Недавние события в Европе всколыхнули всю мировую общественность. Вновь в СМИ запестрили заголовки о религиозном терроризме, радикализме и угрозах джихадистов. Однако экстремистский акт лежит на поверхности и является результатом допущенных недочетов европейского общества, где парижские события разжигают исламофобию и антиисламские настроения, считает научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК Мурат Смагулов.
- Мурат Нурмухамбетович, причастны ли к печальным событиям во Франции мусульмане, исповедующие традиционный ислам?
- Истинные мусульмане к этому совершенно не причастны и в этом нет ни малейшего сомнения. Это действия экстремистских и псевдорелигиозных группировок. Доказательством тому служит стечение, казалось бы, случайных обстоятельств, однако за ними кроется истинное и явное различие радикального и традиционного ислама.
В ходе полицейского расследования, был отмечен поступок одного из жителей Парижа, который вывел в безопасное место группу людей из захваченного кошерного гипермаркета. Им оказался мусульманин, невольно ставший свидетелем кровавых событий. Его действия помогают развеять миф о том, что мусульманин это террорист или радикал и еще раз доказывают непричастность традиционного ислама к террору и насилию.
Произошедшие события еще раз показали, что даже в европейском постсекулярном обществе существует дискурс религиозных взглядов и светских ценностей. В данном конкретном случае он кроется в исламских религиозных догмах, ставших почвой для разжигания вражды между последователями светскости и религиозности. Сформировавшийся дискурс протекал в латентной форме, время от времени подавая признаки приближения пика, при котором скрывать или игнорировать его практически невозможно.
- Не могли бы вы назвать наиболее яркие примеры или признаки приближения финала столкновения ценностей?
- Среди наиболее ярких признаков приближения своеобразного финала столкновения ценностей можно назвать одну из первых карикатур пророка Мухаммада в 2005 года и антиисламский фильм «Невинность мусульман» 2012 года, в итоге вылившиеся в террористический акт приверженцами экстремизма на территории демократического государства ее же гражданами.
С позиции исламского вероучения, верующим и неверующим категорически воспрещается какое-либо изображение Аллаха или Пророка Мухаммада вплоть до схематических набросков. Также мусульманскими учеными порицается клевета или юмор в адрес Пророка Мухаммада. В демократическом и постсекулярном понимании, которое пытаются выдать в качестве оппонента религиозности, понятие свободы слова и совести используют в качестве инструмента критики исламских ценностей. Это и является так называемым камнем преткновения между радикальными последователями религии и зарубежными издательствами.
- Итак, что можно сказать, анализируя сложившуюся ситуацию во Франции?
- Очевидным становится факт попытки разжечь ценностный конфликт, обострить религиозную ситуацию во всем Евросоюзе и активизировать деятельность террористических группировок. В Европе на сегодняшний день можно заметить открытое столкновение ценностей и взглядов на свободу слова и религиозных убеждений среди политических и государственных фигур.
В заявлении президента Франции Франсуа Олланда, которое ярко выражает позицию главы государства в поддержку свободы слова, прослеживается прямое доказательство противостояния светских ценностей религиозным убеждениям. Это еще раз показывает, что не все европейские методы взаимодействия государства и религии могут заимствоваться и применяться в Казахстане, значит, следует вырабатывать свои методы государственно-конфессионального диалога и взаимодействия.
В Европе сегодня имеются разные оценки парижских событий. Необходимость толерантного отношения к религиозным ценностям со стороны светского общества становится всего лишь риторической, назрела необходимость формирования толерантности. Свобода слова в демократическом обществе не должна становиться способом разжигания религиозной вражды. Чувства верующих – личностная сфера, наиболее тонкая и уязвимая. Необходимо соблюдение религиозного суверенитета. Оправдание терактов недопустимо. Все это наводит на мысли о том, что необходимо изменение политики европейских стран по отношению к религиозным ценностям, которые для миллионов людей являются основными моральным кодексом.
Парижские события разжигают исламофобию и антиисламские настроения во всем европейском обществе, что опять нагнетает атмосферу противостояния исламского и христианского миров.
- Наших современников волнуют вопросы, возможно ли повторение проблемы Франции в Казахстане и как не допустить у нас развития подобных сценариев?
- Сегодня с определенной долей уверенности можно сказать, что повторение проблемы столкновения светских и религиозных взглядов в Казахстане на уровне государства маловероятно и практически неосуществимо. Этому сопутствует ряд причин, среди которых применяемые государством методы противостояния и борьбы с религиозным радикализмом и фанатизмом.
В частности прилагаются максимальные усилия по поддержке традиционного духовенства, повышению уровня религиозного просвещения и закреплению диалоговой площадки, созданной усилиями государства. Иными словами, Казахстан не дает ни малейшего повода для развития ценностных кризисов или столкновения светскости и религиозности. Государством проводится работа по пропаганде межконфессионального диалога и веротерпимости, взаимодействия светскости и духовности.
На наш взгляд, для сохранения стабильности в религиозной сфере и недопущения повторения печального события в Париже, наиболее эффективным является курс, нацеленный на сохранение и укрепление конструктивного диалога государственно-конфессиональных взаимоотношений, реализуемого Казахстаном.
Торгын Нурсеитова