Оптимизация госуслуг (Гульмира Турлыханова, руководитель Департамента юстиции Актюбинской области)

Оптимизация госуслуг

 

Гульмира Турлыханова,

руководитель Департамента

юстиции Актюбинской области

 

Приоритетным направлением государственной политики является принятие мер по упрощению процедуры создания бизнеса путем сокращения административных барьеров.

Объективной внешней оценкой конкурентоспособности национальных экономик являются различные рейтинги. Они формируются международными организациями и рейтинговыми агентствами. Один из признанных рейтингов - Doing Business Всемирного банка.

Участие Казахстана в этом рейтинге позволяет отслеживать изменения, происходящие в законодательном регулировании, способствующие развитию бизнеса в таких странах, как США, Великобритания, Сингапур, Гонконг и т.д. Изучение их опыта дает возможность проводить успешные реформы и в нашей стране.

Так, согласно Докладу Всемирного банка «Ведение бизнеса 2016» от 27 октября 2015 года Казахстан вошел в число десяти стран, которые в период с 2014-го по 2015 год достигли наилучших результатов по улучшению показателей ведения бизнеса.

По итогам проведенных реформ за период с 2014 года по июнь 2015 года по рейтингу «Легкость ведения бизнеса» Казахстан поднялся с 53-й на 41 позицию.

Стоит отметить, что Министерством юстиции закреплены три индикатора:

- регистрация предприятий - 21 место, повышение на 32 позиции;

- регистрация собственности -19 место, повышение на шесть позиций;

- исполнение контрактов - 9 место, повышение на пять позиций.

Согласно Докладу Всемирного банка по рейтингу Doing Bussines по индикатору «Регистрация собственности» Казахстан занял 19 место против 25 места в прошлом году.

Регистрация собственности согласно методике расчета Всемирного банка включает в себя четыре процедуры. В настоящее время три из них исключены (получение техпаспорта, получение справки о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество и его технических характеристиках, нотариальное удостоверение договора купли-продажи), осталась одна процедура - регистрация собственности в течение одного рабочего дня.

Достижение такого результата стало возможным по итогам проведенной Министерством юстиции работы, в том числе по упрощению регистрационных процедур, снижению административных барьеров, оптимизации процессов оказания госуслуг путем внесения необходимых изменений в действующие законодательные акты.

Так, с 2010 года для удобства граждан реализованы пять видов информационных услуг в сфере регистрации прав на недвижимое имущество:

- справка о зарегистрированных правах на недвижимое имущество;

- справка об отсутствии (наличии) недвижимого имущества;

- справка о зарегистрированных и прекращенных правах на недвижимое имущество;

- справка по залогу движимого имущества, не подлежащего обязательной государственной регистрации;

- сведения о собственнике (правообладателе) недвижимого имущества, - которые выдаются в электронном виде через ЦОН и веб-портал «электронного правительства» в течение 15 минут на бесплатной основе.

В соответствии с Законом от 27 апреля 2012 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам исключения противоречий, пробелов, коллизий между нормами права различных законодательных актов и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений» с 1 января 2013 года на альтернативной основе внедрена электронная регистрация.

Данная процедура проводится на основании электронных копий правоустанавливающих документов, поступающих в автоматическом режиме в информационную систему правового кадастра из ЕНИС автоматически, в рамках одной процедуры, после нотариального удостоверения сделки.

Также с марта 2013 года внедрен механизм подачи электронной заявки на получение технического паспорта объекта недвижимости и его дубликата через веб-портал «электронного правительства».

Кроме того, в рамках Закона от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в РК» по инициативе Министерства юстиции разработаны и внесены поправки в законодательные акты в сфере регистрации прав на недвижимое имущество, в части:

- исключения альтернативного порядка регистрации прав на недвижимое имущество через ЦОН, возникающих на основании нотариальных сделок;

- исключения требований по предоставлению технического паспорта на объекты недвижимости при государственной регистрации прав на недвижимое имущество;

- конкретизации перечня документов, представляемых на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, а именно исключение из перечня предоставления «иных документов»;

- конкретизации субъектов-получателей (налоговые органы заменены на органы государственных доходов) сведений из правового кадастра (ст. 17 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество»);

- сокращения срока регистрации с 15 рабочих дней до пяти рабочих дней.

Также в соответствии с приказом Министра юстиции от 28 апреля 2015 года № 246 «Об утверждении стандартов госуслуг по вопросам регистрации прав на недвижимое имущество и регистрации залога движимого имущества, не подлежащего обязательной государственной регистрации», сокращены:

- сроки регистрации объектов недвижимости, относящихся к первой категории сложности, в том числе складских помещений - с пяти до двух рабочих дней;

- сроки по проведению работ по первичному обследованию и изготовлению технических паспортов на объекты недвижимости, относящихся к первой категории сложности, с десяти до пяти рабочих дней.

Вместе с тем Министерством юстиции совместно с территориальными органами юстиции продолжается работа по созданию электронного архива «Регистр недвижимости» путем сканирования архивных регистрационных дел, что в перспективе даст возможность виртуального поиска регистрационных дел в электронном формате и значительно сократит сроки оказания услуги по предоставлению копий регистрационного дела из электронного архива.

В рамках проводимой работы с начала 2013 года порядок создания юридических лиц, относящихся к малому предпринимательству, переведен от разрешительного к уведомительному порядку регистрации, внедрена электронная регистрация посредством веб-портала «электронное правительство».

Другим значимым шагом является отмена представления при регистрации ряда бумажных документов. Так, исключено предоставление справок о местонахождении юридического лица и отсутствии налоговой задолженности. Также для субъектов частного предпринимательства отменено требование о предоставлении устава.

Бумажная форма свидетельства о регистрации заменена электронной справкой, которую можно распечатать самостоятельно либо получить в любом ЦОНе.

С начала 2015 года введены в действие поправки в законодательство, предусматривающие максимальное упрощение создания бизнеса путем сокращения регистрации до одного часа без представления каких-либо документов. Отменен регистрационный сбор за регистрацию и отменено формирование уставного капитала для субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, принятые законодательные инициативы не только стимулируют развитие предпринимательства и инвестиционного климата в стране, но также определяют рост международного авторитета государства.

Следите за новостями zakon.kz в: