Модель построения гармоничных межконфессиональных отношений в РК – одно из важнейших достижений Независимости

Эксперт считает, что политика межэтнического и межконфессионального согласия, проводимая в РК, – это часть той миротворческой миссии, которую осуществляет, культивирует и транслирует всему миру наша страна.
Новые вызовы времени вновь поднимают вопрос, который еще во глубине веков, задал себе великий гуманист: «Человеку дана короткая жизнь, а люди враждуют между собой, приносят страдания друг другу, до каких пор друг друга будем пытать?». В рамках реализации социального проекта по религиозно - конфессиональным отношениям, проводимого Министерством Культуры и спорта и ОО «Инновациялық Даму», эксперт общественного объединения руководитель аналитического центра ӘДІЛЕТ-КЫЗМЕТ Асель Байбекова попыталась дать ответ на столь щепетильную, и в то же время актуальную тему.

Как отмечает эксперт, сегодня как никогда актуальны слова выдающего ученого всех времен и народов аль-Фараби: «Вся земля станет добродетельной, если народы будут помогать друг другу для достижения счастья». Для вражды и непонимания между народами всегда находилось много поводов. Один из них - религиозная принадлежность. Религиозный экстремизм имеет древнюю и трагическую историю – много человеческих жертв было принесено на алтарь религиозного фанатизма.

Асель Курмантаевна, какую роль играют религии в возрождении духовных ценностей? И откуда возникло понятие религиозного экстремизма? Как предотвратить это явление и как оградить молодежь от него? 

Религия затрагивает самые тонкие струны человеческой души, вероисповедание человека отражает его нравственные убеждения и доминанты внутреннего мира. Традиционные религии в контексте сегодняшнего дня играют огромную роль в возрождении духовных ценностей, призывают к милосердию, уважению к старшим, заботе о младших и немощных. Суть религии сложна и многогранна, поэтому путь к истинным религиозным ценностям нелегок. Истинная вера не терпит суеты и показной приверженности к той или иной конфессии. Все мировые религии осуждают отсутствие терпимости, справедливости и равенства.

Нетерпимость в вопросах вероисповедания проявляемая в крайней форме – религиозном экстремизме и сегодня остается одной из главных бед современного общества. Росту религиозного экстремизма способствуют кризис духовно-нравственных ценностей в социуме, обострение социальных проблем в силу мирового геополитического и экономического кризиса, религиозная безграмотность. Религиозный экстремизм многолик и коварен, способен быстро распространяться, зачастую хорошо финансируется зарубежными организациями и является частью большой политической игры.

Особо уязвимой и чувствительной группой для вовлечения в разные формы религиозного экстремизма в силу своих психологических особенностей возрастного характера, максимализмом в сознании и крайностями в поведении является молодежь. Поэтому одним из важнейших направлений работы по профилактике религиозного экстремизма должна быть работа в молодежной среде. Религиозные взгляды молодежи формируются прежде всего под влиянием родителей и родственников. Вместе с тем, важна роль средств массовой информации, необходимо наладить эффективно работающие информационные каналы по религиозному воспитанию молодежи.

- Что Вы можете сказать о Казахстане: какова ситуация у нас, как выстроены межконфессиональные отношения и какую политику ведет руководство страны в данном вопросе?  

Модель межэтнического и межконфессионального согласия, сложившаяся в нашей стране за прошедшие десятилетия сегодня известна во
всем мире. Она является прецедентом уникального опыта и примера того, как факторы риска – полиэтничность общества, принадлежность к разным конфессиям – могут быть превращены в факторы возможностей и мощный ресурс для развития и укрепления гражданского общества. Благодаря взвешенной и дальновидной политике Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в религиозной сфере в республике был запущен механизм взаимного обогащения культурным и духовно-нравственным опытом, сохранения и развития уважительных и теплых взаимоотношений между разными этносами и представителями различных конфессий.

Модель построения гармоничных межконфессиональных отношений в Казахстане – это одно из важнейших достижений Независимости. Равенство всех казахстанских граждан независимо от вероисповедания закреплено в законодательном порядке, в том числе и в главном правовом документе страны – Конституции Республики Казахстан. Свидетельством огромного внимания государства к вопросам в сфере религии является преобразование Комитета по делам религий в Агентство Республики Казахстан по делам религий, который в настоящее время осуществляет функции и полномочия в сфере межконфессионального согласия и обеспечения прав всех граждан на свободу вероисповедания. Ответом на изменившуюся ситуацию и новый виток активизации в мире экстремистских религиозных группировок стала государственная регистрация и перерегистрация религиозных объединений в 2012 году, которые позволили обновить данные, систематизировать мониторинг деятельности религиозных объединений, получить ясную картину о религиозной ситуации в республике в целом.

Мощным инструментом сохранения и развития межэтнического и межконфессионального согласия в республике и за ее пределами является Ассамблея народов Казахстана, созданная по инициативе главы государства в 1995 году. Уникальной диалоговой площадкой для представителей разных религиозных течений стал Съезд лидеров мировых и традиционных религий,

Историко-культурный и мировоззренческий фундамент существующей сегодня модели межэтнического и межконфессионального согласия в Казахстане опирается на такие традиционные, издревле присущие жителям казахской земли качества, как уважение и толерантность, гостеприимство, открытость и великодушие. В каждом незнакомце степняк видел гостя или друга, стремился сделать все, чтобы он чувствовал себя как дома, делился с ним последним.

Возможность прикоснуться к духовным ценностям религии, полученная после развала советской империи, стала поворотным моментом для изменений в мировоззрении граждан независимого Казахстана. Огромный интерес начали проявлять к религии все - от мала до велика, происходит этап переосмысления жизненных ценностей, поиски ответов на сакраментальные для каждого человека вопросы.

Высокую планку для всех нас в отношении к различным религиям простыми и мудрыми словами установил глава нашего государства в интервью у подножья гору Улытау: «Нельзя утверждать, что наша вера – истинна, а другие – второстепенны. Мы должны изучать, знать, уважать, почитать и другие религии». Уроком-предостережением для всех казахстанцев звучат слова Елбасы: «Следуй заповедям, но не ударяйся в крайности! Есть религиозные течения, наносящие нам вред. Нам необходимо держаться подальше от них и брать за правило заповеди религии, исповедующие истинную духовность».

Политика межэтнического и межконфессионального согласия, проводимая в Казахстане, – это часть большой политики, часть той миротворческой миссии, которую осуществляет, культивирует и транслирует всему миру наша страна. В нашей стране система межконфессиональных отношений выстроена таким образом, что казахстанцы, соприкасаясь с иной религией спрашивают себя не о том, что ее отличает от своей, а о том, что имеется общего, что объединяет нас и делает единомышленниками, согражданами и просто гуманными людьми. И как показывает жизненный и исторический опыт, это означает, что, в решении религиозного вопроса Казахстан нашел верный путь к достижению счастья и построению добродетельного общества.


Следите за новостями zakon.kz в: