Начало этого года ознаменовалось в мире страшным терактом, который произошел в Париже. Почему стал возможным подобный теракт, как нам избежать таких вещей, укрепить свою безопасность, оградить молодежь от влияния религиозного экстремизма, попадания в сомнительные зарубежные группировки? Эти вопросы стали темой нашей беседы с дважды экс-министром внутренних дел, экс-секретарем Совета безопасности Казахстана, мажилисменом Каирбеком Сулейменовым.
- Каирбек Шошанович, тема борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом не утихает в мире, многие руководители государств и правительств не на шутку встревожены сложившимся положением вещей. Вот и у нас недавно состоялась встреча Президента Назарбаева с главой органов нацбезопасности Абыкаевым, на которой опять же обсуждались меры противодействия этому злу.
- Что касается событий во Франции, то, во-первых, остается только присоединиться к словам глубокого сочувствия пострадавшим. Террористы заслуживают самого сурового наказания и возмездие должно быть неотвратимым.
К сожалению, повод для теракта там был - откровенно провокационные публикации журнала - и он использован в полной мере. Нельзя разжигать страсти на религиозной почве, нельзя играть с огнем. Подавляющему большинству граждан Казахстана совершенно непонятны лозунги массовых манифестаций «Мы Шарли». На Западе это комментируется как демонстрация приверженности к свободе слова и ничем иным. Закономерно возникает мнение, что манифестанты разделяют редакционную политику этого издания, грубо нарушавшего общечеловеческие нормы морали и жестоко оскорблявшее религиозные чувства мусульман всего мира.
Случившееся нужно трезво и объективно проанализировать. Понятно, политика европейского мультикультурализма претерпит определенные изменения, главное - не допустить разделения людей по расовым и конфессиональным признакам.
- Для достижения каких целей используется в мире террор, и каковы его перспективы?
- Некоторые государства в нарушение норм международного общежития стали применять террор как средство достижения геополитических целей и тут перспективы далеко не радужные, тем более, если исходить из теории американского политолога Сэмюэла Хантингтона, который в своей работе «Столкновение цивилизаций» обозначил главным трендом современного состояния мирового сообщества противостояние западной цивилизации всем остальным.
В то же время этот мрачный сценарий нашего настоящего и будущего не является фатальным и единственным, ведь мировое сообщество состоит не только из агрессоров - тайных и явных. Необходимо реальное и конструктивное международное сотрудничество в борьбе с этим злом, отсидеться не удастся никому.
Особо хочу отметить, что если объектом приложения антитеррористических усилий будет оставаться только так называемый исламский фактор, то результатов не будет.
- Откуда могут исходить террористические угрозы Казахстану, в какую сторону меняется сейчас направление их удара?
- Значительное число политологов-предсказателей связывают террористические угрозы нашей стране с юга. Это Афганистан, ИГИЛ и так далее. Да, внешний фактор остается актуальным, но это открытый вариант агрессии и здесь свое предназначение должно оправдывать ОДКБ.
Гораздо опаснее глубоко законспирированный, латентный терроризм, поэтому чрезвычайно важно своевременно решать внутренние вопросы, способствующие распространению экстремизма, в том числе социально-религиозного, а в конечном итоге терроризма.
Вообще в нашей стране в первые два десятилетия независимости терроризма не наблюдалось и мы, скажем прямо, оказались застигнутыми врасплох, когда столкнулись с этим явлением буквально три-четыре года назад.
Сейчас усилиями правоохранительных и судебных органов, спецслужб и при содействии общественности нам удалось приостановить эту волну вооруженного насилия. Комитетом национальной безопасности, Министерством внутренних дел, Генпрокуратурой и другими компетентными структурами положение дел у нас контролируется, но ситуация может получить негативное развитие в любое время, от этого никто не застрахован.
Однозначно, Казахстан выгодно отличается от многих наших соседей в том, что у нас есть реальные возможности контролировать ситуацию, но если учесть набирающий силу религиозный фактор, то нашему обществу необходимо и дальше консолидироваться, создавать обстановку неприятия терроризма. Это послужит гарантированным обеспечением твердого правопорядка.
- Вы хотите сказать, что терроризм сводится только к религиозным предпосылкам?
- Ни в коем случае, так считать в принципе неверно. Религиозная составляющая присутствует и это надо учитывать, принимать соответствующие меры, но без антиисламской истерии. Если исходить из постулатов криминологической науки, то главными причинами терроризма являются причины социального и идеологического порядка. Недовольство отдельной части молодежи местной бюрократией, коррупцией, дефицитом рабочих мест и так далее, создает предпосылки для негативного ее отношения к власти в целом и вряд ли кто станет это отрицать.
Посмотрите, большинство наших доморощенных террористов имели в прошлом проблемы с законом и не случайно частыми объектами их нападений были здания и сотрудники правоохранительных органов. Социальное аутсайдерство создает благоприятные условия для попадания молодых людей в сети организаторов терроризма, использующих извращаемый ими ислам в качестве идеологической платформы. Поэтому нашей задачей являются недопущение радикализации верующих, укрепление межрелигиозного взаимопонимания и партнерства, и межнационального согласия.
- Что вы можете сказать о казахстанских «легионерах», воюющих за рубежом? Работает ли наш закон в отношении наемничества?
- Закон работает. Как вы знаете, новая редакция нашего Уголовного кодекса предусматривает очень суровое наказание за наемничество. Недавно, к примеру, был осужден один гражданин за участие в боевых действиях в Донбассе в Украине.
Думаю, все наши «воины» и их семьи должны быть возвращены домой и с ними надо разбираться и не только с позиции силы закона, но и с гуманистической точки зрения. Это наши дети, братья и сестры, заблудшие, не нашедшие опоры здесь, дома. Лиц, совершивших тяжкие преступления, следует наказывать.
- Какую роль, по-вашему, должно играть Духовное управление мусульман Казахстана в профилактике терроризма и религиозного экстремизма, и справляются ли наши духовные вожди с этой целью?
- Мусульманское духовенство Казахстана занимает однозначную и активную позицию в вопросах предупреждения терроризма, продолжает наводить порядок в подготовке священнослужителей, в том числе за рубежом. Однако граждане Казахстана до сих пор не получают системной информации о деятельности Духовного управления мусульман в этом направлении, особенно у немусульманской части населения. Отсюда нет уверенности, что этот орган способен держать ситуацию под контролем.
- Если терроризм - сила зла, то на каком языке с ним надо разговаривать? Есть мнение, что с террористами нужно разговаривать на том языке, который они понимают. Какой язык они понимают? Существуют ли для террористов какие-то правила, компромиссы?
- С террористами состоявшимися есть только один язык общения – язык Закона. К лицам только косвенно причастным к террору, перегибы недопустимы. Перебор карательных мер неизбежно повлечет за собой формирование устойчивого ядра оппонентов общества и власти, готовых в любое время пойти на самые крайние меры. И вообще с лицами, попавшими в орбиту экстремистских проявлений, нужно много и терпеливо работать. Все они люди, большинство – наши сограждане, для многих – единоверцы.
Если более шире говорить о профилактике терроризма, то недопустимы и по своей сути преступны расхлябанность и краснобайство, полное отсутствие бдительности и контроля, поиск врагов и распространение всякого рода дезинформации, создание искусственного напряжения в социальной сфере и обстановки межнационального отчуждения и необоснованного подозрения.
В условиях обостряющегося экономического кризиса казахстанское общество в плане антитеррора должно быть особенно мобилизованным. На фоне того, что происходит сейчас в мире, когда неразумная ненависть, двойные стандарты и попрание норм международного права, и общечеловеческой морали становятся обыденным, мы должны быть сплоченными как никогда.
- Что может свидетельствовать об эффективности профилактики терроризма?
- Об эффективности профилактики терроризма в отдельно взятой стране может свидетельствовать только наличие или отсутствие терроризма как явления. Все остальное умозрительно.
Надеемся, что после известных терактов выводы у нас сделаны и меры приняты. Каждый гражданин во имя собственной безопасности обязан вносить свою лепту в общее дело. Также вполне закономерными понятными являются предложения не педалировать эти проблемы, не возбуждать излишне общество, не создавать панику. Во всем должна быть разумная мера.
Торгын Нурсеитова