Казахстанский рынок товаров и услуг продолжает лихорадить. Ежедневные сводки о курсе нацвалюты, росте цен, сокращении производств заставляют усомниться в компетентности чиновников, призванных следить как за действиями монополистов, так и бизнеса, который в нынешних условиях так или иначе повышает цены на свои услуги и товары, а в итоге все это ложится нелегким бременем на рядовых казахстанцев. Что делать? Об этом специально для пользователей Zakon.kz рассказывает глава Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Серик Жумангарин.
Повышение цен наблюдается по той продукции, которая импортируется
- Серик Макашевич, за какие-то месяцы казахстанская экономика претерпела ряд шоковых ситуаций - введение режима инфляционного таргетирования, отмена валютного коридора, переход тенге к свободно плавающему курсу... Насколько это повысило цены на товары и услуги первой необходимости?
- Давайте сразу определимся с понятиями об изменении цен на разные группы товаров. Все понимают, что изменение цен носит как обоснованный характер, если это, например, группа товаров, по которым доля отечественного производства недостаточна и превалирует импорт, либо необоснованный характер, связанный со спекулятивными действиями.
Если разделить товары по группам, то можно выделить три группы: это товары, имеющие мультипликативный эффект, – нефтепродукты, товарный и сжиженный газ, уголь, мазут и так далее, и непродовольственные товары, имеющие высокий потребительский спрос, – автомобили, оргтехника, предметы бытовой химии и так далее. Другая группа - продтовары первой необходимости.
В этой связи наша работа сосредоточена на следующих направлениях: во-первых, мы своевременно реагируем на обоснованные обращения физических и юридических лиц, СМИ, государственных органов и проверяем факты, изложенные в обращениях. Во-вторых, ведем еженедельный мониторинг цен на социально значимые товары и проводим анализ основных товарных рынков. Подчеркну, заявок, связанных с повышением цен из-за курсовой разницы по первой группе товаров, по крайней мере, до нового года, мы рассматривать не будем. Все необходимые издержки будут учтены при выводе субъектов на предельные тарифы.
Что касается второй и третьей групп товаров, то повышение цен наблюдается по той продукции, которая импортируется. Здесь удорожание должно совпадать с уровнем издержек, связанных с курсовой разницей. По группам товаров, которые полностью производятся в Казахстане, включая сырье для их изготовления, повышения цен быть не должно.
С начала этого года индекс цен на социально-значимые продовольственные товары, включающие 33 наименования, составил 105,8%, а с 3 по 10 ноября - 100,8%. По состоянию на середину ноября, на продовольственном рынке наблюдается рост цен в среднем от 1 до 86% на муку, хлеб, сахар, гречку, рис, яйца, окорочка, масло подсолнечное, молоко (пастеризованное 3,2% жирности), сыры сычужные.
- Каковы основные причины повышения цен?
- На хлеб повлиял рост отпускных цен на муку, на муку - повышение оптовых цен поставщиками, на яйцо куриное, на подсолнечное масло - повышение цен производителями и оптовых поставщиков, на сахар - в связи с введением свободно плавающего курса тенге, так как сахарная отрасль страны имеет зависимость на 90% от импортного сырья (сахарный тростник).
На стройматериалы повышение цен зафиксировано в среднем от 6 до 38% из-за повышения цен поставщиками-импортерами из России, Ирана и изменчивости валютного курса.
Основная причина повышения цен на лекарства - завершение остатков лекарственных средств и закуп новой партии импортных товаров, то есть по действующему курсу в связи с введением свободно плавающего курса тенге.
На рынке розничной реализации нефтепродуктов по сравнению с 4 сентября – даты отмены госрегулирования на Аи-92/93 зафиксирован рост цен на эту марку бензина от 14 до 19%, на бензин Аи-95/96 - от 1 до 10%.
- Какие меры антимонопольного реагирования принимаете вы, чтобы не допустить необоснованного роста цен на самые необходимые, социально-значимые товары, пользующиеся у населения повышенным спросом, - продуты питания, лекарства, горюче-смазочные материалы?
- Все территориальные департаменты Комитета осуществляют еженедельный мониторинг цен на социально значимые товары с выездом в крупные супермаркеты, рынки, продовольственные магазины, торговые центры, АЗС. Хотя, признаюсь, наша функция мониторинга распространяется, главным образом, на субъектов доминатов/монополистов. Но сейчас, чтобы иметь максимально объективную картину происходящего на рынках, нам необходимы сведения мониторинга для установления причин роста цен. При этом Комитет, конечно же, принимает, в первую очередь, меры антимонопольного реагирования на повышение отпускных цен на ГСМ, продовольственные и лекарственные товары. В общей сложности начаты 75 расследований.
- Как складывается картина в регионах, там, говорят, вообще беспредел, и какие меры принимаются к виновным лицам?
- По итогам расследований по реализации сахара и мяса курицы в Алматинской и Павлодарской областях к административной ответственности привлечен ряд субъектов со штрафом свыше 3 млн. тенге. В отношении 18 субъектов рынка в Южно-Казахстанской, Актюбинской, Павлодарской, Кызылординской и Западно-Казахстанской областях установлены факты необоснованного повышения отпускных цен на продовольственные товары. Данные материалы после утверждения будут направлены в суд. Сумма предполагаемого штрафа с конфискацией необоснованно полученной прибыли превышает здесь 20,5 млн. тенге.
Буквально на днях завершены 14 расследований в отношении 104 субъектов в Алматинской, Акмолинской, Актюбинской, Северо-Казахстанской, Павлодарской, Западно-Казахстанской, Южно-Казахстанской, Кызылординской и Жамбылской областях, в том числе окончено расследование в отношении крупных розничных реализаторов ГСМ по повышению цен на бензин АИ-92/93 и АИ 95/96. Предполагаемая общая сумма штрафа с конфискацией необоснованно полученной прибыли превышает 220 млн. тенге.
- Глава государства неоднократно заявлял, что сдерживание цен не должно превращаться в очередной инструмент давления на бизнес, не должен ухудшаться бизнес-климат и не должны подавляться предпринимательские инициативы.
- Вот-вот. Поэтому Необходимо четко различать обоснованное повышение от спекулятивного роста цен. По этой причине в отношении некоторых субъектов рынка, чьи товары имеют объективную рыночную цену, начатые ранее расследования не подтвердили какие-либо нарушения действующего законодательства.
- Замечено ли где-нибудь необоснованное сдерживание цен?
- Такие факты пока не установлены.
Вопрос повышения цены на хлеб несколько политизирован
- Наблюдается ли на наших рынках искусственный дефицит товаров первой необходимости, не изымаются ли из обращения некоторые виды продукции? К примеру, летом в Усть-Каменогорске исчез с прилавков сахар, поговаривали, что люди мешками закупают продукты.
- Комитет пока не зафиксировал создание искусственного дефицита на товары, но в начале сентября наш территориальный департамент по ВКО провел совещание с главными руководителями предприятий, занимающихся оптовой реализацией сахара и они действительно сообщили, что в ВКО имеется нехватка сахара. Как выяснилось, в связи с введением свободно плавающего курса тенге возник ажиотаж среди населения и пошли слухи, что нужно запасаться сахаром.
Хочу напомнить, в Казахстане единственный производитель сахара – «Центральноазиатская Сахарная Корпорация» (ТОО «ЦАСК»). Учитывая, что сахарная отрасль у нас имеет зависимость на 90% от импортного сырья (сахарный тростник), соответственно он приобретается нашей стороной в долларах США, поэтому повышение цены на сахар было неизбежно.
Сегодня в ВКО местные власти привлекли оптовых реализаторов сахара к участию в еженедельных сельскохозяйственных ярмарках, где они торгуют сахаром, минуя посредников. То есть ситуация с поставками сахара стабилизировалась, он имеется в свободной продаже в неограниченном количестве. Кроме того, в розничной сети имеется сахар белорусского производства.
- Серик Макашевич, почему большой ажиотаж был поднят недавно в СМИ по поводу хлеба? Некоторые чиновники предлагали ради экономии резать хлеб кусками. Как ваше ведомство может повлиять на товарные рынки АПК?
- По даному вопросу, в первую очередь, необходимо понять, из чего складыватеся цена на хлеб. Так, проведенный нашим Комитетом анализ товарного рынка оптовой реализации хлеба показал, что в его стоимость, кроме основного сырья - муки, входят и другие затраты, подорожание любого из которых немедленно отражается на цене хлеба. К этому можно отнести тарифы на электроэнергию и коммунальные услуги, процентную ставку по кредиту, затраты на логистику, заработную плату и другое. Также на формирование стоимости хлеба влияет техническая оснащенность хлебопекарных предприятий и применение ими инновационных технологий.
Как заявил уполномоченный орган - Министерство сельского хозяйства - необходимо уменьшать дотации мукомольным и хлебопекарным предприятиям. К этому можно по-разному относиться, в обществе неоднозначны мнения по этому поводу и я понимаю тех, кто к этому относится весьма осторожно, потому что мы все находимся на общем рынке ЕАЭС.
Но я полагаю, это выверенная позиция МСХ. По мнению МСХ, вмешательство государства в некоторые рыночные процессы это пережиток прошлого и в настоящее время имеются все необходимые предпосылки для самостоятельности товаропроизводителей, которые приведут к увеличению конкуренции, притоку инвестиций, и в целом к созданию нормальных рыночных механизмов и условий.
В данном случае, я соглашусь, поскольку по долгу своей службы - как руководитель антимонопольного органа я всегда ратую за то, чтобы все субъекты, в том числе субъекты рынка в сфере АПК работали на конкурентных началах, только так формируется сильный бизнес, который имеет эффективное производство. Существует мнение, если предприниматель не может работать без помощи, это неэффективный предприниматель.
Одновременно, несмотря на отказ Правительства от регулирования цены на хлеб, антимонопольный орган как регулятор государственной политики в области конкуренции продолжает и будет в дальнейшем пресекать, предупреждать и устранять антиконкурентные соглашения, согласованные действия и все виды злоупотребления доминирующим и монопольным положением, в том числе на рынке хлеба.
Тарифы на регулируемые коммунальные услуги растут с учетом коридора инфляции
- Какая тарифная политика проводится сейчас в Казахстане, обоснованы ли, к примеру, тарифы на коммунальные услуги?
- Новая тарифная политика стартовала с 1 января этого года. Новое тарифообразование учитывает разумность роста для населения. Это означает соблюдение равномерного роста нагрузки на потребителя, т.е. конечный чек общей оплаты за коммунальные услуги должен быть абсолютно предсказуемым. В связи с этим, одним из новшеств в тарифной политике является переход на долгосрочный тариф. Предсказуемость позволит также спрогнозировать необходимый объем поддержки для малоимущих слоев населения, а это очень важно.
Главная цель новой политики – не повышение тарифа, а привлечение инвестиций в ту или иную сферу. В связи с этим усилен контроль над исполнением инвестиционных программ, которые, во-первых, рассматриваются на коллегиальной основе, во-вторых, законодательством обеспечено соблюдение субъектами определенных стандартов услуг, внедрение показателей качества и надежности оказываемых ими услуг.
Ежегодно наш Комитет проводит мониторинг исполнения субъектом мероприятий инвестиционных программ и тарифных смет. Неисполнение определенных обязательств, к примеру, по модернизации и развитию, которые субъект взял на себя при получении тарифа, влечет со стороны КРЕМ и ЗК введение компенсирующего тарифа, то есть возврата потребителям неосвоенных средств.
К примеру, по итогам прошлого года в Астане компенсирующие тарифы введены для 12 субъектов, у которых общая сумма необоснованно полученного дохода составила около 1,2 млрд. тенге, в Павлодарской области - 7 субъектам по 10 видам регулируемых услуг, у которых общее недоосвоение составило около 178 млн. тенге. При этом потребителям ежегодно возвращаются переплаченные деньги за тепло. Так, по итогам прошлогоднего отопительного сезона возвращен примерно миллиард тенге.
Подчеркиваю, рост тарифов на регулируемые коммунальные услуги осуществляется с учетом коридора инфляции. Прогнозный вклад в инфляцию до конца года составляет около 1,2%, при этом средний рост тарифов для населения не превышает 10-20%. Важно отметить, что процесс тарифообразования включает и понижение стоимости коммунальных услуг. В 2015 году Комитетом проведена работа по снижению тарифов на электрическую энергию и газ. Предполагается, что и в 2016 году в некоторых регионах тариф на электроэнергию будет снижен.
- Почему субъекты рынка и представители предпринимательства ратуют за либерализацию антимонопольного законодательства, что это даст?
- Только эффективная система антимонопольного регулирования и модернизация нормативно-правовой базы повысят доверие бизнеса к проводимым в стране реформам. В этом году работа КРЕМ и ЗК в рамках демонополизации и сокращения государственного регулирования или, другими словами, создания благоприятной конкурентной среды проведена в трех основных направлениях. Это дерегулирование (передача услуг сфер СЕМ в конкурентную среду), сокращение участия государства в предпринимательской деятельности, упрощение антимонопольного регулирования (на законодательном уровне).
Кроме того, в октябре был дерегулирован рынок пассажирских авиаперевозок. Теперь деятельность авиакомпаний будет контролироваться на основе норм антимонопольного законодательства. Думаем, исключение госрегулирования тарифов на тех рынках, где развивается конкуренция, станет серьезным толчком для развития малого и среднего бизнеса.
В этом году в Закон «О конкуренции» включены важные поправки, оптимизирующие сделки экономической концентрации, отчетность субъектов рынка и другое. В ближайшей перспективе мы будем работать по Предпринимательскому кодексу, который будет регламентировать деятельность конкурентного ведомства и субъекта товарного рынка.
Еще одним шагом для либерализации конкурентного законодательства стало введение института коллегиального органа (согласительная комиссия) при антимонопольном органе по согласованию материалов дел о нарушениях в сфере конкуренции до принятия окончательного решения. На сегодня у субъектов – объектов расследований в досудебном порядке отсутствует возможность знакомиться с материалами дела. Согласование материалов дел до вынесения окончательного решения будет способствовать принятию антимонопольным органом объективного решения с учетом доводов самого объекта расследования, мнений независимых экспертов и представителей отраслевых государственных органов.
Более того, в интересах субъектов рынков дополнительно к «предостережению» введен институт предупреждения. То есть, появилась возможность на этапе предупредительных мер, без проведения расследования и привлечения к ответственности, вернуться в правовое русло и продолжить свою деятельность без ущерба для себя.
Этой весной в конкурентную практику были внедрены принципы «Yellow Pages Rule», суть которых заключается в том, что для поддержания здоровой конкурентной среды необходимо ограничить создание дочерних структур госкомпаниями и не допускать вмешательства государства в те сферы экономики, где представлен бизнес. То есть, введенные ограничения и запреты направлены на предоставление еще больших возможностей для развития предпринимательства в потенциально выгодных сферах.
Далее. На законодательном уровне усилена роль антимонопольного органа. Теперь для расширения или изменения осуществляемых видов деятельности госпредприятиями и юрлицами с участием государства (более 50% акций) потребуется предварительное согласие антимонопольного органа.
Кроме того, по результатам ежегодно проводимых анализов антимонопольный орган имеет право сформировать перечень субъектов квазигосударственного сектора, подлежащих передаче в конкурентную среду.
Торгын Нурсеитова