На вопросы по недавно объявленной амнистии по налогам и штрафам ответил аналитик АО «Казахстанского центра государственно-частного партнерства» Даурен Нагашыбай.
— В связи с объявленной амнистией, не столкнется ли республиканский бюджет (РБ) с неким дефицитом? Ведь основная часть нашего бюджета – именно штрафы если да, насколько серьезным может оказаться этот дефицит и за счет чего можно негативные последствия нивелировать?
— Амнистия по налогам, штрафам и пене подразумевает освобождение бизнеса от уплаты на определенную дату. Вместе с тем, в Законе о РБ на 2014-2016 годы предусмотрены плановые поступления в 2014 году в сумме порядка 6,1 трлн тг из них порядка 4,2 трлн тг составляют все виды налоговых поступлении. Если учесть, что основная доля поступлений по налогам приходится на корпоративный подоходный налог, и НДС которые уплачивает бизнес, то конечно, в случае амнистии по налогам эта цифра должна уменьшится. То есть, приведет к уменьшению налоговых поступлении в бюджет.
Согласно информации Налогового комитета, по состоянию на 30.06.2014, то есть за полгода, в РБ поступило КПН в сумме – 598 714 548 тыс. тг, НДС в сумме порядка – 454 331 230 тыс. тг, то есть в совокупности больше 1 трлн тг. И это только уплаченная сумма в бюджет, а начислений с учетом штрафов и пени намного больше.
Простая арифметика: если за первое полугодие в общей сложности в РБ налоговых поступления было в сумме – 1 678 300 492 тыс. тг (1,7 трлн тг) то за весь год их согласно прогнозу указанному в Законе о РБ на 2014-2014 годы должно быть 4 273 818 283 тыс. тг (4,2 трлн тг). На сегодняшний день из запланированных средств от налогов в РБ поступило 39%. Если учесть, что доля КПН и НДС от уже поступивших в РБ средств составляет 62%, то в остатке получается, за весь год налога от КПН и НДС должно быть в сумме где-то около 2 649 767 335 тыс. тг. То есть, до конца года от КПН и НДС должно поступить еще порядка 1,5 трлн тг.
Таким образом, в случае амнистии государство рискует недополучить порядка 1 трлн тг. И это только план взыскания налогов, штрафов и пени в РБ. Как уже было отмечено, начисленных налогов и штрафов намного больше. То есть, также есть риск не взыскная всей начисленной суммы по налогам и штрафам по налогам.
Последствия амнистии могут быть достаточно серьезными по тем причинам, которые мы уже говорили, повторюсь что основная доля налоговых поступлении составляет КПН, НДС который уплачивает бизнес. Если учесть, что РБ может недополучить примерно 20% запланированных расходов, то это приведет к дефициту РБ.
— Последствия дефицита бюджет могут быть разные:
Во-первых, сокращение расходов РБ. Расходы РБ состоят из обязательств государства перед обществом и из расходов направляемых на развитие. Сокращение расходов по обязательством может привести к нестабильной ситуации в Обществе (пример кризиса в Греции, Испании). Сокращение расходов на развитие также может привести к нестабильной ситуации в Обществе (отсутствие инфраструктуры, торможение в развитии и т. д.).
Этот путь не всегда выполним, так как уменьшение государственных закупок лишает поставщиков доходов. Они не имеют возможности развивать свое хозяйство, что усиливает стагнацию в экономике. А сокращение социальных программ социальную напряженность и ведет к сокращению совокупного спроса, что, в свою очередь, тормозит рост производства.
Во-вторых, дефицит бюджета может превратится в государственный долг. Так как, согласно бюджетного законодательства РК финансирование дефицита бюджета обеспечивается за счет заимствования и используемых остатков бюджетных средств. Необходимо отметить, что Законом о РБ на 2014-2016 годы в 2014 году прогнозируется дефицит в размере 918 645 546 тыс. тг (0,9 трлн тг). В случае амнистии дефицит может составить почти 2 трлн тг в 2014 году.
Справка: Если учесть информацию в открытых источниках то государственный долг Казахстана на 30 июня 2014 года достиг 4827,2 млрд тг, увеличившись с 1 января текущего года на 427,2 млрд тг. В том числе долг правительства на указанную дату составил 4802,8 млрд тг: 3895,1 млрд тг внутреннего долга и 907,6 млрд тг внешнего долга, долг Национального банка РК – 8,9 млрд тг, долг местных исполнительных органов – 15,5 млрд тг.
В-третьих, истощение Нацфонда. Согласно бюджетного законодательства Национальный фонд Казахстана представляет собой активы государства в виде финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правительства РК в Национальном Банке РК, а также в виде иного имущества, за исключением нематериальных активов. Национальный фонд РК осуществляет сберегательную и стабилизационную функции.
— Какими мерами можно снизить негативные последствия амнистии?
— По моему мнению для снижения негативных последствии амнистии может быть следующее. Во-первых, увеличение других видов поступлении в бюджет. Например, поступления от продажи основного капитала. Чем, на мой взгляд, Правительство уже занимается проводя приватизацию.
Во-вторых, сокращение численности гос.аппарата. Учитывая изменения, которые прошли в Правительстве шестого августа текущего года, уже можно ожидать сокращения. Вместо ранее существовавших 19 министерств путем присоединения и передачи функции образовано 12 министерств и сокращены агентства. Считаю, что сокращение коснется вспомогательных структур обеспечивающих деятельность гос.органа (канцелярия, бухгалтерия, и т. д.). Кроме того, могут быть сокращены единицы, функции которых будут дублироваться.
В-третьих, следует точно оговорить пределы амнистии.
Каким образом? Возможно, точно оговорить суммы амнистии. Что касается штрафов и пеней, оговорить сроки за которые они были начислены. То есть когда списываются не все штрафы, а за определенный период. Думаю, принимаемые меры должны быть безболезненными для бюджета.
— Спасибо за интервью!