Глава АРЕМ Мурат Оспанов: В Казахстане нет бесконтрольного роста тарифов

С начала нового года в Казахстане повысились тарифы на коммунальные услуги.

Ситуацию с ростом стоимости «коммуналки» ИА Zakon.kz прокомментировал председатель Агентства РК по регулированию естественных монополий Мурат Оспанов.

— Мурат Магавьянович, повышение тарифов на коммунальные услуги – это проблема социальная. Сами понимаете, от этого зависит стабильность в обществе. Расскажите, почему уже несколько лет подряд с нового года растет сначала электроэнергия, а потом и все остальное?

— Да, Вы правы. Повышение тарифов всегда вызывает среди потребителей и общественности большое недовольство. Но они могли бы быть еще больше, если бы не наши действия по сокращению «аппетитов» наших монополистов, которые постоянно говорят, что им не хватает денег на поддержание активов, «плачутся», что обеспечивают качество услуг и развитие экономики. Для этого у них есть хорошие финансовые и трудовые ресурсы – серьезные экономисты и юристы.

Поэтому я хочу привести конкретные цифры. Если в 2012 году мы не дали повысить тарифы монополистам на 55 млрд тг, то в 2013 году «их аппетиты» были снижены более чем на 175 млрд тг.

К примеру, Национальная компания «КТЖ» обратилась к нам с заявкой о повышении тарифа на услуги пассажироперевозки с 1 января 2014 года почти на 25%. Однако, после тщательного рассмотрения заявки, мы повысили тариф лишь на 7%. Средства от роста тарифов пойдут непосредственно на модернизацию путей и обновление вагонного состава.

Или другой пример, АО «Усть-Каменогорские тепловые сети» вышло с заявкой о повышении тарифа на 28%. После рассмотрения наш департамент по ВКО утвердил тариф для населения с ростом всего на 8%, которые также пойдут на решение «болевых» точек – на замену труб, а значит, на снижение потерь, так сказать, чтобы мы не топили воздух. Если трубы не будут заменены и не будет снижений потерь, то эти деньги они вернут потребителям через компенсирующие тарифы. И таких примеров немало.

— А что касается повышения тарифов на электрическую энергию? Они ведь поднимаются каждый год?

— Этот вопрос больше относится к компетенции Министерства индустрии и новых технологий. Мне, как госслужащему, будет не совсем правильно комментировать компетенцию Министерства.

Скажу только, что согласно Постановлению Правительства с 2009 года МИНТ ежегодно подписывает соглашения со станциями на предельный уровень тарифа, который будет расти до 2015 года.

В итоге, увеличение цены на электростанциях влияет на уровень тарифов на услуги энергоснабжающих и энергопередающих, водоснабжающих и теплоснабжающих организаций, которые регулирует уже наше Агентство.

Принимая уровень тарифов на станциях как факт, мы начинаем применять дифференциацию. Для населения – меньше, для юридических лиц – больше, т. е. по зонам суток или по объемам потребления. Таким образом, мы стимулируем крупные предприятия на применение новых технологий и установку менее энергоемкого оборудования.

— Вам часто приходится отказывать монополистам в повышении тарифов?

— Да, часто. В прошлом году субъектами естественных монополий по-даны заявки на утверждение 1045 тарифов. Из них по 41 тарифу у монополиста не было оснований повышать тариф, поэтому они остались на уровне действующего. 26 тарифов были утверждены со снижением. 335 тарифов были вовсе оставлены без рассмотрения и отклонены за различные нарушения.

— А с повышением было?

— Да, не без этого. 472 тарифа были утверждены с повышением, но это меньше половины поданных заявок. Прежде чем принять решение о повышении тарифа, мы детально рассматриваем каждую статью затрат, анализируем огромное количество документов. Если есть экономическая обоснованность, то мы принимаем положительное решение. Но обязательно с учетом снижения технических потерь, изношенности и потребления электрической энергии.

Как Вы знаете, Казахстан готовится войти в 30-ку развитых стран мира. А это невозможно без экономической модернизации, без хороших сетей и инфраструктуры.

— Таким образом, Вы считаете, что бесконтрольного роста тарифов на коммунальные услуги не происходит?

— Безусловно, бесконтрольного роста тарифов нет. Все изменения тарифов на комуслуги в республике осуществляются с учетом запланированного коридора инфляции, рекомендованного Правительством. В 2013 году изменение тарифов обеспечили вклад в инфляцию на уровне 1,15%, при плане 1,2%. Таким образом, влияние регулируемых тарифов на инфляцию было сдержано.

Я даже скажу больше. Наше агентство учитывает интересы и потребителей, и монополистов. Но мы сегодня стоим больше на страже интересов потребителей.

Почему? Потому что отраслевые министерства, отвечающие за развитие отраслей – энергетики, нефти и газа, водоканалов и тепловых сетей – преследуют, в основном, увеличение электрических мощностей, объемов передач по электрическим сетям, перекачки нефти или воды.

В конечном счете, они хотят, чтобы всё это было продано по дороже и средства пошли на увеличение производственных мощностей. А мы, как регулятор, в свою очередь, хотим, чтобы потребители получали качественную услугу за обоснованные цены.

Сейчас мы также усиливаем роль общественности в формировании тарифов. Заявки монополистов рассматриваются совместно с членами Экс-пертных советов, которые созданы и действуют в каждом регионе. В их со-став входят ученые, депутаты маслихатов, независимые эксперты, предста-вители общественных объединений и ассоциаций потребителей.

Не один тариф не утверждается без обсуждения Экспертного совета. Если на публичное слушание потребитель не приходит, то Экспертный совет в обязательном порядке обсуждает, рассматривает, какой будет уровень тарифа и насколько это обоснованно.

— А есть монополисты, которые нарушают законы?

— Да, конечно, есть, и мы их выявляем. В прошлом году нами вынесено 1198 предписаний на монополистов за нарушение законодательства. Общая сумма наложенных штрафов при этом составила 3,3 млрд тг.

Вот несколько примеров. В ходе проверки ТОО «Шиелі Жарығы» из Кызылординской области нами выявлен факт незаконного приобретения ими автомашины «Джип» на сумму 11 млн тг за счет повышения тарифа. Мы этот факт выявили и снизили ему тариф на эту сумму.

Из заявки на повышение тарифа ТОО «ШыгысЭнерготрейд» Восточно-Казахстанской области нами исключены затраты по оказанию юридических услуг, сотовой связи, банковских займов, услуг по мойке автотранспорта, приобретению проездных билетов на сумму около 170 млн тг.

— Если рост тарифов все-таки происходит, как же быть тогда пенсионерам или многодетным семьям?

— Хороший вопрос. Закон «О жилищных отношениях» предусматривает оказание жилищной помощи таким семьям за счет бюджета региона. Размер пособий определяется местными маслихатами.

Зачастую об этой жилищной помощи почему-то умалчивают или говорят, что процедура их получения очень сложная. Эту тему обычно муссируют в прессе некоторые популисты, которые на этом повышают свой рейтинг. Так вот, хотелось бы внести ясность в этом вопросе.

Для получения жилищной помощи сегодня заявителю достаточно предоставить всего четыре документа в органы социальной защиты по месту проживания. Это – копия удостоверения личности, копия правоустанавливающего документа на жилище, копия Книги регистрации и справка о доходе семьи. К тому же эти документы можно сдать, не выходя из дома, через Электронное правительство – Egov.kz.

Например, в г. Астане жилищная помощь предоставляется тем, у кого расходы на оплату коммунальных услуг больше 8% ежемесячного дохода семьи. В итоге, ежегодно жилищная помощь здесь оказывается двум тысячам семьям на сумму 155 млн тг.

Поэтому с учетом оказания жилищной помощи на местах значительного роста тарифов для социально уязвимых слоев населения нет.

— Спасибо за интересную беседу.

Казахстан
Следите за новостями zakon.kz в: