Духовное управление мусульман Казахстана приняло Концепцию развития религиозного образования. Что нам ждать от этого документа, что он нам даст – этой теме посвящена наша беседа с Верховным муфтием Ержаном Малгажыулы, сообщает Zakon.kz.
- Уважаемый муфтий, для чего нам нужно совершенствовать религиозное образование, кто захочет в таких учебных заведениях учиться, ведь современные молодые люди стараются получать светское образование, заниматься бизнесом и другими мирскими делами.
- Позвольте не согласиться. Как раз сегодня религиозному образованию и религиозной грамотности населения должно придаваться наиважнейшее значение и особенно среди молодежи. Ведь что мы сейчас видим? Противозаконные действия на религиозной основе, деятельность радикальных течений, прикрывающихся исламом, противоречивость религиозных взглядов, убеждений среди молодых людей и т.д. и т.п.
Между тем, правильное, грамотное использование религии является самым эффективным методом профилактики экстремизма и терроризма, поэтому очень важно, что мы решились принять Концепцию религиозного образования. Это, по сути, новая стратегия духовенства в образовательной сфере и ее подготовку мы инициировали более года назад, поскольку возникла необходимость систематизировать и совершенствовать процесс исламского образования в Казахстане.
На стадии проектной разработки документ неоднократно обсуждался на различных площадках, вносились серьезные доработки, в том числе с учетом мнений членов экспертной группы ДУМК. Финальный вариант Концепции был единогласно одобрен в конце октября этого года на заседании Совета улемов при ДУМК.
Особо хочу отметить, что религиозные знания будут преподноситься в равной мере со светскими дисциплинами, причем на всех этапах образовательного процесса, что позволит получать гармоничное, всестороннее образование и это, думаем, соответствует современным ожиданиям общества.
Концепция будет направлена на изучение основ истории и культуры традиционного ислама в поликонфессиональном и многонациональном обществе Казахстана, формировать единый исламский учебный комплекс, который будет удовлетворять духовные потребности общества и индивидуума и в то же время вырабатывать иммунитет против идеологии и действий деструктивных течений.
В целом исламское религиозное образование следует рассматривать как базовую духовную и культурную ценность казахского народа. Так уж исторически сложилось, что казахская земля стала местом взаимодействия великих цивилизаций – исламской, христианской, буддистской, поэтому не случайно Казахстан является автором многих крупных международных инициатив по организации диалога религий и цивилизаций. И тон в этом задает сам глава государства. К примеру, по инициативе Нурсултана Назарбаева в нашей стране каждые три года проводится Съезд лидеров мировых и традиционных религий, роль которого в укреплении мира, добра, стабильности, терпимости трудно переоценить.
Наше государство уделяет большое внимание соблюдению прав человека на свободу вероисповедания, отношения государства и религии, религиозная сфера регламентируются у нас Конституцией, Гражданским кодексом, законом о религиозной деятельности и религиозных объединениях и другими нормами. То есть у нас дан зеленый свет взаимодействию государства и религии и это похвально.
С другой стороны, это обязывает готовить и выпускать высококвалифицированных преподавателей исламоведения и культуроведения. На наш взгляд, тесное взаимодействие государства и религиозных объединений в области образования будет способствовать социализации общества, нациально-религиозному воспитанию подрастающего поколения, культивировать в них на религиозно-мировоззренческой основе национальные обычаи, традиции, духовные ценности. Вот для чего нам нужна Концепция религиозного образования и вот что мы от нее ждем. Как сказал в одном из своих Посланий наш Президент, «мы должны формировать религиозное сознание, соответствующее традициям и культурным нормам страны».
- Религиозное образование вещь весьма чувствительная, уязвимая, тут нужен глаз да глаз, контроль, чтобы вести обучающихся в правильном направлении. Кто будет этим заниматься?
- Духовное управление мусульман Казахстана. Наши усилия будут направлены на то, чтобы научить своих соотечественников правильно воспринимать религию, системно изучать религиозную основу, духовно совершенствоваться, самоутверждаться.
Вообще система религиозного образования и воспитания казахского народа издревле развивалась в правильном русле, потому что мы всегда ощущали и ощущаем духовную потребность, и сегодняшняя жизнь лишь подтверждает это. Вы посмотрите, сколько сейчас людей посещают мечети и в будничные дни, и в выходные, и в праздники, особенно много народу приходит на пятничный намаз. Бывает, яблоку негде упасть. Даже в советское время, когда религию ограничивали, люди обращали свои взоры к Создателю, но в силу обстоятельств чаще всего делали это тайно, а сейчас все дороги открыты для духовного развития, совершенствования и главное, государство во главе с Президентом это поддерживает. И наша цель – наладить четкую систему религиозного образования, дать гражданам возможность получать знания здесь, у себя на родине, а не выезжать для этого специально куда-то за рубеж. Наряду с религиозными традициями, духовной культурой, наши студенты по новой системе религиозного образования будут изучать также историю народа Казахстана и историю мировых религий.
- Уважаемый муфтий, вы сказали, что система религиозного образования и воспитания казахского народа издревле развивалась в правильном русле. Это как?
- Хороший вопрос. Как я уже отметил, наш народ всегда испытывал духовную потребность, поэтому у нас система обучения религиозной грамотности формировалась как при кочевом образе жизни, так и при оседлом. Раньше в городах были медресе, наряду с ними действовал институт старейшин для более состоятельных семей, а в аулах были муллы и все они вносили свою лепту в духовное просвещение народа. Ислам играл особую роль в формировании национального самосознания и культуры казахского народа, духовные ценности находили свое отражение в народном творчестве, передавались из уст в уста, описывались в поэмах и эпосах, в том числе принципы ислама и основы шариата.
Сегодня религиозное образование продолжается и, с учетом того, в какое время мы живем, используются уже новейшие и доступные методы и способы обучения.
- То есть концепция создаст у нас стабильную религиозно-образовательную систему?
- Верно. При этом будут применяться эффективные передовые методики международного опыта для подготовки квалифицированных исламоведов, мы будем обмениваться опытом и знаниями с теми учебными заведениями, взгляды и политика которых соответствуют религиозным принципам мусульман Казахстана.
- В какой форме будет построена система религиозного образования?
- Во-первых, все медресе будут у нас переименованы в колледжи, где наряду с качественным религиозным образованием будет светское, и где будут готовить специалистов по исламоведению. Во-вторых, при мечетях действуют курсы религиозной грамотности, которые служат базовой основой, главным механизмом, позволяющим получить духовное образование большинству населения. В-третьих, в ряде регионов уже несколько лет работают центры подготовки чтецов Корана, где готовят специалистов с начальным теологическим образованием, в том числе азаншы, карии, мулл, которые будут заниматься проведением религиозных обрядов в мечетях, а также хафизов для медресе и высшие духовные учебные заведения. Кроме того, в Алматы действуют университет «Нур-Мубарак» и Институт повышения квалификации и знаний имамов.
- Бытует мнение, что в религиозные учебные заведения идут в основном дети из бедных семей, у которых нет средств на обучение в светских вузах…
- Это не так, к нам поступают дети и из вполне благополучных, состоятельных семей. Но дело даже не в этом, а в том, чтобы у ребенка были иман (духовность, вера – Т.Н.), способности, понимание умом и сердцем тех предметов и дисциплин, которые преподаются в этих заведениях, желание получить духовные знания и в последующем работать в соответствующих сферах. К нам даже поступают способные студенты с высокими баллами, причем они принимаются у нас на конкурсной основе.
- А обучение будет вестись только на казахском языке?
- Пока на казахском, но в наших стратегических задачах стоит цель создать русскоязычные группы для подготовки русскоязычных специалистов в духовные учебные заведения. В «Нур-Мубараке», кстати, уже есть две русскоязычные группы.
- Почему многие молодые казахстанцы стараются получить более глубокие знания по исламу в дальнем зарубежье, например, в Саудовской Аравии, Египте. В Казахстане разве нет такой возможности?
- Почему же нет. У нас еще в 2001 году в Алматы был открыт Египетский университет исламской культуры «Нур-Мубарак», где большинство преподавателей имеют ученые степени и где готовят высококвалифицированные религиозные кадры для структур ДУМК, мечетей, учебных заведений по специальностям исламовед, имам-хатыб, преподаватель арабского языка. Думаем, в недалеком будущем они будут составлять религиозную элиту нашей страны.
- Обучение в «Нур-Мубараке» платное или бесплатное?
- Как и везде платное, ведь на дворе рынок, но есть и государственные гранты. Бесплатно здесь могут учиться лица казахской национальности без постоянного гражданства РК, а также те, кто не является гражданами Казахстана. Выпускники вуза могут потом продолжить учебу по системе послевузовского образования, высшими степенями которой являются магистратура и докторантура. Также могут пройти обучение в Институте повышения квалификации и знаний имамов, где предоставляется полноценное, качественное, конкурентоспособное образование.
- Реализация Концепции религиозного образования рассчитана до 2020 года. Осталось четыре года. Успеете?
- ИншАллах, успеем. Для этого исполнение Концепции разделено на два этапа. Первый охватывает период с 2016 по 2018 год. За это время мы должны внедрить новую национальную модель религиозного образования, сформировать необходимую законодательную базу для достижения всех поставленных задач, а также дополнительную социальную основу по оказанию помощи малоимущим семьям, социально уязвимым слоям населения, создать бесплатные центры по обучению религиозной грамотности, реорганизовать мечети в центры религиозного просвещения и так далее.
Второй период охватывает с 2019 по 2020 год, на данном этапе планируется полная реализация Концепции, в том числе создание достаточной материальной базы религиозных учебных заведений, где будет идти подготовка качественного состава отечественных религиозных кадров. К слову, презентация идей Концепции уже начата в регионах и сейчас одновременно идет проработка программных документов ее реализации.
Надеемся, все это вкупе позволит занять Казахстану достойное место в исламском мире.
Торгын Нурсеитова