Государственная служба: планы и перспективы
Бахтияр Камалов,
зам. руководителя Департамента
по делам государственной службы по г. Алматы
В системе государственной службы РК с начала 2016 года произойдут серьезные изменения.
Закон «О государственной службе», который вводится в действие с 1 января 2016 года, регулирует общественные отношения, связанные с поступлением на государственную службу РК, ее прохождением, прекращением, определяет правовое положение, материальное обеспечение и социальную защиту госслужащих, а также вопросы деятельности иных лиц в госорганах.
В Плане нации «100 конкретных шагов» первые 15 шагов посвящены государственной службе - формированию профессионального автономного государственного аппарата. Так, одним из основных изменений является переход на карьерную модель госслужбы. В рамках этой модели впервые поступающие на государственную службу начнут свою профессиональную деятельность только с низовых должностей. Для этого они должны пройти тестирование на знание законодательства и наличие компетенций (навыки, знания и умения), комиссионное интервью для оценки приверженности ценностям государственной службы в территориальном департаменте Министерства по делам государственной службы, а также собеседование в государственном органе по профильным знаниям. Приверженность ценностям включает в себя ориентированность на качество и результат работы, этичность и нетерпимость к коррупции.
Обязательное требование для впервые поступивших на госслужбу - установление испытательного срока по формуле «три плюс три». Для них будет составляться индивидуальный адаптационный план на три месяца, включающий требования по овладению определенными навыками и специальными заданиями. В целях оказания помощи в выполнении индивидуального плана будут закреплены наставники из числа опытных работников. Результаты выполнения индивидуального адаптационного плана будут оцениваться руководством. В случае его невыполнения руководитель госоргана вправе продлить испытание еще на три месяца с представлением возможности повторного выполнения мероприятий. Отрицательные результаты по итогам второго трехмесячного периода неизбежно приведут к увольнению госслужащего.
Дальнейшее карьерное продвижение будет осуществляться на основе внутреннего конкурса по упрощенному порядку и в короткие сроки. В конкурсах смогут участвовать госслужащие с опытом работы на нижестоящих должностях. При этом первоначально кандидаты будут отбираться среди работников госоргана, где заполняется вакансия. В случае отсутствия подходящих претендентов отбор пройдет среди служащих всех госорганов.
Для отдельных действующих госслужащих (например, руководителей территориальных подразделений центральных госорганов) в рамках профессионального развития станет применяться ротация (внеконкурсное перемещение). Ротируемых будут обеспечивать служебным жильем из специально созданного фонда.
Наряду с вышеуказанными механизмами набора могут быть привлечены зарубежные менеджеры, которые будут наниматься на контрактной основе по решению Национальной комиссии по кадровой политике и проходить специальную проверку.
Другим положительным моментом является переход с 1 января 2016 года на факторно-балльную шкалу оплаты труда и внедрение регулярной оценки результативности государственных служащих и выплаты бонусов. Такой метод внедрен в большинстве передовых стран (США, Великобритания, Япония) и в международных организациях (например, Всемирный банк) и предусматривает распределение всех должностей по уровням единой шкалы на основе следующих факторов: управление сотрудниками; ответственность; самостоятельность в работе; опыт работы; уровень специальных знаний; уровень контактов; сложность работы; последствия принимаемых решений. В результате должности, находящиеся в одной категории, могут оплачиваться по-разному.
Регулярной оценке подвергнутся все государственные служащие (политические, служащие корпусов «А» и «Б»). Качество работы служащих корпуса «Б» станет оцениваться на основе их годовых индивидуальных планов. Оценка эффективности их работы будет осуществляться с применением метода обязательного ранжирования (составление списка сотрудников, разделенных на группы в зависимости от результатов оценки).
К примеру, по итогам ежегодной оценки предлагается распределять работников по четырем условным группам: с превосходными результатами (до десяти процентов от фактической штатной численности госоргана), высокими (35-45 процентов), удовлетворительными (40-50 процентов) и неудовлетворительными (до пяти процентов).
Бонусы подлежат выплате только для первых двух групп работников. Для сотрудников с результатами «удовлетворительно» (третья группа) и «неудовлетворительно» (четвертая группа) будут составляться индивидуальные планы развития компетенции. Для последней группы возможно понижение в должности (при наличии вакансий) либо увольнение.
Образуемая экономия по фонду оплаты труда и другим административным расходам (аренда помещений, транспортное обслуживание, командировки, связь и др.) будет направляться на выплату надбавок и бонусов оставшимся государственным служащим. Также хотелось бы отметить, что основные принципы нового Закона «О государственной службе» распространятся также и на все правоохранительные органы, с одновременным сохранением их отраслевого закона. Для обеспечения в рамках новой модели отбора квалифицированных кадров, их удержания и повышения на основе меритократии, а также недопущение на должности недобросовестных и некомпетентных работников будет проведена комплексная аттестация административных государственных служащих по решению Президента Республики Казахстан, определяющего ее порядок, сроки и категории аттестуемых государственных служащих.
С 1 января 2016 года разработан Закон «О противодействии коррупции», который также вводится в действие в рамках реализации Антикоррупционной стратегии РК на 2015-2025 годы, основным направлением которого является устранение условий и причин возникновения коррупции в обществе.
Необходимо, чтобы граждане понимали, что основная движущая сила в противодействии коррупции - гражданское общество, а значит, они сами могут влиять на негативную ситуацию. Практика действующего законодательства показала, что только ужесточение мер борьбы с коррупцией не может стать эффективным средством снижения ее уровня, а усиление наказания за коррупционную деятельность должно сопровождаться другими комплексными мерами во всех сферах.
Так, в новом законе предусмотрено новое видение коррупционных правонарушений в связи с тем, что большинство из установленных Законом РК «О борьбе с коррупцией» коррупционных правонарушений носит формальный и дисциплинарный характер и не преследует извлечения материальных благ.
Характерной чертой настоящего этапа по противодействию коррупции является его общенародный характер, базирующийся на принципах партнерства субъектов коррупционной политики, приоритета мер предупреждения коррупции и нравственных начал по борьбе против коррупции.
Достижение этого направления реализуется посредством формирования в обществе атмосферы нетерпимости к коррупции, выявления условий и причин, способствующих совершению коррупционных правонарушений, и устранения их последствий, укрепления взаимодействия субъектов противодействия коррупции, развития международного сотрудничества по противодействию коррупции, а также выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных правонарушений и преступлений.
Уполномоченным органом в сфере противодействия коррупции является Национальное бюро Министерства РК по делам государственной службы с основными полномочиями по реализации антикоррупционной политики государства, а также координации деятельности субъектов противодействия коррупции. Для обеспечения деятельности по предотвращению коррупции предусмотрены системные меры, включающие в себя антикоррупционный мониторинг, анализ коррупционных рисков (внешний и внутренний), формирование антикоррупционной культуры и антикоррупционные стандарты.
Физические лица, общественные объединения и иные юридические лица при противодействии коррупции должны сообщать об известных им фактах совершения коррупционных правонарушений; вносить предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики по вопросам противодействия коррупции; участвовать в формировании антикоррупционной культуры; осуществлять взаимодействие с другими субъектами противодействия коррупции и Агентством.
С января 2016 года субъекты коррупционных правонарушений и преступлений будут нести административную и уголовную ответственность (дисциплинарная ответственность предусмотрена в новом Законе «О государственной службе»).
Пятую институциональную реформу «Транспарентное и подотчетное государство» Президент РК Нурсултан Назарбаев выдвинул для перехода Казахстана к этапу государственного строительства - построению открытого, подотчетного населению государства.
Новый Закон «О доступе к информации» определяет порядок доступа к информации. Доступ к информации обеспечивается предоставлением информации по запросу; размещением информации в помещениях, занимаемых обладателями информации; заслушиванием и обсуждением отчетов руководителей центральных исполнительных органов (за исключением Министерства обороны РК), акимов и руководителей национальных высших учебных заведений; размещением информации в средствах массовой информации, на интернет-ресурсе обладателя информации, на соответствующих компонентах веб-портала «электронного правительства» и иными способами, не запрещенными законодательством РК.
П. 1 ст. 13 Закона предусматривает, что заседания Палат Парламента РК, Правительства РК и коллегиальных органов центральных исполнительных органов и местных представительных и исполнительных органов области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) РК являются открытыми, за исключением закрытых заседаний.
П. 2 ст. 13 предусматривает, что Палаты Парламента, местные представительные органы области, города республиканского значения, столицы РК обеспечивают трансляцию открытых заседаний, а государственные органы - коллегий, проводимых по итогам года, в режиме онлайн на интернет-ресурсах.
Эти широкие подходы к активной публикации являются одними из наиболее позитивных аспектов закона.