Согласно Орхусской конвенции
Б. Сатбаев,
судья СМЭС г. Астаны
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими споры в сфере охраны окружающей среды, являются Конституция РК, Экологический, Гражданский, Земельный, Водный кодексы, законы «О недрах и недропользовании», «Об особо охраняемых природных территориях», ГПК и др.
Также применяются международные договоры в области охраны окружающей среды, ратифицированные Казахстаном, в том числе нормы Конвенции о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступу к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, ратифицированной в 2000 году.
Кроме того, суды при разрешении дел указанной категории руководствуются нормативными постановлениями Верховного Суда РК «О практике применения судами законодательства об охране окружающей среды» от 22 декабря 2000 года № 16, «О некоторых вопросах применения судами норм главы 27 ГПК РК» от 24 декабря 2010 года № 20, Правилами экономической оценки ущерба от загрязнения окружающей среды, утвержденными постановлением Правительства РК от 27 июня 2007 года № 535 и др.
Все иски в экологической сфере можно условно разделить на категории:
- иски по вопросам, касающимся окружающей среды (реализация Орхусской конвенции);
- иски общественности о предоставлении экологической информации от государственных органов и организаций;
- иски об оспаривании действий (бездействия) частных лиц либо государственных органов, нарушающих экологическое законодательство;
- иски общественности о нарушении экологических прав граждан, проживающих в санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и иных объектов;
- иски общественности об отмене решений о размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных экологически опасных объектов по мотивам порочности заключений экологических экспертиз.
В последние годы суды при разрешении экологических споров чаще стали применять нормы международных договоров в области охраны окружающей среды, ратифицированных Казахстаном, в том числе Орхусской конвенции.
Согласно ей граждане и негосударственные юридические лица обладают правом обращения в международную инстанцию - Комитет по вопросам соблюдения Орхусской конвенции. Такая возможность активно используется казахстанскими гражданами и экологическими организациями. Следует отметить, что правовая статистика ведется подразделением Генеральной прокуратуры РК, а первичные статистические сведения формируются канцеляриями судов. В 2010 году внесение изменений в статистические формы по гражданским делам позволило вести учет дел в сфере окружающей среды по искам и заявлениям, которые предъявлены физическими лицами, экологическими организациями в рамках реализации Конвенции.
Доступ к правосудию является основным средством обеспечения соблюдения Орхусской конвенции (ст. 9).
Он предполагает наряду с законодательным закреплением гарантированного права на обращение в суд у каждого гражданина также наличие таких факторов, как доступность правосудия населению, обеспечивающая своевременный прием заявлений; разумные и справедливые судебные расходы; разумные сроки рассмотрения и разрешения дел; своевременное и качественное изготовление судебных актов, протоколов судебных заседаний; беспрепятственное их предоставление сторонам судебного спора; своевременное разрешение апелляционных и кассационных жалоб, ходатайств по оспариванию судебных актов в надзорном порядке; простоту процессуальных положений; гарантии бесплатной юридической помощи нуждающимся; эффективное исполнение судебных решений и т.д.
В судебной практике возникают вопросы по надлежащему оформлению исковых заявлений для судебной защиты прав общественности, по подсудности дел по искам экологических объединений.
Суды Казахстана, реализуя положения международного договора и национального законодательства, принимают к своему производству иски (заявления) экологических общественных объединений о защите прав неопределенного круга лиц по вопросам, касающимся окружающей среды.
Следует отметить, что лица, предъявившие иск в защиту чужих интересов, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, кроме права на заключение мирового соглашения. Отказ указанных органов и лиц от иска не лишает лицо, в интересах которого возбуждено дело, права требовать рассмотрения дела по существу. Если лицо, в интересах которого возбуждено дело, не поддерживает заявленное требование, суд оставляет иск (заявление) без рассмотрения, если не ущемляются права третьих лиц.
Представителями по поручению в суде могут быть уполномоченные организации, которым законом, уставом или положением предоставлено право защищать права и интересы членов этих организаций, а также уполномоченные организации, которым законом, уставом или положением предоставлено право защищать права и интересы других лиц.
В силу ст. 19 Закона РК «Об общественных объединениях» экологические общественные объединения вправе представлять и защищать права и законные интересы своих членов в судах и других государственных органах, иных общественных объединениях.
В случаях, когда заявления подаются экологическими объединениями в своих интересах, а также в интересах неопределенного круга лиц на действия государственных органов, органов местного самоуправления, то они рассматриваются специализированными межрайонными экономическими судами по месту нахождения госоргана, органа местного самоуправления, решение, действие, (бездействие) которого обжалуется.
Когда экологическое объединение подает заявление на действия государственных органов, органов местного самоуправления, в интересах физических лиц согласно доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом, то они рассматриваются районными судами по месту нахождения госоргана, органа местного самоуправления, решение, действие, (бездействие) которого обжалуется.