Казахстан – единственная страна в Центральной Азии, где создана и успешно действует система судов по делам несовершеннолетних. На сегодня у нас 19 ювенальных судов, они есть во всех областях, в иных по два, рассказывает председатель Специализированого межрайонного суда по делам несовершеннолтених г. Астаны Назиля Раззак - Zakon.kz.
- Назиля Раззакбаевна, какие дела подсудны нашим ювенальным судам?
- К подсудности ювенальных судов отнесены преступления, совершенные несовершеннолетними, и преступления, нарушающие их права, а также гражданские и административные дела. Например, споры об определении места жительства ребенка и порядка общения с ним, лишение родительских прав, усыновление, направление несовершеннолетних в специальные организации образования или организации с особым режимом содержания, споры по опеке и попечительству.
- Как у нас на законодательном уровне защищены права детей?
- В этом году исполнилось 20 лет нашему основному закону - Конституции. На протяжении 20 лет действует норма о том, что отцовство, материнство, детство и семья находятся под защитой государства. И это не случайно, потому что термины «материнство» и «отцовство», как и «детство», неотделимы от понятия семьи. Сегодня, в Казахстане особое внимание уделяется институту семьи. На основе ключевых положений Конституции нашим государством проявляется забота о детях. Безусловно логическим продолжением Конституции являются законодательство, правоприменительная практика, решения государственной власти и инициативы гражданского общества. Только в таком случае ее потенциал может быть реализован в полной мере, и только так можно достичь провозглашенных Конституцией стратегических целей нашего развития.
- Ювенальные суды, наверное, особые суды. Каковы их отличительные признаки?
- Конечно, ювенальный суд это не только специальный состав суда, а новая форма судопроизводства, где главным являются не карательные методы, а восстановительное правосудие, перевоспитание. И судьи здесь должны быть особенными, где-то мамами, где-то психологами, где-то учителями, чтобы в полной мере защитить интересы ребенка, подростка. А для этого надо выявить условия их жизни и воспитания, личностные качества, узнать, кто у них родители, каковы у них взаимоотношения и так далее. Поэтому в этих судах по контракту работают инспектора-психологи. Для них выделяются специальные кабинеты, чтобы общение ребенка с психологом было достаточно комфортным.
Также в этих судах на гражданских процессах обязательно должны присутствовать представители прокуратуры и органов опеки и попечительства. У нас даже помещение суда, судебные залы не такие, как в других судах. Во-первых, нет решеток и специальных клеток, отделяющих подростка от остального мира. У нас залы заседаний оборудованы и расположены так, чтобы участники процесса, в том числе обвинители и адвокаты сидели близко друг к другу и при необходимости могли общаться. Размещение их за одним общим столом подчеркивает общность задач, которые им предстоит решить с помощью судьи, и более того, помогает превратить судебный процесс в некий для подростка жизненный урок.
Во-вторых, в ювенальных судах действует принцип индивидуализации, который придает судебному процессу неформальный характер. Как показывает международная практика, это правильно. Скажем, в Монреале судебные залы в ювенальных судах оборудованы так, что основные участники сидят за одним столом полукругом, обращенным к судье. Примерно такое можно увидеть в экспериментальном ювенальном суде города Таганрога в России. У нас также, кроме кабинетов прокуроров, адвокатов и психологов есть комнаты для бесед с несовершеннолетними и для переговоров по примирению (медиаторов).
- Насколько я знаю, Европейский суд по правам человека тоже рекомендует сделать зал ювенального суда более дружественным для ребенка, и чтобы судья, прокурор и адвокат были на одном уровне с ним и без специальной мантии.
- О чем и речь. По мнению психологов, даже интерьер ювенального суда должен быть более теплым, приближенным к располагающей домашней обстановке, чтобы были шторы, цветы, мягкие стулья, тогда и у правонарушителя, и у потерпевшего не будет страха, напряженности и подавленного состояния. Сотрудникам полиции, участвующим в судебном заседании, рекомендуется не иметь при себе оружия. Также учтены интересы несовершеннолетнего свидетеля. Международные эксперты рекомендуют использовать специальную видеосвязь, чтобы ребенок, не входя в зал судебного заседания, мог давать показания и отвечать на вопросы, находясь в другой комнате с законным представителем, психологом. При этом он не будет видеть подсудимого и других участников процесса, а они его будут видеть. Такие меры применяются в ряде европейских стран в целях получения качественных свидетельских показаний несовершеннолетних, и в нашем суде сейчас идет пилотный проект «Комната для проведения слушаний и интервью с несовершеннолетними детьми, участвующими в судебных разбирательствах».
Дети – свидетели или жертвы преступлений, дети, нарушившие закон, дети, являющиеся сторонами или участниками административных и гражданских разбирательств, сталкиваются с конкретными социальными и юридическими барьерами и являются особенно уязвимыми вследствие своего статуса «несовершеннолетнего».
- Какие в основном гражданские и уголовные дела рассматриваются в наших ювенальных судах?
- По лишению родительских прав, усыновлению детей, определению места жительства детей, в случае развода родителей. Что касается уголовных дел, в основном это грабежи, кража сотовых телефонов, велосипедов и др.
- Вопросы подсудности ювенальных судов требовали у нас серьезной законодательной поддержки. Что-нибудь удалось решить?
- Удалось решить многие вопросы. С января 2015 года по новому УПК расширен перечень уголовных дел, подсудных ювенальным судам, в том числе незаконное усыновление, незаконный вывоз несовершеннолетнего за пределы Казахстана, вовлечение их в изготовление эротической продукции.
С нового года будет действовать новый ГПК, в котором значительно расширена подсудность гражданских дел, рассматриваемых ювенальными судами. К примеру, к подсудности определены дела, об установлении отцовства несовершеннолетнего и взыскании с него алиментов; по заявлениям об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация); об установлении отцовства, о защите трудовых, жилищных прав несовершеннолетних; о возмещении вреда, причиненного совместно несовершеннолетними и совершеннолетними, в том числе с участием недееспособных или ограниченно дееспособных совершеннолетних, об определении места жительства ребенка при выезде ребенка с одним из родителей за пределы республики на постоянное место жительство и другие споры.
- Сегодня уже можно подвести кое-какие итоги. Как вы думаете, достигнуты ли цели создания ювенальных судов?
- Думаю, да. У нас уже наработан определенный положительный опыт в создании и законодательном урегулировании деятельности ювенальных судов, сформирована судебная практика, организован судебный процесс и это положительно оценено международными специалистами, они считают это прогрессом в выполнении рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка. Вообще создание ювенальной юстиции в Казахстане это впервые на постсоветском пространстве. Особенно отмечены наши достижения в области использования современных электронных технологий. Ведется 100% аудио-видео запись процессов, созданы электронные кабинеты, граждане извещаются посредством СМС-сообщений.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что казахстанское правосудие в отношении несовершеннолетних соответствует всем основополагающим международным стандартам. В первую очередь, это специализация судей, конкурсный порядок подбора и назначения судейских кадров, вопросы профессиональной подготовки, продвижения и персональной ответственности судей, организации судебных процедур, системные меры по дальнейшей работе с несовершеннолетними.
Сегодня созданы и действуют ювенальная полиция, ювенальная адвокатура, ювенальные суды. Суд активизировал создание межведомственной связи с участниками ювенальной системы. Имеется, внедренный судом опыт деятельности структуры, занимающейся реабилитацией осужденных несовершеннолетних. Необходимо понимать, что ювенальная юстиция в Казахстане – это комплекс, направленный на достижение целей, а цель у нас одна - защита прав и интересов несовершеннолетних.
Торгын Нурсеитова