Совершенствование законодательства Республики Казахстан
в области частного права
Тимур Васильевич Мусин
эксперт в области корпоративного права
На каждой нации лежит не только культурная,
но и юридико-политическая миссия обеспечить мир и правду
как внутри государства, так и в международных отношениях.
И для достижения этой священной цели каждое государство
нуждается в защите со стороны публичного
и частного международного права.
А.Н. Мандельштам
В мировой практике право можно подразделить на две группы - публичное и частное право. Подобное разделение устоялось в юриспруденции со времен Древнего Рима.
В отличие от публичного права, обеспечивающего интересы общества, частное (Jus Privatum) представляет собой свод норм, регулирующих и защищающих интересы третьих лиц в процессе их взаимоотношений.
Активное развитие частного права в Казахстане началось с момент распада СССР и обретением страной независимости. Основным толчком послужило развитие частной собственности, что ранее было проблематично в рамках централизованной системы и государственной собственности, а также зарегламентированной социально-экономической и общественно-политической жизни.
В настоящее время государство в большинстве своем должно сконцентрироваться на надзорной и обеспечивающей функции, в свою очередь, все большая роль должна быть отведена частному сектору, который и должен являться основной составляющей экономики, как в крупном бизнесе, так и в малом и среднем бизнесе. Именно индивидуальные предприниматели, частные компании должны являться финансовой артерией страны, которая будет приносить прибыль государству в виде налогов и иных поступлений, так и обществу посредством создания инфраструктуры, новых рабочих мест, а также способствовать росту благосостояния каждого отдельного гражданина.
Отечественное законодательство сделало довольно большие шаги по своему развитию, многие вехи были имплементированы из законодательств развитых стран запада, которые в свою очередь активно оттачивали его на протяжении двух последних столетий, и соответственно на сегодняшний день правовая база страны не уступает и в какой то мере опережает аналоги стран СНГ, и содержит необходимый потенциал.
Казахстан активно участвует в проводимых процессах глобализации и интеграции в мировое сообщество. В данном контексте стоит выделить вступления в ВТО и ТС/ЕАС, которые, безусловно, скажутся на местном законодательстве, в том числе, в части частного права, уже в силу проводимой прямой или латентной гармонизации права.
Государство как так называемый «владелец риска» заинтересован и обязан осуществлять мероприятия по управлению, минимизации или, если это возможно, полному устранению риска в области права. В данных мероприятиях государство также могут помочь и участники рынка в лице отраслевых ассоциаций, общественных объединений и независимых консультантов, что в какой-то мере повысит эффективность деятельности государственных органов/правительства и культуру политической активности населения. Таким образом, существующая субординационная связь будет усилена связью координационной. Равновесная связка государства и частного сектора способна и должна породить эффект синергии.
Вместе с тем, эффективное совершенствование права и его реализация невозможны без развития определенных составляющих в лице самого общества и соответствующей инфраструктуры. Так как в противном случае, все нововведения без эффективного использования фактически могут остаться лишь текстом на официальном документе.
В свою очередь, совершенствование законодательства Республики Казахстан в области частного права должно осуществляться посредством следующих мер (данные меры могут быть реализованы, как вариант, посредством подготовки и принятия правового акта/ внесение изменений в действующие акты, направленные на системное и комплексное развитие частного права):
· оценка современного состояния государственной правовой системы в контексте фундаментальных изменений в мировой политике, экономике, в связи с процессами глобализации, а также формирование системы права с учетом приоритета принципов международного права, а также международных договорных (FATCA) и иных обязательств Республики Казахстан, современных общемировых и региональных интеграционных процессов (ЕАС, СНГ);
· разработка процедуры оперативного изменения законодательства в целях своевременной подготовки страны к изменениям в рамках мировых кризисов и тенденций, а также в преддверии глобальных проектов в стране;
· расширение практики проведения научной экспертизы законопроектов, в том числе на предмет соответствия интересам совершенствования частного права, а также согласованности с другими нормативным актами страны, выявления норм, которые потенциально могут нести риск совершения нарушений (административных, коррупционных);
· поддержка допустимомо единобразия и правовая протекция страны и частного сектора в рамках интеграций с другими странами или в рамках мировых организаций;
· установление необходимости периодических проверок (комплаенс-аудит) требований законодательства (нормативно-правовые акты) вышестоящим документам (законы, кодексы, конституция), в целях устранения несоответствия, оптимизации количества документов (уменьшение НПА за счет включения содержащихся там требований в вышестоящие документы, которые должны содержать максимальное количество разъяснительных норм), а также оптимизации процессов, которые призваны упростить процедуры для частного сектора, и в целом отсылочные нормы на подзаконные акты, которые могут не соответствовать воле законодателя;
· развитие юриспруденции как науки, усиление поддержки учебным заведениям, предоставляющим юридическое образование, а также повышение грамотности населения, посредством создания интернет-сервисов с широкими возможностями изучения и мониторинга законодательства. Значительная часть населения плохо осведомлена о своих обязанностях и правах, что несет риски возможных нарушений со стороны злоумышленников или из за недостаточной осведомленности граждан. Население основное богатство страны и его нужно развивать (тем самым защищая);
· частное право должно нести мотивационный характер, влекущий развитие личности и повышения качества его благосостояния. Умный человек имеет больше шансов стать богатым и соответственно принести пользу себе, обществу и стране;
· создание или поддержка в создании консультационных центров Street Law (Уличное право), оказывающих правовую поддержку частному сектору (бесплатно физическим лицам и ИП, бесплатно/за вознаграждение юридическим лицам);
· иные мероприятия, предупреждающие риски.
Вышеуказанные мероприятия призваны сконцентрировать усилия на наиболее существенных проблемах, препятствующих развитию или эффективному функционированию правовой системы, в том числе, в области частного права.
***