителей противоположных воззрений, не всегда спокойно и с пониманием воспринималась его оппонентами. Но бывали исключения, которые роднили его со своим другом. Примером может служить его критическая рецензия на статью Ю.Г. Басина о понятии права собственности /О.С. Иоффе. Рецензия на статью Ю. Басина «К вопросу о понятии права собственности». «Гражданское законодательство. Статьи. Комментарии. Практика». Вып. 19. Алматы. 2004/, в которой он бескомпромиссно не разделяет взгляды Ю.Г. Басина, и, тем не менее, эта критика может служить иллюстрацией культурного, дружеского, совершенно не обидного и одновременно принципиально иного подхода к проблеме, который не в качестве исключения, а в качестве общего правила был свойственен Ю.Г. Басину. Совершенно естественно, что не все достигнутые результаты прошли проверку временем и оказались теоретически безупречными. Так, не утвердилась позиция об оспоримом характере всех недействительных сделок и исключении из состава последних сделок ничтожных, которая проводилась Ю.Г. Басиным при комментировании статей ГК РК о сделках. Что-то ушло в безвозвратное прошлое вместе с исчезнувшими общественными отношениями, например, все относящееся к анализу плановых методов регулирования экономики. Какие-то вопросы остались недоработанными. Но все это обычная судьба научных трудов. Пройдут годы, и только время покажет, какие из мыслей Ю.Г. Басина войдут в анналы классики юридической науки, но уже сейчас можно не сомневаться, что еще очень долго его труды будут служить основой для уяснения правовых идей и поисков ответов на самые злободневные общественные запросы.