Привлекательный инвестиционный климат и независимый суд – важные индикаторы благополучия страны и общества, считает наш гость Жумагельды Елюбаев, президент Казахстанской ассоциации юристов нефтегазовой отрасли, управляющий правовой советник Евразийского подразделения международной энергетической корпорации «Шеврон», доктор юридических наук, профессор, экс-судья Верховного суда.
- Жумагельды Сакенович, вы были одним из спикеров на круглом столе «Справедливая судебная система и стабильное законодательство – основа привлекательного инвестиционного климата», прошедшем сравнительно недавно в Верховном суде. Какие ключевые вопросы рассматривались на этой встрече?
- Главным вопросом было: что нужно сделать для того, чтобы создать в Казахстане конкурентоспособную и стабильную экономику, способствующую вхождению на равных в мировые интеграционные процессы. На наш взгляд, для этого необходимо добиться стабильных процессов государственного управления - раз, создать стабильное и рыночно-ориентированное законодательство - два, формировать единообразную правоприменительную практику, особенно судебную и арбитражную - три, обеспечить реальную независимость судей - четыре, ну и развивать внесудебное разрешение споров, в том числе инвестиционных. Я уж не говорю про другие предлагаемые меры научного, административного, процессуального характера. Самое главное, необходимо добиться верховенства закона и независимой судебной власти.
- Как определить, насколько развито у нас верховенство закона?
- Здесь ничего нового нет, критерии верховенства закона известны давно, они незыблемы. Это в первую очередь независимость судей, они не должны контролироваться со стороны исполнительной власти. Государственные органы, чиновники и частные лица должны быть равны перед законом. Чиновники обязаны одинаково применять законы для всех граждан и компаний, и сознательно избегать произвола, а граждане и компании могут обоснованно предполагать, являются ли их действия законными или противозаконными.
К сожалению, наши граждане, да и хозяйствующие субъекты - национальные и иностранные, и инвесторы не всегда видят действия принципа верховенства закона в Казахстане. Они считают, что судьи отдают предпочтение государству, что происходит криминализация гражданско-правовых отношений, что вышестоящие суды штампуют свои решения по образцу решений нижестоящих судов в ущерб принципам справедливости и объективности. Также полагают, что некоторые судьи коррумпированы, а потому выносят незаконные решения, что порядок подбора судей не прозрачен и зависит от воли отдельных высокопоставленных чиновников.
Между тем инвесторы и национальные, и иностранные рассматривают верховенство закона как основной фактор в улучшении инвестиционного климата. Такого же мнения придерживается международная «Организация экономического сотрудничества и развития» (ОЭСР) развитых стран и это следует учитывать в преддверье планируемого вступления Казахстана в эту организацию.
Независимые национальные и зарубежные эксперты едины в мнении, что для стран, где экономическое развитие идет впереди демократического развития (что, замечу, характерно для Казахстана), верховенство закона должно действовать безусловно, поскольку оно является основой для благополучия страны и ее граждан. При такой ситуации граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, хозяйствующие субъекты, инвесторы более охотно принимают политическую волю государства, которая, возможно и не нравится им, но они верят, что будет равное и честное требование по соблюдению такой политики государства, и что у них есть право на непредвзятое вынесение судебного решения в случае разногласий.
Как известно, судебная независимость тесно связана с экономическим ростом страны, так как она способствует реализации принципов верховенства закона, равенства всех перед законом, справедливости, и наконец, формированию стабильного инвестиционного климата.
- Есть мнение, что в Казахстане довольно сложно одержать победу в судах против государства, государственных органов или государственных компаний. Как вы думаете, почему?
- Некоторые судьи считают рискованным выносить решения в пользу частных лиц - физических и юридических - независимо от конкретных обстоятельств дела, опасаясь, что иначе их могут обвинить в коррупции. Особенно это заметно при судебных разбирательствах, связанных с налоговыми, таможенными и экологическими спорами. Зависимые судьи, которые в силу обывательского подхода и ложного понимания интересов государства и общества, вопреки установленным, доказанным обстоятельствам невиновности предпринимателя или компании, и в нарушение требований материального законодательства, выносят неправосудные решения. Тем самым они подрывают доверие к судам, в том числе со стороны инвесторов.
- В последнее время периодически появляются идеи со стороны правительственных структур и правоохранительных органов о необходимости введении уголовной ответственности юридических лиц. Какова ваша позиция в этом вопросе?
- На наш взгляд, это ошибочные и преждевременные предложения, особенно на фоне криминализации гражданско-правовых отношений, происходящих в последнее время в Казахстане, когда по любому поводу на должностных лиц компании или по факту какого-либо события, не подпадающего под защиту уголовного закона, возбуждаются уголовные дела, даже если и нет признаков уголовно наказуемого деяния. Боюсь, при нынешнем уровне правосознания чиновников, отсутствии теоретических разработок и четких механизмов разграничения правонарушений, совершаемых юридическими лицами, невозможно будет обеспечить правильное применение норм уголовного закона.
У государства были и есть правовые и иные рычаги - возможность привлечения к административной, налоговой, гражданско-правовой ответственности - воздействия на юридических лиц, чтобы наказать либо предупредить их противоправную деятельность. У инвесторов, особенно иностранных, должно складываться мнение о Казахстане, как о благоприятном месте для ведения бизнеса. Для этого наша судебная система должна быть гарантом справедливости и законности, что непременно будет способствовать улучшению инвестиционного климата не только для иностранных, но и национальных инвесторов. В связи с этим, мы на встрече в Астане всецело поддержали инициативу Верховного суда и внесли ряд предложений по обеспечению благоприятного инвестиционного климата и защиты интересов инвесторов.
- В рамках именно судебной системы?
- Не только. В рамках судебной системы предлагаем разработать и принять необходимые правовые и экономические инструменты, обеспечивающие реальную независимость судей и судов, учредить государственный специализированный инвестиционный суд со статусом областного суда и создать при нем научно-консультативный совет, куда вошли бы представители науки, независимые эксперты по гражданскому, инвестиционному и налоговому праву, иностранные специалисты. Заключения такого консультативного органа должны носить только рекомендательный характер, и не обязательны для судей, чем обеспечивается их независимость. В то же время, такие заключения будут способствовать качеству и законности судебных решений. Привлекательный инвестиционный климат и независимый суд – важные индикаторы благополучия страны и общества.
Кроме того, предлагаем создать правовые условия для развития в Казахстане независимого коммерческого арбитража, исключив всякие возможности пересмотра арбитражных решений государственными судами. Также вносим идею инициировать изменения и дополнения в экологическое, налоговое и административное законодательство, исключающих режим «тройной ответственности» природопользователей. Действующее же законодательство позволяет уполномоченным госорганам и судам необоснованно взыскивать с природопользователей миллиардные денежные суммы. Эти взыскания носят по существу конфискационный характер и не способствуют улучшению инвестиционного климата в стране.
В случае принятия, эти меры дадут положительный эффект в укреплении справедливой судебной системы, способной защитить права и законные интересы всех субъектов правоотношений на принципах их равенства перед законом.
Особо хочу отметить, что в целом в Казахстане судебная система выполняет свои функции по защите прав и законных интересов всех субъектов правоотношений в нашей стране. За годы независимости накоплен богатый опыт, сформирована определенная судебная практика, утвержден статус судов и судей, исполняются судебные решения, постоянно обобщается судебная практика, принимаются нормативные постановления Верховного суда, но все это надо дальше двигать, ведь жизнь не стоит на месте.
Торгын Нурсеитова