В связи с новой волной мирового экономического кризиса, ожидается увеличение сокращений работников, а вместе с тем, потока трудовых споров и судебных дел, считает председатель Западно-Казахстанского областного суда Бек Аметов - Zakon.kz.
- Бек Аметович, в юридических кругах много говорят о необходимости еще больше ужесточить отбор кандидатов в судьи. Какие изменения намечаются в этом плане?
- Действительно, сегодня кадровая политика в судебной системе заметно ужесточается, что, во-первых, связано с реализацией задач, поставленных главой государства в Национальном плане «100 конкретных шагов», где судам уделяется особое внимание. Во-вторых, в последние годы вопрос отбора кандидатов в судьи усиленно разрабатывается Верховным судом на законодательном уровне. К примеру, вносятся изменения в Конституцию, где в частности предусматривается увеличение возрастного ценза для судей до 30 лет.
Кроме того, предъявляются высокие требования к самим кандидатам в судьи. Если раньше основным критерием для кандидата в судьи было наличие юридического образования и стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, то сейчас эти требования ужесточаются. Теперь кандидат должен иметь до пяти лет юридического стажа, при этом эти пять лет он должен проработать в судебной системе или в адвокатуре либо в прокуратуре с участием в судебных процессах.
Непосредственными участниками судопроизводства являются секретари судебных заседаний, прокуроры и адвокаты и эти лица на сегодняшний день, по мнению законодателя, который готовит законопроект, имеют более высокую подготовленность по сравнению с другими.
После сдачи квалификационных экзаменов, вновь избранный судья назначается стажером сроком на год. Для него вводится годичный испытательный срок, в течение всего года мы будем наблюдать за работой молодого судьи, насколько он может использовать на практике свои теоретические знания, а также изучать его морально-психологические, этические качества. После завершения годичной стажировки, областной суд на пленарном заседании, рассмотрев итоги работы за год, должен решить вопрос о дальнейшей судьбе этого кандидата. Если он покажет себя подготовленным специалистом, то может быть назначен на должность судьи уже на постоянной основе указом Президента.
Еще один важный момент. Сейчас после сдачи квалификационных экзаменов кандидаты в судьи проходят годичную стажировку в судах области. Но эта стажировка на самом деле проходит формально, поскольку у человека есть основная работа, где он и должен находиться. В то же время он участвует в судах, находит время, чтобы выполнить программу, предписанную по прохождению стажировки. Поэтому в настоящее время ставится вопрос о прохождении стажировки с отрывом от производства. Стажеру будет выплачиваться денежное содержание в размере 50 процентов от оклада судьи. При положительном заключении стажировки, их профессиональные качества будут оценены квалификационной комиссией Судебного жюри, а затем представлены Высшему судебному совету для решения вопроса о даче рекомендации для назначения указом главы государства на постоянный срок.
- Серьезные изменения идут и по оптимизации судебных инстанций, пятиступенчатая система будет сокращена до трех. К чему это приведет?
- При сегодняшний пятиступенчатой судебной системе дело сначала поступает в районный суд, рассматривается, затем обжалуется в апелляционной и кассационной инстанциях. Пройдя три инстанции, судебный акт обжалуется в Верховный суд в порядке надзора. Также в определенных случаях законом предусмотрено рассмотрение этого дела на пленарном заседании Верховного суда. Итого, получается, пять инстанций. Слишком громоздко, согласитесь, поэтому их предлагается сократить до трех - первая, апелляционная, кассационная. Думаем, оптимизация судебных инстанций приведет к значительному сокращению сроков рассмотрения дел и принятию окончательного решения.
- Но ведь можно избежать хождений по всем этим судебным инстанциям и найти консенсус на начальном этапе, заключив медиативное соглашение.
- Проводимые в последние годы реформы должны снизить в целом количество судебных споров. Этому должен способствовать и Закон «О медиации». Сегодня этот закон работает, но не настолько, как мы ожидали. К тому же, медиаторов мизерное количество, как по области, так и по городу. Рассмотрение дел в порядке медиации и достижение медиативного соглашения направлены на снижение конфликтных ситуаций в обществе. Попытки разрешения споров и конфликтов приводят людей в суды, хотя всегда имеется возможность решить все на местах, обратившись к медиаторам.
На самом деле судебные тяжбы отнимают время, на это уходят силы, средства, поскольку нужно грамотно подготовить судебные иски, оплатить госпошлину, найти представителя с юридическим образованием. В случае несогласия с решением первой инстанции, сторона обращается в апелляционную инстанцию, при этом неся дополнительные материальные убытки по оплате судебных издержек, которые идут на проведение экспертизы, вызов специалистов. В конечном итоге эти затраты могут лечь на ту сторону, которая проиграет. А нужно ли это? Не легче ли воспользоваться помощью медиатора? Ведь в случае разрешения спора при помощи медиатора закон предусматривает возврат ранее уплаченной госпошлины, и главное экономится время, силы и нервы.
- Как вы считаете, повлияла ли на качество правосудия специализация судов?
- Однозначно, специализация по рассмотрению отдельных категорий дел помогает отправлению правосудия. Как вы знаете, сейчас идет реформа административного законодательства. Когда мы говорим об административном законодательстве, подразумеваем рассмотрение административных дел в специализированных административных судах и районных судах. По проекту административная юстиция должна рассматривать спор между государством и обществом в лице юридических и физических лиц, между государством и гражданином.
В Парламенте также обсуждался новый Трудовой кодекс и как раз сегодня он подписан главой государства. Ни для кого не секрет, что в связи с новой волной мирового экономического кризиса, ожидается увеличение сокращений работников. Это в свою очередь вызовет огромный поток трудовых споров, а вместе с тем поток судебных дел, поэтому в настоящее время идет разработка специализированных судов по рассмотрению именно трудовых споров. В целом идеи должны быть осуществлены, потому что специализация помогает отправлению правосудия.
На сегодня уже существуют специализированные суды по рассмотрению экономических, административных, уголовных дел, а также суды по делам несовершеннолетних. В таких судах судьи специализируются на рассмотрении дел отдельной категории, вникают в тонкости законодательства, становятся профессионалами в той или иной отрасли, что в конечном итоге сказывается на качестве рассмотрения дел.
Торгын Нурсеитова