Так считает известный политолог Досым Сатпаев, которого Zakon.kz попросил прокомментировать произошедшую сегодня реорганизацию правительства, упразднение одних и создание других министерств и ведомств.
Как всегда, в основе очередной аппаратной реорганизации есть официальные и неофициальные причины. К первым относят необходимость повышения эффективности государственного аппарата через уменьшение дублирующих функций у разных структур и сокращение количества госслужащих. Теперь вместо 17 министерств будет 12, куда войдут девять агентств. Хотя под лозунгами оптимизации у нас проводились практически все административные реформы.
Например, еще в 2007 году руководство страны заявляло о том, что будет сокращать на 30% государственный аппарат. А воз и ныне там. Явно действует закон Паркинсона, при котором любая бюрократическая структура рано или поздно начинает работать только на себя, превращаясь в самодостаточный организм.
Это значит, что просто количественное сокращение чиновников не более чем попытка бить по воздуху. Размах может быть большим, а эффект нулевой, так как управленческий аппарат опять будет разбухать, чтобы через какой-то период времени снова возникла необходимость в новой реорганизации.
Поэтому любая административная реформа должна идти параллельно с усилением общественного контроля над деятельностью чиновников, среди которых синдром «временщика» до сих пор довлеет.
К официальным причинам последних структурных изменений в правительстве также относят давление на казахстанскую экономику со стороны неблагоприятных внутренних и внешних факторов, будь то сохранение нестабильной ситуации в финансовой сфере Казахстана, отсрочка добычи нефти на Кашагане или же негативные последствия для казахстанской экономики от ужесточения санкций против России.
Но проблема заключается в том, что проводя уже не первую по счету реорганизацию министерств и ведомств, мы снова теряем время, которое тратим не на нейтрализацию этих факторов, а на пересаживание чиновников из одного кресла в другое. Теперь еще как минимум полгода, реорганизованное правительство будет привыкать к появлению новых министерств, бастыки перемещаться из одного кабинета в другой и притираться друг к другу.
В целом возникает такое ощущение, что если в Казахстане проводится очередная реорганизация в госаппарате, то либо для того, чтобы оттянуть решение насущных проблем, либо как результат очередных подковерных аппаратных игр, где назначение того или иного чиновника на тот или иной пост зависит не от его профессиональных способностей, а от активности его толкачей в лице влиятельных групп давления.
Последняя реорганизация в правительстве вообще напоминает эксперименты Виктора Франкенштейна из известного романа, в котором было создано НЕЧТО сшитое из разных кусков тела, принадлежащих разным людям. Так и в этот раз. От одних министерств и ведомств что-то отрезали и пришили к другим, как в случае с объединением министерства труда и социальной защиты населения с министерством здравоохранения.
Интересно то, что даже в своем предыдущем состоянии эти два министерства по отдельности демонстрировали низкую эффективность. Но почему-то решили, что если объединить два минуса, то получится один большой плюс.
Не менее странной была передача полномочий министерства по чрезвычайным ситуациям в ведение МВД, хотя два этих ведомства изначально имели совсем разные функции и обязанности.
Что касается ликвидации финпола и передачи его функций Агентству по делам госслужбы и противодействию коррупции, то, с одной стороны, логика в этом есть, так как госслужба и коррупция в нашем случае уже давно являются сестрами-близнецами.
С другой стороны, Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции возглавит Кайрат Кожамжаров, который в свое время уже руководил финполом. Выходит, принцип бумеранга в государственном аппарате Казахстана до сих пор работает, и старые кадры возвращаются на свои места, пускай и под другими вывесками.
Такой же принцип бумеранга сработал и в случае с Владимиром Школьником, который возглавил новое министерство энергетики, хотя в свое время он отвечал за развитие энергетики, но в уже давно исчезнувшем министерстве энергетики, индустрии и торговли.
Определенный кредит доверия сохранил Асет Исекешев, который из министра индустрии и новых технологий превратился в министра по инвестициям и развитию. Хотя его новое министерство теперь напоминает накачанного стероидами культуриста, который хоть и выглядит эффектно, но теперь будет играть роль атланта, на которого взвалили кучу дополнительных функций и полномочий из упраздненных структур, агентств и ведомств. А от такой тяжести и позвоночник может сломаться.
Аналогичная ситуация и с Ерболатом Досаевым, получившим министерство национальной экономики, которое теперь напоминает «Титаник». Большое и с красивым названием, но без гарантий того, что не столкнется с айсбергами серьезных экономических проблем, которые у нас передаются по наследству от одного правительства другому.
В целом мы сейчас наблюдаем наступление эры динозавров, где главенствует принцип: чем больше, тем лучше. Создаются мега-банки, формируются мега-министерства, уже давно существует мега-фонд в лице «Самрук-Казына». Весь казахстанский бизнес объединили под крышей Национальной палаты предпринимателей Казахстана.
То есть идет процесс мобилизации финансовых, кадровых, информационных и прочих ресурсов под крышей различных мегаструктур. Хотя, как показывает практика, гигантомания не всегда приводит к результативности там, где не изменяется сущность самой бюрократии, внутри которой настоящих государственников днем с огнем не сыщешь.