Приоритет - самым достойным (А. Смолин, председатель Высшего Судебного Совета РК)

Приоритет - самым достойным

 

А. Смолин,

председатель

Высшего Судебного Совета РК

 

Конституция Республики Казахстан гарантирует каждому право на судебную защиту, которое является неотъемлемым атрибутом любого правового государства.

Оперативное и справедливое правосудие, осуществляемое профессиональными судьями, это главные инструменты повышения доверия к судам, как со стороны общества, так и иностранных инвесторов.

В этой связи вопросам совершенствования судебной системы и повышения гарантий независимости судей Главой государства уделяется постоянное внимание.

Так, Планом нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ предусматривается кардинальное реформирование системы судоустройства и судопроизводства, а также отбора судей.

В соответствии с Планом нации в конце прошлого года принято 59 новых законов, в том числе новый Гражданский процессуальный кодекс, внесены поправки в Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.

Этими законодательными актами совершенствуется порядок рассмотрения дел в судах, сокращается число судебных инстанций для упрощения доступа к правосудию, вводится обязательная фиксация судебных заседаний и расширяется сфера применения суда присяжных.

При этом процедура подписания Главой государства нового ГПК впервые проводилась публично, что еще раз подчеркивает важность этого документа.

Все это предъявляет высокие требования к судьям, в связи с чем, отдельный блок мероприятий Плана нации посвящен вопросам повышения квалификационных требований и ужесточения механизмов отбора кандидатов на судейские должности.

В рамках законодательной реализации Плана нации в этом направлении с 2016 года введен в действие новый Закон «О Высшем Судебном Совете», а также внесены поправки в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей». Важной новеллой этих законов является повышение требований к кандидатам в судьи.

Теперь кандидат в судьи должен иметь пять лет стажа работы, связанной с судопроизводством (секретарь судебного заседания, консультант суда, прокурор, адвокат), или десять лет юридического стажа.

В рамках введения принципа меритократии усилены требования к кандидатам в судьи вышестоящих судов, которые обязательно должны иметь определенный судейский стаж. Для судьи областного суда он составляет пять лет, а для судьи Верховного Суда - десять, из которых пять лет в должности судьи в областном суде. То есть теперь, чтобы стать судьей Верховного Суда, кандидат должен пройти все ступени карьерной лестницы.

Также ужесточен порядок подготовки судей. Прежде чем участвовать в конкурсе на должность судьи, кандидат должен сдать судейский экзамен в Квалификационной комиссии при Высшем Судебном Совете и пройти стажировку в судах по месту жительства. При этом лица, обучающиеся в специализированной магистратуре Академии правосудия, сдают экзамен и проходят стажировку в процессе обучения, которое длится два года.

В рамках реализации Плана нации порядок прохождения квалификационного экзамена значительно изменен. На первом этапе претендент проходит компьютерное тестирование, в рамках которого проверяется уровень его знаний действующего законодательства. На втором этапе проводится устный экзамен, в ходе которого претендент рассматривает конкретные ситуации из судейской практики. Это позволит определить способность кандидата в судьи применять имеющиеся у него теоретические знания на практике. Завершающим этапом экзамена является психологическое тестирование, в рамках которого проверяются стрессоустойчивость кандидата и его способность работать с людьми.

Наряду с изменением порядка сдачи экзамена расширен состав квалификационной комиссии при Совете за счет представителей Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции и адвокатуры. Это позволит повысить объективность и прозрачность работы комиссии.

Кроме того, по аналогии с правоохранительными органами, для кандидатов, сдавших экзамен, впервые введен институт полиграфологического исследования.

Изменен порядок прохождения стажировки в судах для кандидатов в судьи. Если ранее она проводилась без отрыва от производства, что сказывалось на ее качестве, то теперь стажировка будет оплачиваемой и проходить с отрывом от основного места работы.

Наряду с ужесточением порядка прохождения экзамена и стажировки сокращены сроки действия их результатов (с пяти до четырех лет).

Кроме того, изменен порядок отбора кандидатов в судьи за счет расширения перечня судейских должностей, занятие которых осуществляется на конкурсной основе. Если ранее через конкурс назначались только судьи районных и областных судов, то теперь такой порядок применяется и к председателям районных судов, и судьям Верховного Суда РК.

Для участия в конкурсе кандидаты помимо прохождения экзамена и стажировки также должны получить заключения советов по взаимодействию с судами, которые функционируют при каждом областном суде и оценивают морально этические качества кандидатов. В состав советов входят представители общественности.

Кандидаты в вышестоящие суды и на должность председателя районного суда должны получить письменное поручительство от судей, а также положительную оценку профессиональных качеств от Судебного жюри.

При этом при отборе кандидатов на руководящие судейские должности приоритет отдается лицам, состоящим в кадровом резерве, который формируется Советом и Верховным Судом совместно.

Таким образом, процедура отбора судей является очень сложной, многоступенчатой и пройти ее могут лишь самые достойные. Кроме того, через год после назначения работа судьи будет оцениваться Судебным жюри. В ходе оценки будут рассматриваться показатели качества отправления правосудия и проверяться соблюдение судьей норм судейской этики. Такую оценку судьи в последующем будут проходить через каждые пять лет, а также при участии в конкурсе на должность судьи вышестоящей инстанции, на должность председателя суда, председателя судебной коллегии. Освобождаются от периодической оценки профессиональной деятельности судьи, имеющие 20 и более лет судейского стажа.

Изменение порядка отбора судей потребовало модернизации работы Высшего Судебного Совета. В этой связи с 2016 года Совет стал отдельным государственным учреждением со своим аппаратом, который является юридическим лицом. При этом кардинально изменился состав Совета. Если ранее в нем на постоянной основе работал только председатель Совета, а остальные члены совмещали работу в Совете с основной, то теперь половина членов Совета будет работать на освобожденной основе. То есть на период членства в Совете, который составляет три года, они освобождаются от выполнения своих обязанностей по основному месту работы, что позволит им полностью сосредоточиться на деятельности Совета. При этом половину его членов составляют судьи. Схожие модели работы Высших Судебных Советов или аналогичных им органов применяются в большинстве развитых стран.

Наряду с изменением модели Совета расширились и его полномочия. Для обеспечения гарантий независимости судей и их неприкосновенности Совет наделен правом рассматривать жалобы судей на решения Судебного жюри о наложении дисциплинарного взыскания или признании профессиональной непригодности.

Но это не значит, что теперь привлечь судью к ответственности будет невозможно. Во исполнение шага 19 Плана нации «100 конкретных шагов» законодательно установлено право граждан обращаться с жалобами на действия судей в Судебное жюри при Верховном Суде.

Ужесточение системы отбора судей позволит сформировать судейский корпус из наиболее подготовленных и грамотных специалистов.

Все это должно повысить качество правосудия, и в конечном итоге обеспечить гражданам возможность качественной реализации конституционного права на судебную защиту.

Следите за новостями zakon.kz в: