За чистоту армейских рядов (К.Ныгмет)

За чистоту армейских рядов

 

Прививать нетерпимость даже к мелким правонарушениям в воинской среде, повысить уровень доверия населения к военнослужащим Казахстана - такие задачи ставит перед подчиненными наш собеседник - главный военный прокурор страны, генерал-лейтенант юстиции Ергали Мерзадинов.

 

- Ергали Серикбаевич, количество правонарушений и преступлений в воинской среде медленно, но верно сокращается. Как вам удалось добиться сегодняшних показателей?

 

- Во исполнение поручения Главы государства о высоком профессионализме людей в погонах, их безупречном поведении мы направили все усилия на формирование принципа нулевой терпимости к правонарушениям в воинской среде, повышение уровня доверия населения к профессии военнослужащего - защитника Отечества. Главным же ориентиром в работе стал постулат о том, что в армии нет места даже мелким правонарушениям, а каждое уголовное расценивается как чрезвычайное происшествие...

Вы, наверное, помните, что в 2008-2009 годах произошел всплеск преступности в армии. Был высокий уровень неуставных взаимоотношений, самовольные оставления части и дезертирство. В той ситуации мы оперативно пересмотрели подходы к профилактике правонарушений, определили «болевые точки» и избрали новые приоритетные направления. Так, были установлены предельно жесткие и адекватные меры ответственности командиров всех степеней за состояние воинской дисциплины. Появилась практика реагирования следователей и прокуроров на нарушения законности. В итоге за пять лет с участием прокуроров было рассмотрено более трех тысяч актов, по результатам которых к дисциплинарной ответственности привлечено около четырех тысяч должностных лиц.

Серьезным стимулом в этой работе стало также внедрение в воинских частях системы видеонаблюдения, поощрение по моему представлению командиров, активно проводивших профилактическую работу. Стали работать телефоны доверия, проводиться анонимное анкетирование личного состава. Активизировалась и обновилась работа воспитателей и психологов, были пересмотрены критерии отбора кандидатов на воинскую службу.

В результате системного подхода преступность в армии за пять лет удалось сократить на треть, в два раза уменьшить воинские преступления, в том числе факты неуставных взаимоотношений.

Особое внимание военные прокуроры уделяют также вопросам предупреждения самоубийств в армии. Данная работа нами проводилась с привлечением официального духовенства и психологических служб. И сегодня можно говорить о том, что факты доведения до самоубийства в результате неуставных взаимоотношений в армии сведены на нет.

 

- Особая проблема - коррупция в армейской среде. Что делается для борьбы с ней? Удалось ли поставить взяточничество под контроль?

 

- Анализ коррупционной преступности показал, что взяточничество чаще всего происходит в подразделениях по делам обороны, которые ежедневно соприкасаются с гражданским населением, непосредственно обеспечивают комплектование войск, осуществляют воинский учет граждан. Поэтому для минимизации контактов граждан с работниками указанных подразделений, часть государственных услуг, предоставляемых ими, была передана в ведение ЦОНов.

В итоге этих и других мер коррупционная преступность в армии за 2015 год в сравнении с 2014 годом снижена на 43,8%. Кстати, это касается и сферы государственных закупок, расходования бюджетных средств. Важнейшим достижением здесь является реализация нашей инициативы по внедрению единых операторов поставок работ и услуг для нужд военных ведомств. А еще с прошлого года изменен порядок проведения государственных закупок с освобождением структурных подразделений Министерства обороны от данной работы и возложением указанной функции на Главное управление материально-технического обеспечения, которое уполномочено осуществлять и контролировать весь процесс государственных закупок. В перспективе, в целях исключения выполнения армией несвойственных ей функций, военные ведомства приобретут лишь статус потребителя продукции военного назначения.

Конкретная работа ведется и в части предотвращения фактов хищения государственного имущества должностными лицами. Так, приговором военного суда в ноябре прошлого года по фактам хищения денежных средств на общую сумму свыше 600 миллионов тенге осуждены шесть должностных лиц из числа командиров части и руководителей кадровых и финансовых подразделений одной из воинских частей. Следствие установило, что они в течение длительного времени, с 2008 года по апрель 2014-го, производили незаконные перечисления денежных средств на индивидуальные платежные карточки военнослужащих части и в дальнейшем их незаконно присваивали. Оказалось, что в этот период их деятельность со стороны контрольных и ведомственных ревизионных органов надлежащим образом не проверялась.

Помимо прочего сейчас прорабатывается вопрос о создании единого оператора по предоставлению военнослужащим специализированного арендованного жилья, усиливается идеологическая работа по созданию атмосферы неприятия коррупции в армии.

 

- А кто отвечает за антикоррупционное воспитание в Вооруженных силах республики?

 

- Принятым в ноябре 2015 года Законом «О противодействии коррупции» введены новые положения в части формирования антикоррупционной культуры. Они включают в себя целый комплекс мер образовательного, информационного и организационного характера. Но в армию человек приходит практически сформированным, со своим мировоззрением. И для нас при этом важно, чтоб он понимал, что выполняет священный долг защитника Отечества.

Большая роль в этом плане отводится работе общественных институтов страны, нацеленных на сохранение и развитие лучших воинских традиций, правовое и нравственное воспитание личного состава, сплочение воинских коллективов. Ощутимый вклад в профилактику коррупционных правонарушений внесен общественным советом при Главной военной прокуратуре, возглавляемым заместителем председателя Мажилиса Парламента РК Абаем Тасбулатовым. Этим органом практиковались выездные совещания в регионах, ознакомительные поездки в отдаленные пограничные подразделения и рабочие встречи с армейской общественностью.

В целом принятие Антикоррупционной стратегии по противодействию коррупции на 2015-2025 годы дало новый импульс в борьбе с этим негативным явлением, ориентируя государственные органы и все общество на единение и принятие совместных адекватных мер по противодействию коррупции. Этому, несомненно, будет способствовать и недавно подписанный по инициативе министра обороны Имангали Тасмагамбетова меморандум о взаимном сотрудничестве и противодействии коррупции между Министерством обороны, Генеральной прокуратурой, Комитетом национальной безопасности, Агентством по делам государственной службы и Министерством внутренних дел.

 

- Какие еще задачи вы ставите перед ведомством на текущий год?

 

В минувшем году правоохранительная и судебная системы заработали в условиях новых, но уже адаптированных уголовного и уголовно-процессуального законодательных актов. Завершены трехгодичная программа профилактики правонарушений в войсках и общереспубликанский проект «2015-й - год предупреждения самоубийств». Превентивные меры позволили стабилизировать уровень преступности и состояние воинской дисциплины. Большая работа проведена военными прокурорами в социально-экономической сфере, где по актам надзора в доход государства возмещено свыше миллиарда тенге.

Что же касается 2016 года, то он, как известно, объявлен Годом правовой культуры в армии. В рамках этого девиза совместно с военными ведомствами будет организована широкомасштабная работа по развитию правового и военно-патриотического воспитания подрастающего поколения и военнослужащих, повышению имиджа казахстанской армии.

 

Кадиша Ныгмет

Следите за новостями zakon.kz в: