Слово – народной артистке Казахстана и СССР, Герою Социалистического труда, обладательнице редчайшего голоса, который знатоки называют лирико-колоратурным сопрано, Бибигуль Тулегеновой.
— Бибигуль Ахметовна, что бы вы хотели пожелать прекрасной половине нашего общества на 8 марта?
— Жаным, скажу сразу, что сейчас мне лечат зубы, все болит, поэтому, я, к сожалению, не могу много говорить, скажу вкратце. Всем читательницам уважаемого сайта Zakon.kz желаю большого человеческого и женского счастья, здоровья, успехов в работе, материального благополучия, морального удовлетворения и чистого мирного неба над головой, чтобы ничто никогда не мешало нашим мужчинам так хорошо поздравлять наших женщин, как они делают это сейчас – от всей души и от всего сердца.
То есть у них сейчас есть такая возможность так поздравлять и, дай Бог, чтоб всегда так было. Спасибо большое нашему Президенту Нурсултану Абишевичу за наши праздники, за мир в нашем доме, он делает очень многое, чтобы наши женщины были счастливыми мамами, счастливыми женами, имели хорошую, крепкую семью и хорошую работу, а дети учились. К слову, благодаря Президенту, в начале двухтысячных годов был создан Международный конкурс вокалистов имени Бибигуль Тулегеновой для золотых голосов. Наши лауреаты находятся по всему миру, выступают на самых высоких сценах. Вот так!
— Как вы сами будете отмечать этот праздник?
— Ну как я буду отмечать? Я же вам уже сказала, что мне сейчас лечат зубы, и я ни кушать, ни говорить не могу, так что в этот праздник буду сидеть дома (смеется).
— Самый лучший подарок, который вы получили на 8 марта – это…
— Это поздравления моих внуков и правнуков. Это один из самых больших подарков в моей жизни.
— Что они обычно вам дарят?
— Они обычно дарят мне то, что делают своими руками, то есть разные красивые поделки. Это мне уже правнуки делают. Ну и, конечно же, цветы дарят и поют мне, бабушке, свои любимые песни.
— Бибигуль Ахметовна, Zakon.kz поздравляет вас с Международным женским днем и желает вам хорошего здоровья и долгих лет жизни.
— Рахмет, жаным, взаимно.
Из интервью Бибигуль Тулегеновой, данное нашему журналисту Торгын Нурсеитовой ранее на женские темы.
—… Во время студенчества я вышла замуж, родила дочку Гузель, и тут у меня вдруг пропал голос.
— Как пропал?
— А вот так. Прихожу в консерваторию через десять дней после рождения дочери, а у меня ни голоса, ни сил. Ничего не могу понять. Мой педагог вызывает меня и говорит: «Из тебя певица теперь не выйдет». Это уже потом выяснилось, что профессиональной певице, оказывается, нельзя петь, начиная с пятого месяца беременности, так как перегружаются голосовые связки, а я пела до последнего дня.
Конечно, сильно переживала, у меня был жуткий страх, отчаяние, что меня отчислят. Думала, как переживу этот позор, но потом все же взяла себя в руки и решила бороться. Говорю преподавателям: «У меня был голос? Был. А куда он делся? Значит, вы виноваты…». Я решила доказать всем, что советская женщина имеет право и учиться, и детей рожать.
… Мой преподаватель, народная артистка Надежда Самышина держала меня на чистой вокальной диете, я потихоньку стала петь, а летом родила вторую дочь Мариям. На каникулах набралась сил, отдохнула, и на третьем курсе у меня словно второе дыхание открылось, появился голос, и я опять стала петь и по сегодняшний день пою, хотя в моем возрасте почти никто не поет.
— Вам когда-нибудь делали плохо?
— Перед спектаклем, концертом звонили, письма всякие нехорошие подбрасывали, колхозной певицей меня называли, говорили, что надо мной все смеются, когда я выхожу на сцену. Ты знаешь, я настолько привыкла жить в трудных условиях, что меня никто и ничто не поколебало. Наоборот, я доказывала своим творчеством, что мои коллеги-недоброжелатели и завистники неправы.
Я говорила: «Да, я горжусь, что я колхозная певица. Я приеду в аул и буду накормлена, приласкана, одета, мне кров дадут, а вас как примут? Поезжайте, посмотрите». А зрители мной только восхищались. Я вышла из низов и стала знаменитой певицей благодаря в первую очередь своему народу, который любит и всегда поддерживает меня. Признание народа – самая великая награда для меня, самый дорогой подарок судьбы, и большего счастья не надо.
— Вы большой оптимист, Бибигуль-апай, у вас жизнеутверждающие принципы.
— А по-другому нельзя. Если бы я думала, что у меня все плохо, то, наверно, давно бы уже была на том свете. У меня, слава Богу, все необходимое есть, но личная жизнь не сложилась. Не нашелся человек, который бы понимал меня, помогал. Я была замужем, но развелась, потому что у меня творчество, а ему надо ходить в гости. Ему надо готовить, гладить рубашки, стирать, а я не всегда могла это делать.
— Вы всю жизнь ходите с одной и той же прической и так жалко, что никто не видит ваших длинных шикарных волос.
— А зачем? (смеется). Итак все знают, какие у меня волосы. Однажды надела парик и вышла на сцену, и столько возмущения, негодования было со стороны зрителей. Вплоть до того, что Бибигуль была единственной женщиной из артисток и то стала… В общем, нехорошим словом меня обозвали.
Потом я поехала на фестиваль «Крымские зори» и там тоже выступила в парике. Меня сняли по телевизору, и когда я приехала домой, мне позвонила одна женщина и стала ругаться, не стесняясь в выражениях, что она из-за меня лежит с давлением. Говорит, зачем ты отрезала волосы? Я сказала, что была в парике, но она не поверила и приехала из Шымкента, чтобы убедиться, что я действительно не отрезала волосы. После этого у меня всякое желание пропало носить парик.
— У вас всегда стильные наряды. Где вы одеваетесь?
— На мою нестандартную фигуру ничего подходящего не купишь, поэтому одежду шью себе в салоне у кутюрье Куралай Нуркадиловой, у молодых авангардистов. Хочу быть не слишком вычурной и не слишком отсталой.