В послании Президента Республики Казахстан - народу Казахстана»: новый политический курс состоявшегося государства» Лидером нации Нурсултаном Назарбаевым была представлена «Стратегия «Казахстан-2050», в которой среди десяти глобальных вызовов ХХI века указаны угроза глобальной продовольственной безопасности, острый дефицит воды, глобальная энергетическая безопасность, исчерпаемость природных ресурсов.
Дальнейшее развитие Казахстана, как успешного государства, предполагает диверсификацию экономики, создание эффективных производств, экологичных и ресурсосберегающих технологий. Одним из важных экономических рычагов в системе экологического менеджмента может служить процедура экологического аудита предприятий, деятельность которых связана с негативным воздействием на окружающую среду и здоровье населения.Об особенностях экологического аудита в РК Zakon.kz рассказывает Председатель ОО «Национальной экологической аудиторская палата» Мирас Байсеитов.
- Мирас Алмазович, расскажите, пожалуйста, что из себя представляет экологический аудит и когда его внедрили в Казахстане?
Экологический аудит, как самостоятельное направление деятельности в области охраны окружающей среды в Республике Казахстан, предусмотрен нормами действующего природоохранного законодательства. Экологический кодекс РК содержит соответствующий раздел – Глава 9 «Экологический аудит» (статьи 80 – 94), в котором сведены нормы, определяющие виды, условия, состав и особенности его применения. Для многих хозяйствующих объектов Казахстана сегодня экологический аудит не только норма закона, но и способ подтверждения эффективности работы систем экологического менеджмента, природоохранных мероприятий и подтверждение соответствия требованиям национального законодательства.
Внедрение в практику экологического аудита, как вида деятельности, охватывает большой период в новой истории Казахстана. Еще в первой редакции Закона РК «Об охране окружающей среды», а это далёкий уже 1997 год, соответствующее определение и норма присутствуют. Кстати, по мнению многих специалистов, именно первая редакция первого национального экологического закона была наиболее удачной. Так статья 81 закона в старой редакции указывала, что «экологический аудит - независимая проверка хозяйственной и иной деятельности организаций и граждан с целью соблюдения ими норм и правил охраны окружающей среды, экологических требований, включая правильность составления отчетности по использованию и воспроизводству природных ресурсов».
- Какая законодательная база сформирована в РК к настоящему времени?
К сожалению, кроме трех кратких статей в указанном законе, на деле экологический аудит не был подкреплен нужными правовыми нормами, что реально мешало широкому внедрению этого механизма в сферу экономических и производственных отношений. В то же время, некоторые компании воспользовались этим инструментом и провели экологические аудиты опираясь на указанные нормы и опыт привлекаемых экологических организаций. Это было, скорее всего, единичные случаи, в целом подтверждающие общую картину не востребованости этого важного элемента природоохранной деятельности.
В дальнейшем, в рамках развития экологического законодательства, был подготовлен проект Закона РК «Об экологическом аудите», который включал уже ряд статей, конкретизирующих процедуры, особенности организации и проведения экологического аудита. Однако, отдельный закон так и не был принят, поскольку в июле 2005 года Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Ка-захстан по вопросам экологического аудита» были внесены необходимые дополнения в действующий закон «Об охране окружающей среды». Тогда же, впервые были введены нормы о Палате экологических аудиторов.
В 2007 году все ранее разработанные нормы, касающиеся экологического аудита, были включены в соответствующий раздел Экологического кодекса РК. В Экологическом кодексе рассмотрены основные определения, виды аудита, особенности его проведения, требования к аудиторским отчетам, определены задачи и полномочия палаты экологических аудиторов.
Нормативная правовая база в сфере экологического аудита в ноябре 2013 года была дополнена Модельным Законом «Об экологическом аудите», принятым Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества независимых государств в качестве рекомендательного законодательного акта.
Таким образом, к настоящему времени в Казахстане сформирована законодательная база для осуществления планомерной экологической аудиторской деятельности. В то же время наличие пробелов в формулировках, отсутствие необходимых подзаконных актов, регламентирующих процедурные вопросы, привели к тому, что ряд статей Экологического кодекса РК пока не работают (в частности статьи 82 и 89 в части применения типового плана экологического аудита, контрольной и регулирующей деятельности Палаты экологических аудиторов).
- Для чего была создана «Национальная экологическая аудиторская Палата», чем занимается объединение и какие основные задачи выполняет?
Республиканское общественное объединение «Национальная экологическая аудиторская Палата», как некоммерческая, независимая, самоуправляющаяся профессиональная организация экологических аудиторов, было зарегистрировано в соответствии с требованиями действующего законодательства Казахстана в декабре 2005 года. Палата в своей дея-тельности руководствуется Экологическим кодексом РК, а также Уставом организации, определяющим рамки ее деятельности. В настоящее время Палата объединяет автори-тетные экологические аудиторские организации, а также индивидуальных экологических аудиторов. Деятельность Палаты согласована с руководством уполномоченного органа в области охраны окружающей среды (МООС РК).
Основными задачами Палаты являются:
материально-техническое, справочно-информационное и методическое обеспечение деятельности экологических аудиторов;
проведение профессиональной подготовки по экологическому аудиту для аудиторов согласно Программе;
организация профессионального контроля за осуществлением экологической ауди-торской деятельности.
«Национальная Экологическая Аудиторская Палата» создана в целях:
организации и совершенствования экологической аудиторской деятельности в Республике Казахстан, увеличения профессионального потенциала экологических аудитор-ких кадров, повышения качества экологического аудита, представления и защиты прав и законных интересов членов Палаты в законодательных и исполнительных органах государственной власти Республике Казахстан, международных и зарубежных организациях;
контроля за соблюдением своими членами требований нормативных правовых актов Республики Казахстан, правил (стандартов), внутренних правил (стандартов) Палаты, требований профессиональной этики;
организации системы подготовки, повышения квалификации консультационного и информационного обеспечения членов Палаты и т.д.
Палата экологических аудиторов регулирует деятельность экологических аудиторов и экологических аудиторских организаций, разрабатывает на основе международной практики стандарты экологического аудита в соответствии с законодательством Республики Казахстан. В соответствии с требованиями Экологического кодекса, членство экологических аудиторских организаций в Палате экологических аудиторов является обязательным.
Помимо указанных законодательных актов Палата в своей деятельности опирается также на международные стандарты в указанной сфере (ИСО 14001 «Системы экологического менеджмента», ИСО 14004 «Общее руководство по принципам и поддерживающим ме-тодикам», ИСО 19011 «Руководство по аудиту систем менеджмента», ИСО 17021 «Требо-вания для органов, проводящих аудит систем менеджмента»).
Благодаря формированию нормативной правовой базы практика природоохранной деятельности на территории Казахстана через процедуру экологического аудита приобрела новые рычаги влияния на деятельность крупных предприятий, наносящих ущерб окружающей среде и здоровью населения в районах их воздействия. Если ранее процедура экологического аудита применялась крайне редко, только в отдельных случаях, то после введения в действие Экологического Кодекса в 2007 г. практика проведения экологического аудита (обязательного и инициативного) стала более распространенной. По нашим оценкам, ежегодно проходят десятки экологических аудитов, как инициированных контролирующими органами, так и самими предприятиями.
В то же время, текущая деятельность многих экологических аудиторских организаций (экологических аудиторов) и аудируемых субъектов не в полной мере соответствует требованиям Экологического Кодекса РК. В частности, при проведении экологического аудита стороны не руководствуются типовой формой плана проведения экологического аудита, утвержденной Палатой экологических аудиторов. Уполномоченным органом в области охраны окружающей среды выданы десятки лицензий экологическим компаниям на право проведения экологического аудита, однако требование об обязательном членстве в Палате экологических аудиторов во многих случаях не выполняется, что в дальнейшем может привести к отмене полученных результатов аудита.
- Так ли необходима Палата и какими наработками вы уже можете похвастаться?
Мы полагаем, что безусловное соблюдение требований Экологического кодекса РК в части регулирования экологической аудиторской деятельности через Палату, позволит повысить эффективность и качество аудита, позволит обеспечить рост профессионального уровня экологических аудиторов и ведение реестра выполненных аудиторских работ.
Палата предприняла ряд шагов по налаживанию более тесного контакта с государственными органами, что позволило бы возместить имеющиеся пробелы в нормативной правовой базе, возникшие из-за отсутствия необходимых подзаконных актов, регламентирующих деятельность экологических аудиторов. В частности, нами был разработан рамочный документ по организации и проведению экологического аудита в РК, который позволил бы упорядочить процедурные вопросы через Палату экологических аудиторов.
В результате проведенных консультаций и совместного рассмотрения этого вопроса Комитет экологического регулирования и контроля МООС рекомендовал более полно использовать права, предоставленные законодательством Палате, как независимой некоммерческой организации, самостоятельно разрабатывать и внедрять необходимые регулирующие документы. Это в полной мере соответствует наблюдающейся тенденции передачи ряда контрольных функций от государственных органов самоуправляющимся, негосударственным структурам.
В связи с этим, Национальная Палата экологических аудиторов, разработала и утвердила типовой план проведения экологического аудита, приступила в ведению реестра выполненных аудиторских работ членами Палаты, разработала порядок организации проведения экологического аудита. Кроме того, нами подготовлены предложения по дальнейшему развитию природоохранного законодательства в части совершенствования тендерных процедур, учитывающих обязательный характер членства в Палате экологических аудиторов, использование типового плана проведения экологического аудита, квалификации и аттестации экологических аудиторов.
Полагаем, что широкое внедрение экологического аудита в Казахстане, как экономического механизма управления деятельностью природопользователей в области охраны окружающей среды, станет общепринятой практикой, что будет соответствовать международному опыту и гармонизированным нормативным правовым актам.
подготовила Елена Ильинская