Епископ Каскеленский Геннадий: Рождество предопределило великий нравственный прорыв

Рождество Христово -  свидетельство о наступлении в мире новой эпохи, самого тесного единения человека с Богом.  
По традиции в канун православного Рождества Управляющий делами Православной Церкви Казахстана Епископ Каскеленский Геннадий любезно согласился  ответить на вопросы Zakon.кz.

- Ваше Преосвященство, есть ли какие-то особенности празднования этого события в этом году в Казахстане?

- Наверное, Рождество именно такой праздник, который каждый год повторяется и в то же время, он каждый раз новый и это неудивительно. Душа человека пластична, изменчива, мы никогда не стоим на месте в своем развитии - либо совершенствуемся, либо, к величайшему сожалению, деградируем.  Поэтому событие прихода в мир Христа Спасителя всегда раскрывается перед нами по-разному. 

Кто-то, встречая Рождество,  возможно,  вспоминает, какие светлые и радостные чувства владели им в детстве. Но прошли годы, душа огрубела в страстях,  греховный груз лег на нее непосильной тяжестью, и ощущение радости праздника, увы, пропало. 

А для того, кто   живет полнокровной церковной жизнью,   пребывает в напряжении духовных сил,  в  трезвении и  молитве, исполняет заповедь Рождественского поста  - для него праздничные дни наполнены особой радостью, ликованием.   Христос Спаситель говорит: «Радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенной» (Ин. 15:11).  Речь идет об особой радости, об особых благодатных переживаниях, источник которых – Сам Бог. Очень важно понять, что духовная радость, которую  Христос  дает испытать человеку, значительно сильнее, интенсивнее естественных физических или эмоциональных переживаний.  Главное значение церковных праздников и состоит в возможности прикоснуться к этой Божественной радости настолько, насколько мы сами к этому подготовлены. 

Встречая Рождество 2015 года, в православных приходах Казахстана мы делаем акцент на проведение детских и молодежных мероприятий, стараемся охватить  учащихся всех приходских воскресных школ, чтобы они были заняты в рождественских елочных представлениях. Подлинная радость всегда побуждает человека щедро делиться ей с другими. Ее невозможно удержать в себе,  как нельзя помешать бьющему  из земли мощному  водному  источнику.  Дети и подростки придут в дома престарелых, в детские дома уже не как представители церковных общин, а  сами, по велению сердца.   Мы стараемся пробудить творческий потенциал наших детишек:  рождественские рисунки, поделки будут представлены на каждом приходе.

- Рождество – это  праздник   культуры  славянского мира?

- Не только славянского. Вообще у Рождества в этом смысле нет аналогов, нет другого события в истории человечества, которое бы дало такой мощный  культурный импульс.  Рождество Христово  предопределило  великий нравственный прорыв,  стремление  человеческого духа к небесам.    Рождество  - культурообразующий праздник для всего человечества, его значение выходит далеко за конфессиональные рамки  христианства. 

 Сегодня  в нашем, так сказать,  рождественском  подарочном сундуке  «Святая ночь» Шуберта,   балет Чайковского «Щелкунчик»,    бесчисленное количество мелодий и песен на всех  языках мира, включая особо дорогие нам украинские колядки. Там и циклы  рассказов Диккенса и Гоголя, стихи Лонгфелло и Пастернака;   украшения и ярмарки немецких   «адвентов»,   традиции русских святок и рождественских елок,  которые в советское время органически перетекли во встречу  Нового года и  многое-многое  другое. 

Я был удивлен,  когда, знакомясь с творчеством поэта Иосифа Бродского,  человека, который не был христианином,  вдруг обнаружил, что практически каждый год к Рождеству он писал  особое стихотворение. Познавая все  эти  наследия, невольно приходишь к  выводу, что любой школьник должен иметь некоторые культурологические представления о смысле праздника, иначе огромный пласт мирового творческого наследия  останется для него неясным. 

- Так в чем все-таки смысл праздника Рождества?

-  Отмечая  Рождество Христово,  мы празднуем приход на землю Самого Бога, Его «вочеловечение» и в этом Евангелие не оставляет нам сомнений.   Прочитайте  первые строчки  Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё через него начало быть, и без Него ничто не начало быть…» ( Ин 1: 1-3).  А чуть ниже: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца»   (Ин 1: 14).  Мы видим,  что  в Божественном Слове (греч. Λόγος)  заключена вся полнота Божественной  природы («Слово было Бог»).   Но мы видим также, что Божественное Слово восприняло в Себя и всю  полноту  человеческой природы,  все телесное бытие,  плоть (греч. σαρξ).  Евангелист Иоанн рассматривает  принятие плоти как синоним реального вочеловечивания. 

Подобные свидетельства о Божестве Иисуса Христа  рассыпаны по всем книгам Нового Завета.  При этом, в Новом Завете содержатся свидетельства и о человеческой природе Иисуса Христа. Как человек он был  искушаем диаволом, пережил  страдания, смерть.  Читая Новый Завет, мы часто  делаем акцент  на свидетельствах о человечестве Христа. Но отменить свидетельства о Его Божестве невозможно!  Поэтому для христиан нынешний праздник не просто воспоминание об одном из «дней рождения», а   свидетельство о наступлении в мире новой эпохи  - самого тесного единения человека с Богом.  «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом»,  - вот главная мысль  Рождества Христова.

- Вы упомянули про детские рождественские елочные  постановки. Они очень похожи, в них неизменно присутствуют группы пастухов и волхвов, которые оказывают поклонение Младенцу.  Что это означает?

- Точнее сказать, Богомладенцу.   Христос пришел на землю для всех без исключения, но Он не нарушил человеческой свободы, и  люди к нему отнеслись по-разному. Рожественские елки  и рассказывают об отношении людей ко Христу. 

Евангелие сообщает нам, что первыми, кто поклонился Родившемуся, были совсем простые люди – скромные пастухи, пасшие скот близ Вифлеема. Они удостоились явления ангелов и услышали торжественный небесный хор: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» (Лк 2: 8-14).

Спустя некоторое время, к яслям Родившегося  пришли «волхвы»    (Мф 2: 1-2), по всей видимости, вавилонские мудрецы, которые свою языческую мудрость сложили у колыбели Богочеловека. Волхвы отказались от пустых астрологических занятий и избрали путь служения Единому Истинному Солнцу Правды – Христу Спасителю. 

Важно понимать, что волхвов в Вифлеем привел ангел, направлявший их, следовавший перед ними, и не совсем не небесное тело указало  волхвам путь к Вифлеему. 

- То есть христианство отрицает принципы языческой астрологии?

- Отрицает и отрицает радикально, ведь – вдумайтесь - каждый верующий в молитвах и церковных таинствах имеет непосредственное общение с самим Богом.  От Бога мы получили заповеди, регулирующие нравственную жизнь. Бог – единственный хозяин судьбы человека, без Его воли ни один волос не упадет с нашей головы  (Мф 10:29-30). Причем здесь небесные тела, планеты и звезды?  Высчитывать благоприятные и неблагоприятные дни по  знакам зодиака, составлять гороскопы - смехотворное занятие, достойное маленьких детей, но отнюдь не разумных, взрослых мужчин и женщин.

Так вот, рассказывая о пастухах и волхвах, Евангелие раскрывает перед нами два пути религиозного познания: можно прийти к Богу в простоте сердца, имея чистую совесть и непредвзятое мышление.  А  можно убедиться в истине христианства, руководствуясь высокой человеческой мудростью, знаниями о мире, о его мудром устройстве, о его законах;   об удивительной гармонии, совершенстве, целесообразности в природе.  
Но была еще одна группа людей, свидетелей  Рождества, которые объявили войну появившемуся на свет Богомладенцу. Это царь Ирод и его прислужники. На примере Ирода мы видим, как человеческая гордыня и властолюбие вступают в противоречие с Божиим замыслом о мире. Ведь всякий человек должен смириться перед Богом, а многим  этого не хочется.  Ирод, почуяв исходящую из Вифлеема угрозу и опасаясь умаления своей власти, велел  убить в окрестностях этого небольшого  городка  младенцев мужского пола (Мф 2:16).

- Понятно, Рождество необходимо чтить, но нужно ли Рождество защищать?

- Безусловно, нужно защищать, но защищать не военными и насильственными средствами - истинная религия не терпит насилия - а нужно защищать празднование Рождества в духе Рождества, то есть проповедуя Божий  мир и любовь, явленные  в этот  день людям. Об этом хорошо сказано у Иосифа Бродского:
Знал бы Ирод, что чем он сильней,
тем верней, неизбежнее чудо.
Постоянство такого родства —
основной механизм Рождества.

- Если человек впервые в жизни решит отметить православное Рождество, то как он должен поступить, с чего начать? Можно ли прийти в храм в день праздника, если он к этому вообще не готовился?

- Конечно, по Уставу Православной Церкви Рождество предваряется длительным постом, который начинается 27 ноября. Хотя пост и не такой строгий, как Великий (кроме среды и пятницы разрешается вкушение рыбы), но его соблюдение требует большого духовного труда.  Однако, в самый день праздника двери храмов открыты для всех. В большинстве храмов Божественная Литургия совершается в полночь и в 9 часов утра. Причащаться Тела и Крови Христовых рекомендуется только тем, кто старался придерживаться поста и был на исповеди у священника.  Но каждый может придти в храм, зажечь свечу перед образом Родившегося в Вифлееме Спасителя, помолиться своими словами о даровании Богом ему, семье, знакомым милости в наступившем Новом году. 

Христос пришел на землю для всех без исключения: для тех, кто в Него верит и не верит, для тех, кто Ему служит и для тех, кто Ему противится. Бог не мстит человеку,  не держит на человека обиды, не взирает на лица, не делает различий по социальному, национальному и иным  признакам.  Он объемлет Своей любовью всех, как солнце,  которому повелевает «восходить над злыми и добрыми» ( Мф. 5: 45).  Бог есть Бог мира и любви.

- О чем можно просить Бога в рождественские дни?

- Обо всем хорошем, благом, но  особенно уместно просить  о даровании мира странам и народам, об умирении на земле вражды, об искоренении всякой злобы. В эти дни мы особо будем молиться о прекращении разделения и ненависти на братской Украине. 

Православная Церковь неизменно стремится вносить дух примирения в любые гражданские конфликты. В Церкви всегда найдется место людям с различными идеологическими взглядами, представителям партий, часто занимающим диаметрально  противоположные позиции. Как заботливая мать, Церковь обнимает всех. 

В этой связи я люблю приводить цитату из романа писателя  Василия Белова «Кануны». В ней речь идет о вологодской крестьянке, потерявшей в гражданской войне двух сыновей:  «Сынки ее воевали, один в «белых», другой в «красных».  Вот только,  который в каких, она всегда путала, впрочем, было это ей все равно, и тужила она только о том, что лежат они в чужой стороне». Таким должно быть и отношение Церкви к своей пастве.

Пусть Господь благословит всех читателей портала Zakon.kz   миром и благоденствием. 

- Ваше Преосвященство, благодарим вас за интервью и поздравляем всех православных в Казахстане с Рождеством Христовым.

Торгын Нурсеитова

 

Следите за новостями zakon.kz в: