В последнее время в Казахстане, как и во всем мире, всё большую популярность приобретают безналичные платежи и онлайн-оплаты товаров и услуг без комиссий, к ним всё больше повышается интерес со стороны населения. Каким образом новый онлайн сервис позволит изменить ситуацию на рынке платежных услуг, каковы стоимость, качество, уровень защиты и безопасности данных операций? На эти и другие вопросы отвечает заместитель Департамента развития и управления платежными системами Национального банка Казахстана Жанар Малайсарова.
- Жанар Ибрагимовна, расскажите, пожалуйста, что такое безналичные платежи и онлайн-оплаты, чем они отличаются друг от друга.
- Безналичные платежи – понятие более широкое и включает в себя все способы оплаты с использованием банковского счета. Сюда входит оплата с применением как бумажных платежных документов, например, поручений, квитанций, платежных карточек, так и дистанционных способов.
Слово «online» подразумевает подключение или доступ к Интернету, таким образом, онлайн-оплата – это способ дистанционных платежей через компьютер или другие мобильные устройства.
- Насколько в Казахстане развит сейчас рынок онлайн-платежей, повышается ли у населения интерес к таким видам услуг?
- Учитывая достоинства онлайн-способа оплаты - а это доступность, простота использования, экономия времени и многое другое - интерес населения к нему, разумеется, растет. Допустим, за январь-август этого года через системы онлайн-оплаты проведены 48,5 миллиона платежей за товары и услуги, платежей в бюджет. А в прошлом году за аналогичный период было проведено чуть более 37 миллионов платежей. Как видим, этот показатель заметно растет.
- Думаю, нашим пользователям интересно будет знать, какие именно услуги можно оплачивать посредством онлайн-оплаты, какова стоимость этих услуг или они выполняются бесплатно?
- Перечень видов услуг, которые можно оплачивать в режиме онлайн, достаточно обширный. Так, через Интернет можно приобрести фактически любые товары, билеты в кино и на другие развлекательные мероприятия, планировать и оплачивать путешествия и многое-многое другое. Даже если говорить только о системах Интернет-банкинга, то есть сервисах, предлагаемых самими банками, то в них представлены практически все поставщики коммунальных услуг, мобильной связи, операторы телевидения. Другими словами, это услуги, которые мы оплачиваем на регулярной основе.
Кроме того, через системы Интернет-банкинга можно оплатить налоги и государственные пошлины, кредитные и страховые взносы, штрафы за нарушение правил дорожного движения, услуги учреждений образования и так далее.
Размеры комиссий устанавливаются каждым банком - оператором системы - самостоятельно. Как правило, они значительно ниже комиссий тех же банков, взимаемых ими при непосредственном обращении в кассы. Помимо этого, на рынке платежных услуг появились системы, предоставляющие возможность оплаты в режиме онлайн по нулевой ставке, причем для держателей платежных карточек не только своего, но и других банков.
- Какими карточками можно пользоваться при онлайн-оплатах и где их можно получить? Какие из них пользуются наибольшей популярностью у населения? У вас есть статистика насчет этого?
- Для оплаты в системе онлайн-платежей можно использовать любой вид платежной карточки: дебетную, кредитную, предоплаченную или виртуальную, то есть предназначенную специально для расчетов в сети Интернет. Последний вид карточек может также вестись в любой валюте - тенге, доллары США, евро…
На 1 августа этого года, в Казахстане выпущены в обращение почти 17 миллионов платежных карточек, это без учета виртуальных. Из них подавляющее большинство - 13 миллионов дебетных. Как вы знаете, это карточки, с помощью которых платежи осуществляются в переделах суммы денег на банковском счете.
Сегодня платежные карточки выпускают 26 казахстанских банков, а также «Казпочта». Изучив условия выпуска, размеры комиссий, предоставляемый спектр дополнительных услуг, каждый может выбрать наиболее приемлемый для себя вариант. Здесь ничего сложного нет, они просты и доступны в использовании.
- Кто может стать держателем платежных карт?
- Любое лицо, заключившее с банком договор о выдаче платежной карточки. Причем для открытия банковского счета и выпуска платежной карточки достаточно представить лишь удостоверение личности.
- Что необходимо сделать, чтобы осуществлять такие платежи через Интернет-банкинг, например, из дома?
- Самые необходимые условия для подключения к системе Интернет-банкинга – наличие банковского счета (платежной карточки) и доступ к Интернету. Процедура регистрации в таких системах также достаточно проста и, как правило, включает в себя введение логина и пароля. После их подтверждения, вы попадете в Личный кабинет, где сможете видеть и заполнять новые выставленные счета, производить оплату, просматривать историю своих платежей. В дальнейшем вы можете пользоваться услугами системы не только из дома, но и из любой точки мира, где есть Интернет, используя как компьютер, так и мобильный телефон или планшет.
- Насколько обеспечены защита и безопасность таких систем? Или пользователь сам должен предпринимать какие-либо меры в этом плане?
- Безусловно, основное внимание должно уделяться безопасности систем Интернет-банкинга, для этого каждым банком выбираются и применяются различные схемы защиты. Помимо защищенного соединения, для Интернет-банкинга, обычно используются два пароля: один – для входа в систему, другой – для проведения непосредственно платежа. Часто банки применяют одноразовые динамические пароли, которые банк высылает клиенту на мобильный телефон.
- Ну, такой пароль можно «перехватить»…
- «Перехватить» такой пароль довольно сложно, так как это защищено многоярусной системой безопасности. Некоторые банки, к примеру, выдают клиентам аппаратные ключи, токены, предлагают специальные программы, используют электронно-цифровую подпись.
Со своей стороны, пользователь тоже должен серьезно отнестись к вопросам безопасности и защиты своих денег. Мы уже не раз говорили о правилах хранения платежной карточки и PIN-кода к ней, а также о недопустимости передачи карточки или ее реквизитов третьим лицам. При входе в систему Интернет-банкинга, нужно очень внимательно отнестись к выбору пароля. Желательно, чтобы это был пароль с буквенно-цифровыми комбинациями, с заглавными и строчными буквами.
Естественно, пароль должен храниться в недоступном для посторонних лиц месте. Кроме того, ни в коем случае нельзя передавать реквизиты платежной карточки в ответ по электронной почте – банк никогда не попросит предоставить пароль, PIN-код или CVV|CVC-код. При покупке товаров лучше не пользоваться сомнительными или неизвестными интернет-магазинами. Можно подстраховаться и оформить себе отдельную платежную карточку специально для Интернет-платежей, это может быть как обычная, так и виртуальная карточка. На ней можно хранить небольшую сумму денег или же пополнять ее непосредственно перед оплатой.
Для контроля за своим банковским счетом, рекомендуется подключить услугу SMS-банкинга, тогда каждый раз после использования карточки на мобильный телефон клиента будет приходить сообщение с указанием места и суммы списания средств.
- Как можно минимизировать риски и не стать жертвой злоумышленников?
- Это можно сделать, применяя хотя бы самые элементарные правила и советы по использованию платежных карточек, которые дают специалисты. О них вы можете прочитать на сайтах Нацбанка, банков второго уровня и других финансовых организаций.
Сегодня уже однозначно можно сказать, что безналичные платежи и онлайн-оплаты товаров и услуг без комиссий в Казахстане набирают обороты.
P. S.
Данным интервью Информационное агентство Zakon.kz завершает цикл публикаций, подготовленных в рамках проекта по повышению финансовой грамотности населения. Проект стартовал на нашем портале в июне этого года, и за это время опубликован целый ряд разъяснительно-познавательных интервью на темы: права потребителей финансовых услуг, банковские договора, кредиты, депозиты, управление семейным бюджетом и так далее. На наши с вами вопросы, уважаемые пользователи, отвечали известные, компетентные специалисты – представители общественных организаций, Национального банка, кредитного бюро, Финпотребсоюза, банковский омбудсман. Многие из этих интервью - «Грамотно управляйте семейным бюджетом, и тогда получится откладывать про запас» , «Не берите кредит в ситуации острой нужды», «Заработавшая в Казахстане Программа рефинансирования не имеет аналога в мире», «Ипотечный кредит - не единственный способ решения жилищной проблемы» - активно обсуждались, комментировались в Казнете, были в ТОП новостях, что говорит об их востребованности, злободневности. Без преувеличения можно сказать, что все опубликованные в рамках данного проекта материалы, могут стать вашей настольной книжкой. Мы очень рады, что наши публикации оказались вам полезными, нужными. Как сказал один из наших героев – информирован, значит вооружен. Благодарим всех пользователей, читающих наши советы, а также экспертов, специалистов, принявших в этом деле самое активное участие, и желаем всем быть финансово грамотными потребителями, знать свои права и обязанности на ранке финансовых услуг.
Торгын Нурсеитова