Так считает Президент Ассоциации предпринимателей Алматы Виктор Ямбаев. По его мнению, сертификация от мерседеса до баурсака потребителю ничего не гарантирует и, прежде чем легализовать ворованные деньги, нужно провести полномасштабную налоговую амнистию.
- Виктор Вениаминович, как вы думаете, в каком состоянии находится сейчас малый и средний бизнес в Казахстане?
- Скажу сразу, те проблемы, которые сегодня актуальны, были актуальны еще 20 лет назад. Это какое же терпение надо иметь, чтобы в течение 20 лет говорить об одном и том же! И в очередной раз мы опять объявляем - ну пора уже забыть об этом - мораторий на проверки. Главой государства поставлена очень серьезная задача – вхождение Казахстана в топ высокоразвитых стран, приняты кардинальные меры по улучшению условий для предпринимательской деятельности. Но, проанализировав все, что было сделано за эти 20 лет, мы ничего кардинально улучшающего, честно говоря, не нашли. Это постоянные мучения, борьба с налоговыми органами, с 56 контрольно-надзорными органами, к ним еще добавился новый комитет по защите прав потребителей. Понятно, предприниматель дважды потребитель, поэтому его в первую очередь этот комитет и должен защищать. Ну пока не об этом, а о тех мелких уколах и укусах, с которыми субъект предпринимательства, особенно в малом бизнесе, сталкивается практически ежедневно.
Как я уже сказал, у нас 56 контрольно-надзорных органов, из них, не буду пугать, особо активных 30. И если даже мы добьемся, что каждый из них будет проверять предпринимателя не более одного раза в год, то проверки будут непрерывно в течение двух лет. Здесь еще и монополисты, имеющие контрольно-надзорные полномочия. Вывод – дальнейшее сосуществование реального сектора экономики, лишенного административного ресурса, и этих контрольно-надзорных органов невозможно. Невозможно сосуществовать ни с их количеством, ни с их полномочиями. Поэтому все эти годы мы ломаем головы, сколько же нужно проверять предпринимателя?..
- Давайте начнем с налоговой и в целом с фискальной политики в Казахстане. Что скажете?
- Здесь первая, самая навязшая на зубах тема, это установка POS-терминалов. Во-первых, она смахивает на многие отработанные схемы по обязательному отъему денег у предпринимателя. То замена счетчиков в обязательном порядке, то экологические экспертизы, никому, кстати, не нужные, никому ничего не гарантирующие. Те, кто писал экспертизу, никакой ответственности не несут, продали от 40 до 80 тысяч тенге, сняли со всех деньги, и с парикмахерской, и с вредного предприятия, все одинаково и сейчас тишина. Мало того, POS-терминалов в банках оказалось недостаточно, как и тарифных счетчиков в свое время у монополистов, но их нужно было обязательно подключить. Мало того, условия для малого бизнеса неисполнимы – от 300 тысяч тенге выручка по безналу, во-вторых, аппетиты банков 3-4 процента за каждую транзакцию, за проплату. Даже в Украине один процент, в так называемых высокоразвитых странах 0, 01 процента, а у нас 4 процента, государство за налоги получает 3 процента. Возможно, прислушавшись к озвученному нами здравому смыслу, установку POS-терминалов опять перенесли более чем на год. Для чего нужно было тратить столько нервов? Для исполнения непродуманного, ненужного решения, чтобы потом его снова отменить?
Я хотел бы сконцентрировать внимание Палаты предпринимателей в первую очередь на решении тех проблем, которые касаются большинства. Большинство мелких вопросов как укусы, которые терзают бизнес. Эти укусы похожи на укусы варанов острова Комодо: укус сам по себе не смертелен, но жертва умирает от яда постепенно. Так и эти укусы и уколы для бизнеса постепенно убивают мотивацию в обществе к созидательному труду. Сейчас быть успешным паразитом легче, чем быть успешным предпринимателем. Имею в виду различные платные псевдо услуги, которые сегодня навязывают бизнесу и обществу. Это оплата различных экспертиз, заключений, покупка никому ничего не гарантирующих сертификатов, осуществляемых аккредитованными организациями. Я неоднократно говорил, что пора прокуратуре и финполу разобраться со всей этой бумажной торговлей и с аккредиторами и с аккредитуемыми. Спасла ли лицензия туроператорской деятельности от крушения зданий или кинутых туристов, пострадавших от действий «Гульнар Тур»? Значит, система контроля и надзора оказалась неэффективной, и я всегда выступал за сокращение видов лицензируемой деятельности, а также видов деятельности и продукции, подлежащих обязательной сертификации. Сертификации от мерседеса до баурсака потребителю ничего не гарантирует, так как говорится, что данная единица или партия товаров соответствует заявленным техническим регламентам. А что было до того и что будет после, это никому неинтересно. Бумажки уже проданы, всё.
- Что вы можете сказать по поводу увеличения обязательных пенсионных отчислений?
- Дискуссия только начинается, и в нее вступают уже парламентарии. Я уже сказал, что повышение пенсионных отчислений на 50 процентов это очень много. Это опять приведет к уходу предпринимательства, это опять зарплаты в конвертах, опять коррупция, опять занижение, проверки и так далее. Мне возразили, что отчисляют же на солидарную три процента из социалки, ну и пусть из социалки отчисляют, чтобы вы этого даже не чувствовали. Зачем повышать сейчас одномоментно пенсионные отчисления, когда кризис еще не закончен, и мы от него не сможем увернуться, и любое увеличение платежей в бизнесе самым негативным образом скажется на самочувствии.
Это касается и фискальной политики. Мы сейчас собираемся легализовать ворованные деньги, при этом за 3,5 тысячи тенге мы полностью блокируем предприятие и парализуем его. Это называется арест счетов. Арестовываем в автоматическом режиме, открываем в ручном. В свое время, кстати, арестовывали за два тенге. Откуда они брались, никто не знал. Я высчитал - из несуществующих денег тиинов. Такой у нас точный подсчет. С одной стороны, миллиардами швыряемся, жонглируем, а с другой стороны, за копейки парализуем предприятия. Особенно это касается субъектов бизнеса. Арест счетов должен быть исключительной мерой. Исключительной. Только в отдельных особых случаях, это однозначно.
- Как вы расцениваете предложение о повышении налога на имущество?
- Такой налог несправедливый. Например, налог на транспорт. 10-летний Лэнд Крузер у нас является предметом роскоши, налог 200 тысяч тенге. Значит, пятилетний мерседес это плохо, а «Жигули» или УАЗ это хорошо. Но казахстанскую территорию нам на таком транспорте не освоить и не преодолеть. Самолет дорого стоит, на поезд не всегда достанешь билеты, поэтому мы, наоборот, должны стимулировать создание среднего устойчивого класса. Нам не позволяют быть не только приличными, но даже выглядеть прилично. Говорят, нужно повысить налог на имущество. Налог на имущество итак не справедливый для ведения предпринимательской деятельности. Поэтому, считаю, налоговая политика несправедливая, она не стимулирует формирование среднего класса.
Дальше. Прежде чем легализовать ворованные деньги, это сейчас называется амнистия капиталов, нужно провести полномасштабную налоговую амнистию. Что издеваться над людьми, 10 лет говорим об одном и том же. О закрытии бездействующих предприятий - налоговики сами попали в этот капкан, теперь на них висят недоимки по штрафам и пени за несвоевременно сданные отчеты этих предприятий Они сами не знают, что делать, но это все можно решить одним росчерком пера, что мы морочим голову друг другу?
- Как решить?
- Нужно ликвидировать все предприятия без санкции, причем ликвидировать по простому заявлению человека – не хочу, чтобы это предприятие у меня существовало и все, точка. Это однозначно, в любой форме. Не надо ничего выдумывать, надо закрыть эти предприятия, почистить базы. На мой взгляд, главной ошибкой при перерегистрации на НДС было то, что мы попытались реанимировать мертвые предприятия и заставили людей, потратили на это столько денег, нервов. Реанимировали и теперь не знаем, что с ними делать.
- Аким Ахметжан Есимов сказал, что вопрос по ликвидации они поднимали много раз, это не простой вопрос, они и дальше будут его решать. А вопрос по техническому регулированию уже отлажен?
- Это тоже больная тема, никто никакую ответственность за выдачу сертификатов не несет, это касается платных услуг и монополистов, и мы об этом уже сказали с вами. Мало того, теперь при новой модели сертификаци и единого экономического пространства, которое так красиво назвали – техническое регулирование, у нас нет даже лаборатории, которые могут это исследовать. Россияне говорят, а ваша продукция, автомототехника, подпадает под сертификат в обязательном порядке, оказываем услуги. Можно привезти технику, а можно не привозить. Цена вопроса – 12 тысяч долларов. А за сколько? А хоть за один мопед, который стоит 600 долларов, хоть за тысячу. Какая разница?
- О коррупции в бизнесе не говорит разве что ленивый…
- Понимаю вас. Я хотел бы обратить внимание на основные зоны риска, где в основном и процветает коррупция. Первая – это контроль и надзор в сфере госорганов. Вторая – разрешение, что можно, что нельзя. Третья – распределение материальных ценностей и благ – земля, приватизация, адресная приватизация и т.д. Далее в моей иерархии идут платные услуги. Это целые схемы, которые выстроены в нашем государстве, как будто бы рыночные структуры оказывают платные услуги, только они их оказывают в обязательном порядке и только в этих структурах. А зачастую эти структуры имеют скрытую монополию, как в свое время это было с распространением кассовых аппаратов. Вот как раз установка POS-терминалов, обязательная сертификация от самолета, мерседеса до баурсака, это все звенья одной цепи. Давно уже пора разобраться с этими встроенными схемами, и с аккредиторами и с аккредитуемыми, о чем я уже говорил выше.
На одной из конференций было заявлено, что 30 процентов проданных в Казахстане сертификатов, являются липовыми, а деньги за это заплатили громадные, поэтому бизнес и общество несут потери. Товар дорожает, в том числе из-за этих схем. Казахстан на 80 процентов импортозависимое государство, мы протоптались на месте, и теперь мы должны за государственный счет строить параллельную экономику на бюджетные деньги. Почему? Потому что идут большие непроизводственные затраты, в том числе по таким скрытым коррупционным схемам.
Это не прямое вымогательство, это обязательная схема, человек обязан отнести деньги за сертификацию, за аккредитацию. Вот простой пример – попытка исследования грунтов, хотя за последние 10 тысяч лет с грунтами ничего не произошло, это еще советская база. То же самое с топосъемкой, куда не сунься, везде топосъемка, сумма от 50 до 100 тысяч тенге. Суммы немалые, помножьте на тех, кто их покупает, и будет понятно, поэтому все базы должны быть централизованы, все базы должны быть государственные и все обязательные услуги должны быть только государственные, под контролем антимонопольного агентства и с участием общественных организаций.
Кстати, общественные советы показали самую высокую эффективность, в частности в городе Алматы в работе с органами финансовой полиции. Речь идет не о выявлении отдельных недостатков или отдельных случаев, не о стукачестве или доносительстве, хотя многие говорят, в этом нет ничего плохого, а я в этом не вижу ничего хорошего. Речь идет о разрушении встроенных, созданных схем по отъему денег у общества и граждан. Очень положительный пример - ЦОН. Это самое лучшее, что сделано в Казахстане, и это нужно переносить, особенно при создании таможенного и единого экономического пространства, на Россию, в России нет ничего подобного. Взять регистрацию автотранспортных средств. Пресекли схему, убрали мотивацию, нет там никаких разводов, все прозрачно. Устранили схему по обязательному нотариальному заверению. Раньше, как ни шаг, обязательно нужно было заверить во-о-о-от такую пачку документов, 600 тенге один листик. А, оказывается, можно без этого жить.
И еще на чем бы я хотел остановиться – это изменение мотивации и критериев оценки работы государственных и контрольно-надзорных органов. У нас неправильно поставлены критерии оценки, контроль надзорных органов. Речь идет о мотивации. Вот сколько можно проверять бизнес - раз в год, раз в месяц, раз в квартал? Его можно проверять каждую неделю и помогать развитию экономики, если проверяющий умнее или честнее, чем проверяемый. А можно проверить раз в жизни и довести человека до петли.
Так вот, критерии оценки контрольно-надзорных органов, к сожалению, состоят в том, что чем больше выявлено из года в год нарушений, тем лучше признается работа контрольно-надзорного органа. А в правоохранительных органах, наоборот, чем больше зарегистрировано заявлений и выявлено преступлений, тем хуже признается работа правоохранительных структур, потому что идет рост преступлений как бы. Это ложное понятие успешности. Поэтому, считаю, если в контрольно-надзорных органах во всех без исключения – СЭС, ЧС и иже с ними, кроме правоохранительных, из года в год идет увеличение правонарушений и штрафов, значит, признать работу данного органа неэффективной. Значит, не ведется профилактическая, не ведется просветительская работа.
А в правоохранительных органах, наоборот, чем больше зарегистрировано заявлений граждан, тем лучшей признать работу правоохранительной системы, значит, люди верят ей и идут туда отстаивать свои попранные права. Если мы это сделаем в кратчайший период, поверьте, вопрос проверок отпадет сам собой, вопрос мотивации отпадет сам собой и целые коррупционные схемы будут разрушены. А в данной ситуации проверяющий в любом случае в выигрыше, а проверяемый в любом случае в проигрыше. Мне никто не докажет, что статья внебюджетных поступлений предполагает планы по сбору штрафов в бюджет. Но не все же ради бюджета нужно делать.
Сейчас в Казахстане идет кардинальное реформирование всей разрешительной системы и всех уведомлений и требований госорганов. У нас зачастую требования неисполнимые, а это и есть источник коррупции.
- Отчего это происходит?
- А я скажу вам. От непрозрачности принятия решений, ведь у нас до сих пор работает 5 статья закона о нормативных правовых актах, где каждый ведомственный приказ должен выполняться на уровне закона. Нет, так не должно быть и общественные советы все-таки должны быть с фильтром, потому что ведомственные приказы не проходят никакого фильтра. Законы хоть проходят парламентский фильтр, а ведомственное нормотворчество у нас до сих пор не шлифуется, а по республике ежедневно проходит от 2 до 3 тысяч нормативных актов. Ну, разве можно такое количество различных приказов отследить? Отсюда и непрозрачность принятия этих самых решений, отсюда возникновение вот этих самых схем по отъему денег, о которых я сказал выше.
Поэтому нужно изменить мотивацию в стране, развивать профессионализм. Успешны в стране только профессионалы, а не те, кто владеет властью, либо полномочиями, либо присосался вот к таким обязательным схемам. Только профессионализм в почете и профессионализм в любой области. Не все могут работать на госслужбе и в этом, думаю, мы движемся в правильном направлении. Это разрушение адмбарьеров, это уменьшение контактов госслужащего и гражданина. Как я уже отметил, ЦОНы нужно срочно вводить и в России, и в Беларуси, коль скоро мы идем по единому экономическому пространству, потому что проблем в России, поверьте мне, намного больше, чем в Казахстане. И мы к этим проблемам пока не готовы.
Торгын Нурсеитова