Современные информационно-коммуникационные технологии, которые внедряются сегодня в судах Казахстана, являются дополнительной гарантией доступности и открытости правосудия, снижают злоупотребления со стороны недобросовестных участников процесса, дисциплинируют самих работников суда, а также прокуроров и, как результат, повышают доверие к судам со стороны общества, считает руководитель Департамента по обеспечению деятельности судов Верховного суда Ильяс Испанов.
- Ильяс Сапарбекович, как известно, последние годы Верховным судом большой упор делается на внедрение в судах новых информационно-коммуникационных технологий. Расскажите, пожалуйста, об этом более подробно. На какой стадии находится сейчас эта работа?
- Судебная система, как и все сферы и отрасли нашей страны, все больше и больше охватывается современными информационно-коммуникационными технологиями и это понятно, ведь сегодня без этого немыслимо функционирование судов и в целом отправление правосудия. Они внедряются буквально во всех судах, на всех этапах судебной деятельности, начиная от приема документов, судебного разбирательства, до выдачи решений и выписки исполнительного листа. При этом ставится цель создать удобные, простые и понятные для населения инструменты, при помощи которых можно без проблем контактировать с судами в любое удобное время. Раньше разве мы могли об этом мечтать? Чтобы не быть голословным, давайте расскажу вам о наиболее значимых сервисах, которые мы установил в судах в прошлом году на базе уже имеющейся технической инфраструктуры.
Первое. Автоматизированная информационно-аналитическая система судебных органов «ТӨРЕЛІК». Вы, наверное, уже слышали о ней. Это централизованная структура, дающая оперативный доступ к информационному обмену данных и высокую отказоустойчивость. Данная система позволяет формировать автоматически статистические и аналитические отчеты. Кроме того, благодаря ей практически полностью переходит в электронную форму делопроизводство в судах. Система интегрирует все имеющиеся сервисы, в том числе электронный архив судебных документов, внутренний портал, кадровую систему, интернет-ресурсы судов, Call-центр, ознакомление с судебными документами, Судебный кабинет.
- Насколько я знаю, раньше в судах большой проблемой было распределение дел между судьями. Сначала это производилось вручную председателем суда, затем появились элементы автоматического распределения дел, но и это давало сбои. А что изменилось с приходом «ТӨРЕЛІК»?
- То, что было раньше и сейчас, это небо и земля. «ТӨРЕЛІК» не только на порядок усовершенствовал данную операцию, и распределяет дела умно, справедливо, но при этом еще учитывает специализацию судей, их нагрузку, переназначение в другой суд и даже отпуск, командировку, нахождение на больничном, выполнение функций следственного судьи по уголовным делам и дежурного судьи по административным делам. Такой подход исключает субъективный фактор при распределении дел и еще на начальном этапе пресекает возможные коррупционные проявления. На сегодня «ТӨРЕЛІК» полноценно запущен во всех судах, начиная от районных и до Верховного.
Второй проект, на котором я хотел бы остановиться это интеграция судебной системы с информационными системами заинтересованных государственных органов. Основная логика этой работы в том, чтобы обеспечить оперативный доступ к информации государственных органов и упростить все механизмы по передаче сведений.
- А что имеет от этого население?
- Для населения плюс в том, что снижается количество документов, в том числе на бумажных носителях, которые необходимо предоставить в суд участникам судебных процессов. Наша цель, чтобы в будущем человек приходил в суд просто с удостоверением в руках или хотя бы просто назвал свой ИИН, а все остальные сведения необходимые для решения спора были бы доступны для суда через электронные сервисы.
- Чего мы достигли в этом направлении?
- На сегодняшний день налажено информационное взаимодействие с Министерством юстиции в части передачи исполнительных листов в онлайн режиме. С платежным шлюзом электронного правительства - для получения данных о поступлении госпошлины и для проверки уплаты штрафов. С Генеральной прокуратурой - по приему в электронном виде материалов по уголовным и административным делам, передаче судебных актов, а также статистических данных. С «Казпочтой» - в части автоматизации отправки судебной корреспонденции и использования «Гибридной электронной почты». В результате оптимизации почтовых услуг экономия составила 326 млн. тенге, в том числе за счет использования «Гибридной электронной почты» более 50 млн. С Комитетом уголовно-исполнительной системы - в части передачи судебных актов по лицам, отбывающим наказание в исправительных учреждениях. С Администрацией Президента - по обработке запросов о предоставлении информации о наличии и лишении государственных наград. В этом перечне есть также Министерство по делам государственной службы и Комитет связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию.
Особого внимания заслуживает сервис «Судебный кабинет». Это одно из ключевых нововведений. В сравнении с 2014 годом, число поданных заявлений через «Судебный кабинет» в прошлом году составило практически половину от всех подданных исков.
В рамках «Судебного кабинета» реализовано и запущено автоматизированное рабочее место (АРМ) для государственных органов по отправке административных дел в судебные органы страны. На данный момент АРМ используют 1495 государственных учреждений. Также внедрен функционал по просмотру судебных актов государственными органами по конкретным категориям дел.
В личном кабинете сервиса «Судебный кабинет» пользователи могут добавить доверенных представителей для доступа к просмотру статусов по поданным заявлениям. Также на этом сервисе запущен модуль по получению Министерством финансов решений суда о признании потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок.
Сравнительно недавно, в этом году, мы запустили обновленную версию «Судебного кабинета», он был доработан с учетом предложений адвокатов, представителей юридической общественности и госорганов. Обновлены шесть разделов, в том числе судопроизводство (подача исков, заявлений, апелляционных/частных жалоб, кассационных ходатайств и др.), отправка писем и обращений в судебные органы, поиск судебных дел, апостилирование официальных документов, исходящих из судебных органов. В июле 2015 года внедрена мобильная версия «Судебного кабинета».
- А вы как-то стимулируете население, чтобы они использовали новые технологии, ведь мы все знаем, что все новое приживается трудно, человек всегда делает так, как он привык.
- Сейчас этот вопрос нами изучается. В частности, мы хотим снизить госпошлину для пользователей судебного кабинета. Этим мы хотим увеличить число наших пользователей. Кроме того, если документы подаются в суды в электронном виде, то мы не тратим деньги на копирование бумаг и использование оргтехники, экономим трудовые ресурсы. Следовательно, размер госпошлины должен быть уменьшен соразмерно этой сумме. К слову, в Эстонии, где все судопроизводство с 2006 года осуществляется только в электронном виде, такая мера позволила в разы увеличить пользователей электронными судебными сервисами.
Также мне особо хочется отметить официальные веб-сайты судов. Сегодня они представляют собой единый мощный информационный ресурс, обеспечивающий многогранное представление в сети информации о деятельности судебной системы страны. Прямым результатом этой работы явилось признание Интернет-ресурса Верховного суда лучшим в рейтинге официальных сайтов государственных органов страны второй год подряд по версии «Казконтента».
Конечно, такую популярность также обеспечивают практические возможности, представляемые через сайты. К примеру, здесь есть доступ к сервису «Ознакомление со списком слушания дел», где размещается информация о назначенных судебных заседаниях. Здесь же работает сервис «Калькулятор расчета подлежащей к уплате государственной пошлины», который позволяет точно рассчитать государственную пошлину для подачи исковых и иных заявлений в суд.
Хочу отметить, что новые сервисы постепенно набирают популярность. Могу привести некоторые показатели. С начала функционирования сервиса «Судебная повестка» сторонами распечатано более 150 000 электронных судебных повесток. Через «Ознакомление с судебными документами» получили услугу почти 208 000 участников судебных процессов. Через «Просмотр судебных документов к извещению» всего просмотрено около 17 000 судебных документов к извещению.
Говоря о новых сервисах, нельзя не остановиться на системе аудиовидеофиксации судебных процессов. Она активно внедряется во всех судах. Хотел бы напомнить, что эта работа ведется в соответствии с Планом Нации «100 конкретных шагов». На сегодня из 1407-ми залов судебного заседания, неоснащенными остается всего 371. В этом году мы их полностью закроем, средства для этого есть.
- Сегодня много говорят о системе аудио-видео фиксации. Снимать все, что происходит в зале суда, это действительно гарант прозрачности судебного процесса. А какие еще практические выгоды от этого вопроса?
- Мы сейчас идет к тому, чтобы эта система работала максимально безупречно, для этого будем обязательно мониторить ее с помощью специального функционала, позволяющего определять своевременность проведения судебного заседания, давать отчет о применении АВФ, проводить мониторинг ее репликации. Такие меры заставят суды следить за четким рабочим графиком и наказывать лиц, допустивших срыв процесса. Если, к примеру, участник опоздал на процесс, то аудио-видео фиксация дает фактическое основание принять в отношении него соответствующие меры. Кроме того, проводится работа по ее интеграции с другими системами, что усиливает ее прикладные возможности, допустим, знакомиться с материалами АФВ через «Судебный кабинет».
- Это все сервисы или еще что-то?
- Да, я хотел бы обратить внимание ваших читателей на аналитический информационный сервис «Форум «Талдау». Он буквально недавно создан, сейчас доступен работникам судебной системы в рамках системы «Төрелік» и после отладки в течении I квартала будет доступен всем пользователям. Задачей «Талдау» являются систематизация, мониторинг судебных актов и анализ судебной практики по конкретным категориям дел. В основу его разработки положен опыт ряда стран - Австрии, Турции, Латвии, Эстонии, России и Финляндии. Форум будет доступен для всех судей и посетителей сайта, здесь будет создана площадка для дискуссий по вопросам судебной практики, где смогут высказаться все желающие, в том числе адвокаты и прокуроры. Все высказывания будут анализироваться. По нашим прогнозам, создание возможности для общественности участвовать в формировании судебной практики повысит качество и эффективность работы судов.
- Что вы планируете внедрить в судах в этом году?
- На данный момент прорабатывается вопрос оснащения судов всех уровней системами видеоконференцсвязи. Это даст возможность любому гражданину, независимо от расстояния, полноценно участвовать в судебном процессе. К примеру, человек не должен ехать тысячи километров, чтобы принять участие в процессе, а сможет из Алматы через систему видеоконференцсвязи выступить и быть услышанным в суде Астаны. Это, также значительно экономит время на проведение процесса, не надо никого ждать.
Совместно с МВД запланирован проект «Удаленный судебный процесс». То есть заключенные смогут давать показания прямо из мест заключения. В последующем к нему предполагается подключить лечебные учреждения Министерства здравоохранения и социального развития, в частности туберкулезные диспансеры. Это сэкономит бюджетные средства, время, исключит другие возможные риски.
И еще. Мы думаем создать «Систему управления информационной безопасности судебной системы» и уже в этом году проведем аттестацию «ТӨРЕЛІК» на предмет соответствия требованиям информационной безопасности.
В ближайшее время планируем разработать и принять новую «Стратегию по развитию информационно-коммуникационных технологий в судебной системе до 2020 года», перенести информационные системы и ресурсы судебных органов в Серверный центр госорганов и центры обработки данных регионов, что еще больше обеспечит сохранность информации и удобство работы с ней.
Ну и дальше будем оснащать суды необходимой техникой, увеличивать пропускную способность каналов связи и скорости, обучать сотрудников судов и население работать с информационными системами. Все это даст дополнительные гарантии доступности и открытости правосудия, исключит злоупотребления со стороны недобросовестных участников процесса и как результат, повысит доверие к судам со стороны общества.
Торгын Нурсеитова