Президент Ассоциации предпринимателей Алматы Виктор Ямбаев считает, что сегодня самая эффективная антикризисная мера – не накачка бюджета, а повышение потребления внутри страны. А заливать бюджетными деньгами экономику это все равно, что тушить керосином пожар. Правительство должно не финансировать проблемы, а решать их. А решать можно, только воспитывая средний класс и повышая платежеспособность населения.
- Виктор Вениаминович, недавно на совещании у акима Алматы вы как всегда пламенно, страстно выступали по проблемным для предпринимателей вопросам. Но ведь вы и раньше их озвучивали, они, что, не решаются?
- Почему же, очень даже решаются. В свое время я их озвучивал на деловом совете при акиме Алматы и многие наши предложения рассматривались потом в налоговом комитете и по многим из них были приняты решения и что примечательно - не было принципиальных разногласий.
- Какие это вопросы?
- Прежде всего, вопрос о расширении патентной системы, разрешить патентщикам иметь хотя бы двух наемных работников. Тем самым мы существенно легализуем теневую занятость этих бригад в сфере строительства. Считаю, в свое время было ошибкой, когда отвращали людей от патентной работы: человек брал патент, но потом не мог сдать его, прекратить деятельность, это было чрезвычайно сложно. И людям предложили организовать ИП, что это более продвинутая форма и так далее. Но на практике получилось, что как раз эта часть самозанятого населения оказалась практически полностью в криминале, либо не попадала под внимание налоговых органов. В итоге мы получили большой ресурс теневой экономики в этом самом секторе самозанятого населения, начиная с торгующих на рынках, и заканчивая частными извозчиками.
Также мы предлагали упростить процедуру прекращения деятельности юридических лиц. Сделан первый шаг – мы наконец-то стали закрывать ИП - неплательщиков НДС. Думаю, нужно идти дальше и как можно быстрее и закрывать бездействующие предприятия. Причем исключить из базы налогоплательщиков все юрлица, которые потеряли связь с налоговым органом и не имеют задолженности. Это нужно делать как можно быстрее, понимание с новым Департаментом госдоходов по этому поводу у нас есть.
Далее – приостановление предприятий. К этому нужно относиться очень внимательно, потому что сегодня приостановление это как способ невозможности закрытия предприятия. Поэтому, когда приостанавливают, в налоговом комитете можно бы спросить, с какой целью вы приостанавливаете? Чтобы потом не работать? Тогда давайте лучше по упрощенному порядку закроем предприятие, чтобы не морочить голову. Бывает, к примеру, что при утере сотой формы отчетности закрытому предприятию посфактум выставляют штраф и опять предпринимателя делают виноватым.
Было предложение ввести дифференцированный подход в государственных сборах для малого, среднего и крупного бизнеса. Например, на торговлю алкогольной продукции в общей сложности 127 МРП. Сумма невесть Бог какая для больших людей – порядка 200 тысяч тенге, но для маленьких магазинов она является обременительной, что для небольшого магазина и для большого супермаркета это одинаково. А здесь тоже несправедливость, когда берутся штрафы, поэтому нужно искоренить практику, когда налоговые органы своевременно не уведомляют предпринимателя об имеющихся нарушениях небольшой тяжести, а потом через несколько лет это нарушение всплывает и уже с пеней и штрафами и это выливается в огромные суммы. В этой ситуации нужно быть более настойчивыми. Если, допустим, предприятие формально предупредили о закрытии, то нужно все-таки не раз его предупредить, а несколько раз. Вообще нужно прекратить практику закрытия предприятия, точнее, арест счета за тысячу тенге.
- Помню, вы говорили, что арест счета должен быть исключительной мерой.
- И более ничего, вот такой должен быть фискальный подход.
Далее – вносить изменения в законодательство по лжепредпринимательству. Тут по НДС тысячу вопросов, но все же мы должны дать этому налогу оценку. Мало того, что в России окончательно запутались, сейчас у нас будет единое экономическое пространство, и я уверен, что при взаимозачете НДСа с Россией, у нас возникнут большие проблемы, у нас абсолютно разные методы администрирования этого налога. Он не самый бюджетообразующий, но как показала жизнь, самый коррупционный. Это касается как раз лжепредприятий. Их бы не было, если бы изначально прислушались к нашему мнению, и приравняли хотя бы сумму НДСа к сумме обнала – 7 процентов, тогда не имело бы смысла скрывать этот налог. А сейчас все крутятся вокруг него, осталась последняя прибыль 12 процентов и эти 12 процентов изымаются у предпринимателя.
- То есть вы считаете, что к НДС мы все-таки должны вернуться…
- Да, и это должны быть экспертные сообщества и мы честно должны сказать, что никакой это не налог на добавленную стоимость, а это налог с оборота, который существенно снижает деловую активность и повышает коррупцию. Крайне важно упрощение бухгалтерии налоговой отчетности для предпринимателей. Хорошо, что у нас сейчас отчетность в полгода, но опять же это не касается плательщиков НДС. Поэтому в этом направлении нужно идти дальше и, самое главное, сокращать и упрощать саму отчетность.
В связи с агломерацией мы должны провести некий мониторинг, ведь присоединенные сельские районы не настолько продвинуты как в Алматы, и мы должны идти по максимальному упрощению.
И последнее - по сумме налогов. Качать бюджет очень хорошо, тратить оттуда еще лучше, но делать это любой ценой нельзя. Я не могу согласиться с высочайшими ставками налога на имущество, из-за этого человеку сейчас невозможно прилично выглядеть и прилично жить. Если человек построил дом больше 300 кв. метров, то не надо делать налог на имущество 150 тысяч. Ведь не только воры строят дома и не обязательно на огромные деньги. Это же не тысячи квадратных метров. С какой это стати дом в 300 квадратов стал для семьи в пять-шесть человек предметом роскоши? Высокие налоги на имущество будут большой проблемой на присоединенных к Алматы территориях, я специально хочу заострить на этом ваше внимание. Люди сейчас не готовы заплатить налог на имущество в десять раз больше. Это касается и Шанырака, и присоединенных территорий Талгарского района. Люди в пригородах Алматы построили дома, платили налог на имущество14-15 тысяч тенге, а теперь им нужно будет платить 120-150 тысяч.
Это же касается и налога на транспорт. Налоговикам о снижении налогов не стоит говорить, но мы то общественники и можем говорить и можем рассчитывать на сочувствие государственных органов, они же тоже люди, такие же граждане. Сколько человек должен иметь денег, иметь доход? С чего это вдруг старый Ленд Крузер стал предметом роскоши?! Нам навязали глупое рассуждение, что большая машина больше портит экологию, больше тратит бензина. Да нет! У нас большие территории, нам нужно стимулировать население на передвижение автомобильным транспортом. Тем более, это все вписывается в программу «Нурлы жол», по которой нам предстоит строить автомобильные дороги, а на чем их преодолевать? На Дэу Нэксии или на Жигулях российских? Поэтому нужно стимулировать население. На что может рассчитывать средний класс? Не каждый может купить Лексус за 140 тысяч долларов, а за 25 тысяч может, но только он налог не сможет платить в 200-300 тысяч тенге. 200-300 тысяч налог на транспорт, плюс 150 тысяч налог на имущество, это около 400 тысяч тенге. Только за два движения – прилично выглядеть, хотя бы быть похожим на элиту, а не быть ею. Сейчас можно купить и за 30 тысяч и выглядеть прилично, но нас такой возможности лишили фискальной политикой качать бюджет любой ценой.
- А как прикажете качать бюджет?
- Качать бюджет нужно не любой ценой. Нам нужно любой ценой формировать средний платежеспособный класс, который и будет потреблять эти таможенные продукты. Сейчас самая главная антикризисная мера – не накачка бюджета, а повышение потребления в стране, которое можно сделать только через снижение цен. Наши переговорщики должны быть более принципиальны с Россией, они повышают пошлины, делают заградительные меры. Нам это ничего делать нельзя, мы должны всеми силами понижать пошлины на товары и услуги, которые не производятся в Казахстане, чтобы сделать товар более дешевым, и доступным для нашего населения. Только внутреннее потребление в стране – самая эффективная антикризисная мера. А то, что мы будем заливать бюджетными деньгами экономику, это все равно, что тушить керосином пожар. Правительство должно не финансировать проблемы, а решать их. А решать можно, только воспитывая средний класс и повышая платежеспособность населения.
P. S.
Аким Алматы Ахметжан Есимов почти полностью согласен с нашим собеседником.
- Мы всегда на деловом совете обсуждаем очень острые вопросы развития нашего предпринимательства, и многие наши предложения направляем в правительство и в другие центральные органы. Сегодня Алматы является самым главным донором республиканского бюджета. Если в прошлом году удельный вес города в налоговых платежах составил 27 процентов, то сейчас - 36 процентов. Это высокий показатель. В Казахстане 16 регионов и только один Алматы дает 36 процентов. В этом заслуга и Виктора Ямбаева, он всегда поднимает острые вопросы по налогам и почти всегда правильно поднимает. Спасибо ему за активную позицию в этом вопросе.
Торгын Нурсеитова