В последний месяц осени глава государства неожиданно выступил с очередным посланием к народу Казахстана. Но главной особенностью президентского обращения стала не только его внезапность, но и откровенное признание Нурсултана Назарбаева, что Казахстан в предстоящие несколько лет ждут нелегкие времена, передает агентство КазТАГ.
Напомним, для того, чтобы пройти новый период экономической нестабильности президент даже объявил курс на новую экономическую политику, причем дав добро на выделение средств из Национального фонда – ежегодно по $3 млрд в предстоящие три года. Дать оценку посланию главы государства мы попросили председателя правления общественного объединения «Финпотребсоюз» Айдара Алибаева.
Зачем президент распечатал Нацфонд?
- Айдар Байдаулетович, недавно глава государства выступил с очередным посланием к народу. Как вы его оцениваете? Что для вас стало новым и неожиданным в нем?
- Первое, что меня удивило - некая поспешность очередного послания. Это наталкивает меня на мысль, что именно характер развития событий в нашей стране, в мире и на территории СНГ подтолкнул президента сделать неожиданное обращение.
Наиболее же интересным в послании для меня стало то, что Нурсултан Назарбаев дал добро на распечатку Национального фонда. Ведь в последние годы, кто бы из наших высоких чиновников, как и на какие бы цели не просил главу государства выделить деньги из Нацфонда, президент всегда категорически отвечал: «Нет!». Образно говоря, он держал этот мешок завязанным и под своим личным контролем.
В результате многие наши чиновники уже успели поостыть, бросив попытки добиться выделения из него средств. И вдруг глава государства, что, видимо, удивило не только меня, принимает решение развязать этот мешок, и начинает заливать экономику деньгами. Лично для меня это оказалось самой неожиданной и самой значимой мерой, озвученной в послании.
- Как вы считаете, почему президент пошел на этот шаг? Неужели экономические перспективы Казахстана в ближайшие годы, настолько плохие, что приходится распечатывать Нацфонд? Или есть еще какие-то другие факторы?
- На мой взгляд, его действия можно объяснить несколькими причинами. Одна из них - внутренняя. Экономическая ситуация в стране начинает вызывать беспокойство: растет инфляция, хороших предложений по борьбе с явной и скрытой безработицей нет, платежный баланс ухудшается, вывоз денежных средств увеличивается, инвестиции снижаются, возможностей для внешних заимствований становится меньше. Конечно, мы не отрезаны от международных финансовых рынков, как из-за западных санкций Россия, однако косвенно они сказываются и на нас.
Все это негативно влияет на казахстанскую экономику и на денежное предложение в стране. А поскольку мы фактически стоим на пороге 2015 года, то есть, по сути, предвыборного периода, то власть предпринимает шаги, чтобы в перспективе заручиться поддержкой граждан, тем более, что доверие населения подорвано проведенной в феврале очередной девальвацией.
При этом девальвационные риски снова растут, а поскольку не за горами президентские и парламентские выборы, то проводить очередной обвал тенге властям нельзя. Хотя, в тоже время уже созрели объективные факторы, которые оказывают давление на курс нацвалюты. Это и резко снизившиеся цены на нефть, это и значительное ослабление рубля, это и косвенное негативное влияние антироссийских санкций, и, наконец, это и неэффективное госуправление и, в частности, из рук вон плохое управление деньгами.
Другими словами получается, что, с одной стороны, предпосылки для нового ослабления курса уже налицо, но, с другой стороны, проводить очередную девальвацию опасно в силу приближающегося электорального периода. Поэтому для власти не остается ничего другого как использовать деньги Нацфонда внутри страны, чтобы поддержать экономику и заработать политические очки.
- А как эта мера отразится на экономике Казахстана?
- Этот шаг позитивно отразится на курсе тенге, окажет поддержку банкам, МСБ, позволит частично обновит инфраструктуру: ЖКХ, дороги, учебные и медицинские учреждения. Тем самым средства Нацфонда охватят все те сферы, в которых наблюдается дефицит финансовых средств. И в этом смысле распечатка Нацфонда - это недобровольная, а вынужденная мера.
Обыкновенный неоколониализм
- Вы говорили, что для этого шага было несколько причин. Одну из них – внутреннюю - вы уже назвали. А есть ли внешние факторы?
- Безусловно, внешний фактор может быть не так заметен, как внутренний, но он все же есть. На самом деле деньги в Национальном фонде не только размещены в финансовые инструменты западных стран под мизерный процент, но и буквально тают. Однако самое абсурдное заключается в том, что наши же деньги вновь попадают в страну через международные рынки капитала уже под более высокий процент. Тем самым средства Нацфонда наносят по Казахстану двойной удар.
- Что вы имеете в виду?
- Как вы знаете, деньги Нацфонда формируются за счет налоговых отчислений нефтяных и других сырьевых компаний. Эти средства вместо того, чтобы не столько напрямую вливались в нашу экономику, а сколько шли бы на развитие инфраструктуры, вкладываются в ценные бумаги западных стран и в первую очередь гособлигации.
Кстати, потом не факт, что это делается добровольно. Допускаю, что вложения происходят в добровольно-принудительном порядке. Скорее всего, есть определенные договора, в которых четко оговорено, что средства Нацфонда должны вкладываться в западные ценные бумаги.
- То есть вы допускаете, что Казахстан, как многие другие развивающиеся страны, включен в неоколониальную систему западных государств?
- Да. Ведь то, о чем я только, что сказал - есть один из инструментов неоколониализма. Вот представьте себе такую ситуацию: у человека есть миллион тенге. Разве он поступит так, что пойдет и положит его в банк на депозит под 10 процентов, и тут же в другом банке возьмет кредит на ту же сумму под 20 процентов? Как бы вы назвали такое поведение? Для такого случая, самое мягкое слово, неразумное.
А ведь фактически со средствами Национального фонда государство поступает именно так. Оно вкладывает его деньги в западные облигации, условно говоря, под 1-2 процента, а потом наши компании и банки выходят на глобальные рынки капитала и занимают под 7 и более процентов, не говоря уже о китайских кредитах, которые не даются даром, и еще при этом выделяются только на определенных и причем далеко на невыгодных для нас условиях.
- Получается абсурдная ситуация: самого того не желая, мы как, впрочем, и Россия, и Китай, фактически выступаем одними из спонсоров госрасходов, в том числе и военных, западных стран даже на фоне геополитического противостояния между Западом и Востоком?
- Так оно и сеть. То есть наши деньги работают в их интересах, а не в наших. Мало того, что мы несем убыток из-за вложения средств Нацфонда в западные фининструменты, мало того, что там эти деньги тают, мало того, что их те же американцы могут использовать где угодно, может быть даже в целях, которые не соответствуют нашей идеологии, миропониманию и нашей политике, так еще плюс к этому, еще раз подчеркну, они завозят эти же финансы в нашу страну вторично под невыгодные условия и высокие проценты!
Тем самым деньги Национального фонда не только не приносят нам пользы, но и работают против нас. Я думаю, что понимание этой ситуации стало еще одним фактором, который подтолкнул президента принять решение использовать средства Нацфонда внутри страны.
Пример Китая - в помощь, а опыт Украины - урок
- А может быть стоит последовать примеру Китая?
- Почему бы и нет. Китайцы давно уже поняли, к чему может привести политика вложения валютных запасов в гособлигации США. Поскольку китайцы своими товарами заполонили весь мир, в том числе и Соединенные Штаты Америки, то в результате у Китая скопились колоссальные резервы в долларах. Но как они их используют? Да, раньше они активно вкладывались в американские ценные бумаги. Однако они вовремя поняли, что могут стать заложниками политики ФРС и Вашингтона.
Китайское руководство осознало, что американцы в любой момент могут сделать финт и, что Китай останется ни с чем. Поэтому в последние 7-10 лет китайцы проводят агрессивную и весьма эффективную политику по скупке различных активов по всему миру, особенно в Африке, Юго-Восточной Азии, Латинской Америке и в Центрально-Азиатском регионе.
Они скупают месторождения, земли, крупные объекты инфраструктуры: порты, железные дороги и так далее. Китайцы очень мудро действуют, поскольку, во-первых, они избавляются от потенциально рисковой валюты - доллара, и, во-вторых, приобретают реальные материальные активы.
- Но давайте вернемся к причинам решения президента распечатать Нацфонд. Какие есть еще причины, подтолкнувшие президента пойти на этот шаг?
- Конечно, свою роль сыграла ситуация в Украине. К сожалению, на постсоветском пространстве возник очаг напряженности, причем в виде вооруженного конфликта. Причем ни одно государство бывшего СССР от этого не застраховано, и никто не может дать гарантии, что происходящее в Украине не повторится в той или иной форме в других постсоветских государствах.
Поэтому считаю, что и украинский фактор сыграл важную роль в принятии президентом решения использовать средства Нацфонда внутри страны. В результате мы имеем, то, что имеем: со следующего года нефтяные деньги Казахстана активно пойдут в нашу экономику. Хотя уже и сейчас они используются в стране, но в меньших размерах.
Конечно, я не претендую на истину в последней инстанции. И те причины использования средств Нацфонда, которые назвал, - это моя личная точка зрения.
Великий «распил»
- Хорошо. Жребий брошен. Но вы верите в то, что деньги Национального фонда будут эффективно освоены, а не эффективно «распилины» в условиях низкого качества политических институтов, госуправления и чрезмерной коррупции?
- Проблема реализации государственных мер - это проблема, которую так и не получилось решить на протяжении всех лет независимости. Мы постоянно обжигаемся на ней.
К сожалению, у нас сложилась практика, когда, с одной стороны, мы овладели искусством написания, разработки и составления великолепных программ. По этому показателю мы, наверное, чуть ли не первые в мире. Но вся проблема заключается в том, что мы заходим в тупик, как только дело касается их реализации.
Может я плохо осведомлен, но я не вижу качественного продукта «Made in Kazakhstan», за исключением сырья, который мы бы экспортировали и, который был бы хорошо известен в других странах.
С другой стороны, опять-таки, к сожалению, нельзя назвать хороших примеров по производству казахстанских самолетов, планшетов, паровозов, автомобилей. Их просто нет. Получается, мы опять упираемся в проблему реализации намеченных планов.
Хорошо, президент распечатал Нацфонд и обозначил основные направления, по которым его деньги пойдут. Но ведь мало просто выделить средства. Зато я представляю, когда чиновники прочитали или услышали послание, как у них загорелись глаза и вспотели ладошки в предвкушении великого «распила».
- А как вы видите процесс реализации послания? Не будет ли он проводиться в спешном порядке? И к чему это может привести?
- Считаю, что будет. Поскольку приближается электоральный период, то вливания средств Нацфонда в экономику будут происходить в авральном режиме. Ведь даже само послание было поспешным, а его формат - нестандартным. Потом то, что оно стало вторым за год и, что озвучено к концу года, говорит об экстраординарности происходящего в стране и мире.
Другими словами вся эта экстраординарность будет работать на то, что послание будет реализовываться поспешно. Но ведь у нас даже, когда все происходит в стандартном режиме, деньги постоянно разворовываются. А когда они будут вливаться в поспешном порядке - да сам бог велел их «распиливать».
Мне хотелось бы ошибиться, но те средства, которые будут выделены в ближайшие три года из Нацфонда, увеличат коррупционную составляющую. Если наша обычная практика - это откат в 20-30 процентов, то в этот раз он имеет все шансы достигнуть 50 и более процентов.
- Но ведь глава государства распределился создать спецкомиссию за контролем расходования выделяемых денег...
- Да, президент распорядился создать специальную комиссию, и акцентировал внимание на контроле за использованием средств Нацфонда при встрече с генеральным прокурором. С одной стороны, это совершенно правильно, но, с другой, - вся предыдущая практика показывает, что это не будет эффективно работать.
Назовите мне тех людей, кто войдет в эту комиссию, и я сразу могу назвать, насколько ее работа окажется эффективной. Ведь сколько за последние годы было всевозможных комиссий, в том числе по борьбе с коррупцией. В конце концов, все сводилось к межведомственным разборкам.
- А что следует ожидать в нашем случае?
- В нашем случае следует ожидать увеличения вывоза активов и средств из страны, поскольку большие деньги никто в Казахстане не держит. Опять же получается на первый взгляд парадоксальная ситуация: деньги Нацфонда, завезенные в страну, будучи «распиленными», будут вывезены обратно за рубеж. Но если раньше они вкладывались в западные финансовые инструменты, то теперь будут лежать на оффшорных счетах отдельных товарищей.
Конечно, допуская, что какая-то часть средств дойдет до экономики, образно говоря, какие-то брызги останутся в стране, но опосредованно: чей-то дядя выиграет тендер, чья-то тетя каким-нибудь еще образом вытащит часть из этих денег. Но даже в этом случае приходится сделать неутешительный вывод: серьезного положительного эффекта для страны деньги Нацфонда не окажут.
Потом с учетом того, как у нас происходит реализация госпрограмм нельзя быть уверенным в том, что на те средства, которые дойдут до экономики, будут построены качественные объекты или не останутся на уровне котлованов или хуже того - просто на бумаге. А все потому, что есть у чиновников ощущение безнаказанности, поскольку можно откупиться или просто достаточно иметь хорошую политическую крышу.
Зато средства Нацфонда дадут положительный эффект для власти, поскольку они будут выделяться как раз в электоральный период и позволят снизить, в том числе, девальвационные риски. Тем самым они предупредят негативные социальные последствия, и дадут возможность более спокойно провести предвыборный и выборный периоды.
Ключ к успеху - в реформах?
- Но какой выход из ситуации видите вы? Как сделать так, чтобы государственные инициативы и поручения президента эффективно выполнялись?
- Я уже об этом не раз говорил. Выход есть только один: нужно переформатирование политической системы. Причем я не изобретаю заново велосипед. Нужна реальная политическая конкуренция, а не ее имитация. Нужен нормальный выражающий интересы народа парламент, который будет формировать правительство.
Нужно, чтобы министры несли перед законодательной властью ответственность. Нужно, чтобы они ежеквартально отчитывались перед парламентом. Если министры не выполняют поставленные перед ними задачи, то надо отправлять их в отставку. То есть, как делается в развитых государствах.
Кроме того, необходимо вводить выборность акимов. Ведь что у нас сейчас получается? Акимат в любом регионе выступает главным тормозом развития бизнеса, да и вообще в развитие всех других сфер, хотя они призваны заниматься развитием тех территорий, которыми они управляют.
Следующий момент. Необходимо сделать суды, действительно, независимыми. Но неужели нужно доказывать любому человеку, что судья в принятии своих решений должен руководствоваться буквой закона, а не телефонным правом?
Скажу больше - одну парадоксальную на первый взгляд вещь. Сегодня не главное профессионализм судейского корпуса. Вот говорят, что тот или иной судья профессиональный. Но зачем он нужен, если он принимает решения не в силу своего профессионализма, а в силу того, кто больше даст.
Поэтому я предпочел бы встретиться в суде не с судьей с огромным опытом, у которого полностью девальвирована психология, а с обычным парнем или девушкой, пусть и получившие только недавно диплом и не обладающие большим опытом, но зато честными. Ведь если он или она честные люди, то они просто откроют закон, и будут принимать решения на его основе.
- А как же проблема местного самоуправления?
- Как раз это последнее, что я хотел добавить для полноты картины. Нам просто жизненно необходимо реформировать местное самоуправление. Но не должен глава государства решать вопросы районного масштаба. А ведь, что сейчас происходит? К примеру, забыли сантехники закопать яму - люди пишут президенту. Спрашивается, почему? Да потому, что местная власть не работает. Это говорит о не эффективности системы госуправления.
Сбой с газом или водой - люди пишут президенту. То есть сама структура власти построена так, что все сконцентрировано в руках одного человека. Однако, всем же очевидно, что один человек не в состоянии решить все проблемы.
Поэтому нужно развивать местное самоуправление. Вот возьмите, те же маслихаты, ведь они существуют только на бумаге. Туда приходят депутаты и чиновники только с одной целью – «крышивать» свои интересы. Все. В результате получается так: если депутат пусть хоть областного, городского или районного маслихата лоялен к власти, то взамен этого он имеет допуск к тендерам. Или если у его сына или родственника есть бизнес, то финполиция или налоговые органы лишний раз в его дела не полезут, не говоря уже о других контролирующих госструктурах.
- Так что же делать?
- Все эти порочные связи надо рушить, и просто переходить на цивилизованные и честные отношения. Тогда у нас будет нормальная власть, эффективное правительство и, в конце концов, качественные дороги.
Пока этого нет, ситуация в стране продолжает обостряться. И у власти есть понимание этого. Однако я не рассчитываю, что, по крайней мере, в ближайшее время произойдет некое чудо. Но, тем не менее, я думаю, что понимание проблемы должно проявиться уже на ближайших выборах.
- Спасибо за интервью.
Сергей Зелепухин