При сгорании такого количества топлива, загрязняющие вещества составят 1145 тонн, что сопоставимо с объемом выбросов крупной ТЭЦ, считает президент Ассоциации предпринимателей г. Алматы, известный общественный деятель Виктор Ямбаев. Он ставит под сомнение целесообразность требования об обязательном включении ближнего света в дневное время.
- Виктор Вениаминович, недавно вы на заседании Алматинского городского филиала партии «Нур Отан» в пух и в прах разнесли норму о включенных фарах. Почему?
- Сегодняшняя наша политика направлена на ужесточение ответственности гражданина за некие нарушения. Трудно объяснить, почему государство постоянно закручивает гайки, постоянно прессует людей повышением штрафов, увеличением налогов, МРП, хотя постоянно идет разговор об устранении административных барьеров и либерализации законодательства. А у нас затраты на жизнь человека постоянно растут, также растут непроизводственные затраты предпринимателей, жизнь постоянно дорожает, создается много неудобств и препона под видом наведения порядка. Одним из таких видов являются вновь принятые правила дорожного движения, которые вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Конечно, может, не следует критиковать уже принятый документ, но…
Мной и моим коллегой, кандидатом технических наук Анатолием Пурицем проведено исследование, к чему могут привести последние новеллы – внесение в правила дорожного движения пункта, требующего обязательного включения ближнего света в дневное время не только за городом, но и в городах и населенных пунктах. Главным аргументом разработчиков был некий зарубежный опыт. При этом не говорилось, опыт каких именно стран, каких континентов, а самое главное, в какое время, в каком году это было. Было лишь сказано, что снижается аварийность на дорогах на 20 процентов. Теперь у нас все включают фары, инспектора довольны, кто не успел включить, тех хватают, штрафуют, но дело не в этом и не в том, что садятся дорогостоящие аккумуляторы.
- Позвольте не согласиться, в них, наверное, тоже.
- Да, но это я говорю для того, чтобы меня не обвинили в крохоборстве, будто для меня аккумулятор дороже, чем безопасность - правда, пока мифическая безопасность – человека, который может попасть под машину с не включенными фарами. Давайте сейчас будем говорить конкретно об Алматы, ибо у нас тоже нужно ездить с включенными фарами.
Речь в первую очередь идет о катастрофической экологической ситуации в городе. Прежде чем принять какой-либо нормативный акт, усложняющий жизнь людей, нужно провести мониторинг, согласны? Если мы усложняем жизнь человека, то ради чего это делается? И если человеку причиняются неудобства, он должен четко понимать, ради чего он жертвует своими комфортом или интересом, в конце концов, своими деньгами, потому что штрафы за нарушение правил дорожного движения сегодня просто беспредельные. Создается впечатление, что они призваны не столько навести порядок на дорогах, сколько пополнить бюджет, изрядно потрепанный банками, которые вывели страну на первое место в мире по плохим кредитам, и пенсионными фондами.
Вот сейчас вы, журналисты, задаете вопрос, где сто миллиардов? Пока ответа нет. При этом пенсионные фонды все эти годы работали в убыток. Восьмипроцентная инфляция при доходности 4-5 процентов, последняя двадцатипроцентная девальвация обесценили все пенсионные накопления за последние пять лет. Но об этом молчок, зубы на крючок. И если финансистам все сходит с рук, то гражданам с рук ничего не сходит. Поэтому государственная политика пополнения бюджета остается прежней - что не сдерем налогами, то выколотим штрафами.
- Давайте не будем отвлекаться от темы. Так к чему, по-вашему, приведет норма о включенных фарах?
- Возможно, это и приведет к снижению аварийности, как считают некоторые, но лично я в этом очень сомневаюсь, потому что у человеческого глаза есть свойство привыкать, он привыкает как к темноте, так и к свету. Сейчас люди обращают внимание на включенные фары, хотя это приносит некоторые неудобства, например, ослепление в светлое время суток, потому что фары бывают разные - некондиционные, галогенные, которые действительно днем ослепляют, потом привыкнут, и не будут замечать эти фары. Но сейчас речь не об этом, а о том, что у нас не всегда в новшествах делается глубокий научный анализ всех возможных плюсов, минусов и последствий. В данном случае плюс может быть гипотетический – снижение аварийности на дорогах. Минус – серьезное ухудшение экологической ситуации в городе Алматы, которая и без этого является катастрофической.
- Можете это объяснить на пальцах?
- Пожалуйста. По нашим подсчетам, средний расход топлива различных двигателей составляет 350 грамм на кВт/час. Кто хоть немного соображает, знает, что это такое. Только в Алматы зарегистрировано более 550 тысяч транспортных средств, плюс ежедневно въезжает в город порядка 250 тысяч автотранспорта с территории области, итого 800 тысяч единиц. Таким образом, нетрудно посчитать дополнительный расход топлива по городу при включенных фарах: (800 тысяч ед. тр. средств х 0,1 кВт) х 0,35 кг/кВт.ч = 28 000 кг/ч, или 28 тонн в час. То есть 800 тысяч транспортных средств умножаем на 0,1 кВт, так? При этом фары головного света потребляют в среднем 40 Вт, а их две штуки. К слову, фары являются самой большой нагрузкой на генератор среди бортовых систем автомобиля. Плюс подфарники и задние фонари. Вот и получается, что один автомобиль при включенных фарах дополнительно в среднем потребляет 100 Вт, это как стоватная лампочка в квартире. На первый взгляд, кажется, что это ничтожно мало, тем более, если сравнить со средней мощностью автомобильных двигателей в 80 кВт. Но в итоге, как мы уже сказали, это приводит к 28 тоннам сожженного топлива в городе в час.
- В час?!
- В час! Если принять среднее движение автомобиля в день, включая маршрутные автобусы и такси – 4 часа, то дополнительный расход топлива в Алматы составит: 28 тонн х 4 часа = 112 000 кг или примерно 140 000 литров топлива в день. В год по городу дополнительный расход от включенных фар составит: 112 000 кг х 365 дней = 40 880 000, или 40 880 тонн. Заметьте, мы берем не 24 часа и даже не 6-8 часов работы маршрутных автобусов, а берем только среднее движение 4 часа. При более детальном подсчете эта цифра может увеличиться.
- Сильно?
- Это дело статистики и экологов, пусть проведут более детальное исследование. По любому цифра окажется ужасной. Уже сейчас десятки тысяч тонн оседают на наши бедные головы. Если вы посмотрите на Алматы из верхней части предгорий, то поймете, что эти дополнительные десятки тысяч тонн сгоревшего топлива – плохая прибавка к катастрофической экологии в городе.
Безусловно, это расчет приблизительный, но ясно одно – количество автотранспорта в Алматы не будет уменьшаться. И вопрос даже не в том, что на владельцев автотранспорта ложатся дополнительные расходы по ремонту электрооборудования - замена дорогостоящих ламп, ремней генератора и т.п. И не в том, что у них будут постоянные проблемы с аккумуляторной батареей, так как в пробках на холостых оборотах двигателя при включенных фарах и других электроприборов у генератора не хватает мощности для зарядки аккумулятора. Я уж не говорю о том, что водители будут забывать выключать свет и сажать аккумуляторы, что они не будут успевать подзаряжаться. Сейчас речь не об этом, хотя это тоже важно.
Из всего вышесказанного следует, что данный пункт закона наносит серьезный ущерб окружающей среде. Опять же нетрудно подсчитать, что если при сгорании одного килограмма топлива в атмосферу выбрасывается 28 грамм загрязняющих веществ, то при сгорании 40 880 тонн топлива, загрязняющие вещества составят 1145 тонн, что сопоставимо с объемом выбросов крупной ТЭЦ. Для сравнения: в прошлом году ТЭЦ-1 было выброшено в атмосферу 2137 тонн загрязняющих веществ. В связи с этим у меня вопрос, каким образом готовятся у нас документы, нормы на мифических гипотетических опытах так называемых высокоразвитых стран? Каких, когда и где?
- Наверное, такой опыт где-то действительно существует…
- Разработчики этого закона ссылаются на европейские страны. Кстати, первая компания, которая начала такую параноидальную погоню за безопасностью, была фирма Volvo, Volvo и сейчас считается самым безопасным автомобилем в мире. Но дело в том, что в Европе солнечных дней меньше, а световые короче, чем в Казахстане. Кроме того, большинство европейских стран, например, Франция, Испания, Италия и другие применяют этот пункт закона только за пределами городов и населенных пунктов. Наши водители, к примеру, жалуются, что при такой интенсивности движения, как у нас, ослепление в дневное время вносит дополнительный дискомфорт и нервозность на дорогах.
- Так что вы теперь предлагаете делать с этими включенными фарами?
- Учитывая сложившуюся катастрофическую экологическую обстановку в Алматы, считаю необходимым создать комиссию с привлечением экологов, представителей общественности, СЭС, ДВД и других заинтересованных органов для проведения полномасштабной экспертизы и подготовки рекомендаций в связи с озвученными выше фактами. Мифическая безопасность на дорогах не должна наносить экологическую опасность в городе.
Хватит Казахстану копировать некий мировой опыт так называемых высокоразвитых стран. Во-первых, не такие они уж и высокоразвитые, если их уже четвертый год колбасит в кризисе и конца этому не видать. Во-вторых, любой заимствующий опыт должен приносить пользу, а не вред.
Торгын Нурсеитова