Так считает известный эксперт по контрабанде табака в Европе Люк Йохансон из Бельгии, с которым мы были на Шестой сессии Конференции Сторон Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, которая прошла в Москве буквально несколько дней назад. В ней участвовало более 180 стран из всех уголков земного шара, обсуждался ряд важных вопросов, но самым главным было утверждение Статьи 6 Рамочной конвенции. Ее поддержали практически все страны, в том числе Казахстан.
По сути, эта норма является проектом руководящих принципов в области налогообложения табака. Как считает г-н Йохансон, из всех мер по борьбе против табака, повышение акцизов на табак – самое эффективное.
Справка Zakon.kz
По данным, представленным на московской конференции, в прошлом веке курение табака убило сто миллионов человек и если сейчас не предпринять должные меры, то в XXI веке табачная эпидемия унесет миллиард жизней и особенно в странах с низкими и средними доходами населения.
- Повышение акцизов на табак – самая эффективная мера против потребления табака. Высокий акциз и цена на сигареты снижают продажу сигарет, что в свою очередь снижает распространенность курения, количество новых курильщиков и повышает количество бросивших курить. Кроме того, эта мера приносит очень большие доходы в бюджет страны. То есть это тройной выигрыш, когда есть только преимущества и никаких проблем, никаких недостатков.
- Люк, расскажите, пожалуйста, более подробно о Статье 6 Рамочной конвенции и руководящих принципах.
- Должен сказать, проект руководящих принципов рассматривался в ходе переговоров по глобальному вопросу - Рамочной Конвенции Всемирной Организации Здравоохранения по борьбе против табака. В целом в Статье 6 говорится о важности повышения налогов на табачные изделия, о снижении распространенности употребления табака, а руководящие принципы дают более специфическую рекомендацию, как именно повышать налоги, акцизы. При этом была сноска, что ВОЗ в качестве оптимального уровня рекомендует акциз на сигареты в размере 70 процентов от розничной цены пачки. Но это, конечно, просто рекомендательный документ, тут никаких нарушений суверенитета стран нет.
При обсуждении Статьи 6 трудно было сразу спрогнозировать, будет ли она утверждена или нет, хотя по большому счету были позитивные знаки. Мы наблюдали за европейским регионом, там были и Европейский союз, и Россия, и Турция и все они высказались за принятие данной статьи без изменений. Их примеру последовали другие регионы, поэтому мы надеялись и верили, что она, скорее всего, будет принята, и наши прогнозы оправдались.
- Какие страны или Стороны конвенции были против принятия Статьи 6?
- Ее поддержали все регионы, все были за то, чтобы она была принята на этой конференции и чтобы ее внедрили по всему миру. Единственное, поначалу вызывали обеспокоенность Япония и Китай, мы не всегда знаем, что они предпримут, но и они при обсуждении тоже высказались «за».
Справка Zakon.kz
На встрече в Москве китайская сторона заявила, что они придают огромное значение здоровью людей и контролю над табачными изделиями и правительство Китая разработало план борьбы с табаком на 2012-2015 годы. «Мы стремимся к снижению курения и проводим информационную компанию среди нашего общества по борьбе с незаконной торговлей табачными изделиями. За последние 2-3 года все госучреждения Китая приняли участие в этой деятельности, и в конце 2013 года наше правительство выступило с призывом ко всем активнее выступать за запрет курения в общественных местах, и это было позитивно встречено гражданским обществом», заявила представитель китайской стороны. По ее словам, в Китае принимаются законодательные и образовательные меры в области налогообложения, образования с тем, чтобы преодолеть негативное влияние табака и пассивного курения.
- Господин Йохансон, а что-нибудь тормозило принятие Статьи 6 на этой конференции?
- Была некая обеспокоенность некоторых стран по поводу суверенитета на налоговую политику, но в руководящих принципах, которые обсуждались в Москве, этот суверенитет был подчеркнут везде, практически в каждом пункте. То есть страны пытались защитить свой суверенитет по налоговой политике, и они этот вопрос, конечно же, поднимали. Жесткую позицию против высказала только Гватемала.
- Какой может быть эффект от принятия этой статьи?
- На мой взгляд, эта статья будет иметь такой же мощный эффект, как и статья 8 о бездымной политике. В свое время только две страны в мире практиковали стопроцентную бездымность, а по прошествии каких-то десяти лет уже практически все страны внедряют у себя бездымную политику, освобождаются от табачного дыма, от курилок. Также, считаю, эта статья поможет странам эффективно повысить налоги на табак и снизить его потребление.
- Как вы думаете, связано ли повышение акцизов на табачные изделия с их контрабандой?
- Повышение акцизов может привести к контрабанде табачной продукции, но сказать, что это напрямую связано с уровнем налогов, нельзя, потому что контрабанда на самом деле зависит от уровня «жесткости» контролирования, администрирования налогов, коррумпированности и дырявости таможенной системы. Если у вас низкие штрафы за контрабанду, если у вас высокий уровень коррупции, если у вас нет методов мониторинга за контрабандистами, за людьми, которые перевозят эту продукцию, тогда контрабанда может быть логичным следствием. Опыт Англии, к примеру, показывает, что там в 2000 году стоимость сигарет была 5 евро, а в 2013 году 10 евро. Как видим, двукратное повышение цены. При этом, контрабанда снизилась с 21 до 9 процентов, более чем наполовину. Даже при такой высокой цене как 10 евро, контрабанда снизилась в два раза. И таких примеров много – Южная Африка, Канада, Турция.
В европейском регионе самые низкие цены на сигареты в прибалтийских странах – Эстонии, Литве, Латвии. Но у них самый высокий уровень контрабанды, потому что они соседствуют с Беларусью и Россией, где цены на сигареты еще ниже. Это означает, что уровень акциза не является показателем того, что контрабанда будет. Контрабанда, еще раз повторяю, зависит не от уровня акциза, а зависит от уровня коррумпированности и дырявости таможни, слабости контроля и администрирования. Контрабанда сигарет возникает из-за того, что в страну легко проникнуть, что за границами там плохо блюдут, слабо контролируют сбор налогов.
Справка Zakon.kz
- Рост прямых расходов на здравоохранение вследствие болезней, вызванных употреблением табака, и повышение косвенных расходов в результате преждевременной смерти, инвалидности из-за болезней, связанных с табаком и потерь в производительности являются важными отрицательными последствиями употребления табака.
- Эффективные налоги на табачные изделия не только ослабляют эти внешние последствия за счет сокращения потребления и распространенности, но и способствуют снижению государственных расходов на покрытие затрат здравоохранения, связанных с потреблением табака.
- Осуществление Статьи 6 РКТБ ВОЗ является важным элементом политики борьбы против табака и усилий по улучшению здоровья населения. Налоги на табак должны применяться в рамках всеобъемлющей стратегии борьбы против табака в соответствии с другими статьями РКТБ ВОЗ (Проект Руководящих принципов осуществления Статьи 6 РКТБ ВОЗ).
Торгын Нурсеитова
(перевод Дарьи Халтуриной)
Алматы - Москва