Опубликовано: «Юридическая газета» от 22 января 2016 г. № 8 (2960)
Для улучшения инвестиционного климата
Р. Исполова,
судья Восточно-Казахстанского областного суда
Последние годы для судебной системы Республики Казахстан стали знаковыми - она не просто совершенствуется, а резко выходит в ряд наиболее современных. Это следует и из новелл нового Гражданского процессуального кодекса, и второй институциональной реформы «Обеспечение верховенства закона» Плана нации «100 конкретных шагов».
Важной инициативой является создание в Казахстане Специализированного суда для разрешения инвестиционных споров.
Учитывая тот момент, что крупные вложения материальных и нематериальных средств жизненно важны для любой экономики, новшество положительно скажется на инвестиционном климате, доверии инвесторов к казахстанскому правосудию, и, по мнению международных экспертов, повысит инвестиционную привлекательность страны, это крайне важно для привлечения в Казахстан иностранного бизнеса.
Ситуации между инвесторами и госорганами, в особенности по вопросам взимания налогов, таможенных платежей, а также платежей за загрязнение окружающей среды, традиционно занимали особое место в общей картине инвестиционной привлекательности страны. Некоторые инвесторы оспаривали требования государственных органов в местных судах, считая их завышенными и необоснованными, другие соглашались и платили, третьи обращались в международные арбитражи и даже некоторые из них выигрывали. Инициатива создания в Казахстане Специализированного суда для разрешения инвестиционных споров очень своевременна, квалифицированный и беспристрастный суд - ключевой критерий обеспечения безопасных и очевидно предсказуемых условий для инвестиций.
Новым Гражданским процессуальным кодексом предусмотрено создание при суде г. Астаны отдельной коллегии, специализированного состава, который будет рассматривать гражданские дела по имущественным и неимущественным спорам с участием регионального финансового центра, а также гражданские дела по спорам в связи с инвестиционной деятельностью инвестора (инвестиционные споры), кроме дел, подсудных Верховному Суду РК.
По инвестиционным спорам, стороной которых является крупный инвестор, в качестве суда первой инстанции дела будут рассматриваться Верховным Судом РК.
В соответствии с действующим Законом РК «Об инвестициях» от 8 января 2003 года под «инвестиционной деятельностью» понимается деятельность физических и юридических лиц по участию в уставном капитале коммерческих организаций либо по созданию или увеличению фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности, а также по произведенным и полученным фиксированным активам в рамках договора концессии концессионером (правопреемником).
Закон предполагает к инвестиционным спорам относить споры между инвесторами и государственными органами:
- связанные с допуском инвестора к осуществлению инвестиционной деятельности или прекращением этой деятельности;
- об исполнении обязательств по переводу капиталовложений и доходов от них в страну постоянного места пребывания инвестора;
- об оспаривании законности нормативных правовых актов, если их действие может привести к убыткам инвесторов;
- об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих, если такое решение, действие (бездействие) может привести к убыткам инвестора.
К инвестиционным спорам также относятся споры между инвесторами, споры с другими субъектами об исполнении обязательств, вытекающих из договора по осуществлению инвестиционной деятельности, а также иные споры, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности.
Исходя из этого следует, что суд сможет рассматривать достаточно широкий спектр дел.
Теперь в целях создания благоприятного инвестиционного климата, защиты интересов инвесторов предусмотрены правовые инструменты, обеспечивающие независимость судей и судов РК, правовые условия для развития в Казахстане независимой системы коммерческих арбитражей, что исключит возможность пересмотра арбитражных решений государственными судами.
Создание специализированного суда и коллегии в Верховном Суде, сокращение порядка пересмотра судебных актов значительно ускорит окончательное решение инвестиционных споров.
Наличие эффективного правового механизма по урегулированию инвестиционных споров является необходимым условием дальнейшего экономического развития Казахстана в качестве члена Всемирной торговой организации. Ст. 9 Закона РК «Об инвестициях» предусматривает два способа разрешения инвестиционных споров:
- переговоры или иная заранее согласованная сторонами процедура разрешения споров;
- разрешение спора в судах РК, а также в международных арбитражах, определяемых соглашением сторон.
Существенными новеллами гражданского процессуального права наряду с введением трехуровневой судебной системы являются особенности осуществления судопроизводства по инвестиционным спорам.
Споры, вытекающие из правоотношений с участием инвестора, не связанные с инвестиционной деятельностью, а также споры с участием инвестора, подлежащие рассмотрению в упрощенном производстве, подсудны районным (городским) и приравненным к ним судам в соответствии с подсудностью, установленной гл. 3 ГПК (ч. 5 ст. 27).
Согласно пп. 2 ст. 28 ГПК гражданские дела по инвестиционным спорам, стороной в которых является крупный инвестор, рассматриваются и разрешаются Верховным Судом РК по правилам суда первой инстанции. По смыслу ч.ч. 2 и 3 ст. 135 ГПК как в суде г. Астаны, так и в Верховном Суде рассмотрение и разрешение гражданских дел по инвестиционным спорам осуществляется судьей единолично по правилам суда первой инстанции.
Апелляционные жалобы, протесты на решения, вынесенные по делам, рассмотренным судом г. Астаны по правилам суда первой инстанции, рассматриваются специализированной судебной коллегией Верховного Суда РК в коллегиальном составе не менее трех судей (ст. 402 ГПК). Ч. 4 ст. 240 ГПК предусматривает, что решение суда, вынесенное Верховным Судом по правилам суда первой инстанции, вступает в законную силу со дня его оглашения. Следовательно, оно не может быть обжаловано в апелляционном порядке. В этой связи Верховный Суд выступает апелляционной инстанцией для гражданских дел по инвестиционным спорам, рассмотренным судом г. Астаны по правилам суда первой инстанции.
Наряду с перечисленными изменениями в гражданском процессуальном законодательстве большой интерес представляет судебный орган, создаваемый в рамках Международного финансового центра «Астана».
Особенно важным является то, что основные вопросы деятельности МФЦА планируется регулировать Конституционным законом РК. Это указывает на высокую роль данного института на современном этапе экономического развития Казахстана.
Новый подход государства к вопросу разрешения инвестиционных споров заслуживает особого внимания, поскольку предусматривает принципиальные изменения в данной сфере. МФЦА позиционируется как территория в пределах г. Астаны с точно обозначенными границами, определяемыми Президентом РК, в рамках которой действует особый правовой режим.
В числе особенностей правового режима МФЦА:
- наличие собственной системы действующего права, включающей акты органов МФЦА, регулирующие возникающие между его участниками и (или) органами, и (или) работниками гражданско-правовые, гражданско-процессуальные и финансовые отношения, административные процедуры;
- исключительная юрисдикция суда МФЦА по осуществлению правосудия на его территории по спорам, возникающим между участниками, органами и работниками МФЦА, касающимся любой операции, осуществленной в МФЦА, а также переданным суду по соглашению сторон;
- осуществление судопроизводства на английском языке на основе процессуальных принципов и норм Англии и Уэльса и (или) стандартов ведущих мировых финансовых центров с возможностью учитывать при разрешении споров вступившие в законную силу собственные решения по конкретным спорам и вступившие в силу решения других судов общего права (судебный прецедент);
- исполнение решений суда МФЦА на территории Казахстана в том же порядке и на тех же условиях, что и исполнение решений судов РК.
Для разработки и принятия акта Совета МФЦА, определяющего состав суда, порядок назначения и освобождения судей от должности, квалификационные требования к судьям, процедуру судопроизводства и другие вопросы функционирования суда, Конституционным законом отводится двухлетний срок со дня введения его в действие. Органы управления МФЦА (администрация, Комитет по регулированию финансовых услуг) будут являться юридическими лицами согласно казахстанскому законодательству.
В первую очередь необходимо помнить, что территория МФЦА - это территория РК, на которой имеет прямое действие Конституция. Именно поэтому Конституционным законом предусмотрено, что действующее право МФЦА основывается прежде всего на Конституции РК. Вместе с тем территория МФЦА имеет особый статус, поскольку в ее границах устанавливается особый правовой режим. В ее пределах действует собственная правовая система, предусматривающая для его участников более привилегированное положение по сравнению с общими нормами права РК, в том числе могут применяться особые правила в области гражданского судопроизводства, гражданских и финансовых правоотношений.
Представляется, что инвестор, становясь участником МФЦА, обоснованно рассчитывает на определенные преференции, связанные с ведением бизнеса именно в рамках Центра. При этом немаловажное значение приобретает адекватное практическое применение соответствующих норм права в целях исключения их двоякого толкования.